Физические упражнения для детей с ДЦП

Физические упражнения для детей с ДЦП

Мячи

Мячи больших размеров (56см и 41см) используются для развития навыков балансировки и пространственного ориентирования, понимания строения своего тела и его работы. Мячик маленького размера (28см) удобен для различных упражнений: катание, бросание, толкание и др.

1. Поставьте ребенка спиной к мячу, ноги опираются на мяч, усадите по центру мяча, откатив его назад. Покачивая, стимулируйте развитие навыков равновесия. На более продвинутом этапе возможны специальные упражнения на мяче, руки прямые в сторону, покачиваясь, пытаться удержать равновесие.

2. Ребенок в положении на животе на мяче размером, соответствующим его росту, руки прямые вытянутые вперед, придерживая ребенка за бедра, толкните мяч вперед, вызывая защитную реакцию на полное разгибание.

3. Ребенок лежит на животе, на мяче соответствующего размера. Придерживая ребенка за бедра, осторожно качните мяч вперед-назад, в стороны, следя за ответной реакцией ребенка.

4. Данное упражнение рекомендуется для детей с больной спастикой. Ребёнок лежит, покачивая мяч, добейтесь уменьшения мышечного тонуса. Необходимо следить за реакцией ребенка, чтобы предотвратить переразгибание.

5. Упражнения на развитие умений переносить весовую нагрузку на колени, например: пройти на коленях, опираясь на модуль большего размера.

Мягкий модуль «Валик»

Разнообразие размеров валиков позволит вам выбрать позиционер, который соответствует росту и состоянию. В основном валики используются для тренировки навыков координации движений и стабилизации мышечного тонуса.

1. а) Упражнения на выпрямление рук, туловища, головы, тазобедренного сустава и сгибания колен. Ребенок лежит на животе, на валике соответствующего размера. Физиотерапевт находится перед ребенком, стимулируя его тем самым удерживать себя на прямых ногах и держать голову прямо. Если ребенок высокий, его можно положить на два валика одинакового размера. Дополнительный валик позволит передвигаться вперед-назад.

в) Ребенок находится в положении лежа на животе верхом на валике, стопы ног плотно прижаты к полу. Физиотерапевт позади ребенка. Медленно встать, начиная поднимать голову, затем туловище, поддерживая себя руками. Чтобы предотвратить переразгиб туловища и головы необходимо обхватить ребенка сзади, придерживая его выше запястья.

2. Упражнения для предплечья и развития навыков контроля головы. В положении лежа на животе, на валике дотянуться до предметов.

В положении на четвереньках с опорой на валик постепенно перенести весовую нагрузку с рук на ноги и наоборот.

3. Упражнения на равновесие

а) Ребенок в положении сидя на валике, стопы ног плотно на полу, туловище слегка наклонено вперед, руки между колен, ладони плотно прижаты к валику.

б) Ребенок, лежа на животе вдоль валика, ноги прямые, слегка согнуты в коленях, как бы обхватывая валик, руки — как показано на рисунке.

Осторожно покачивать валик из стороны в сторону, попросив ребенка стараться удержаться в первоначальном положении, компенсируя смещение центра тяжести.

4. Упражнения для нижних конечностей.

а) Положение сидя верхом на валике. Осторожно покачивая валик, уменьшить мышечный тонус нижних и верхних конечностей. Попросить ребенка вывести ноги вперед, в стороны, и удержать при этом равновесие. Это упражнение на растяжку подколенного сухожилия и абдукторов. Для растяжки пяточного сухожилия тазобедренный, коленный и голеностопный суставы должны находиться под углом 90° и больше.

б) Поочередно отталкиваясь ногами от пола, покачаться на валике, и в то же время стараться удержать туловище в первоначальном положении.

5. Упражнения на ротацию туловища. Ребенок в положении сидя с одной стороны валика. Вращать туловище, постепенно наклоняясь в стороны, стараясь дотронуться до пола.

6. Упражнения на развитие навыков восприятия. Для занятий лучше взять длинные валики для большего удобства ребенка и физиотерапевта. Работая с различными предметами, физиотерапевт сможет следить и за реакцией ребенка и за его осанкой.

7. Для слепых пациентов для ориентации в пространстве большое значение имеет личный опыт. Для развития тактильного восприятия изучить предметы рукой, а затем осторожно оттолкнуть валик, дотянуться до него, распрямив туловище.

8. Упражнения на сгибание и разгибание в тазобедренном суставе. Ребенок в положении стоя на коленях, опираясь на валик, переносит весовую нагрузку на прямые или согнутые руки. Откатывая валик вперед-назад, ребенок начинает контролировать сгибание, разгибание тазобедренного сустава

Мягкий модуль «Уголок»

Прежде всего, используются для детей с плохим контролем движений головы, туловища, не умеющими удерживать равновесие при обучении положению сидя. Выбор размера уголка зависит от роста ребенка. Идеальным считается уголок, который вмещает ребенка от грудной косточки до колен.

1. Упражнения на распределение весовой нагрузки. Ребенок в положении лежа на животе. Перенести весовую нагрузку на плечи, локти и прямые предплечья.

Упражнения на развитие навыков контроля движения головы. Ребенок в положении лежа на животе, плечевой пояс на высокой части уголка, опоры для головы нет. Если уголок очень низкий, весовая нагрузка будет распределяться в основном на предплечье, не давая рукам работать предметами. С другой стороны, если уголок очень высокий, то все предметы будут слишком далеки для захвата руками. Это приведет к спастике сгибающих мышц. Чтобы избежать этого, просто поместите предметы на маленькую досточку или кубик.

Мягкий модуль «Уголок» с крепежными ремнями

Позиционер удобен тем, что с помощью ремней на липучке, вы надежно закрепляете ребенка на уголке, и он может какое-то время заниматься самостоятельно.

Набор уголков Би-форма.

Система тетра-уголков специально разработана для детей старшего возраста. Работать с взрослым ребенком всегда труднее, чем с малышами из-за его роста. Тетра-уголки помогут вам разрешить все проблемы.

1. Удобное положение лежа на спине высвободит нижние и верхние конечности

а) В положении лежа на спине, на уголке высвобождаются мышцы шеи и головы.

в) С помощью уголка большого размера в положении лежа на спине, мы сможем снизить тонус экстенсоров и уменьшить лордозное искривление, разрабатывая руки, как показано на рисунке. Из-за непроизвольных движений в тазобедренном суставе уголки могут раздвинуться, поэтому перед занятиями необходимо скрепить их ремнями на липучке и правильно установить на полу.

2.Для переноса основной весовой нагрузки на верхние конечности, положите ребенка на живот на уголок 30 см высотой.

а) Весовая нагрузка на локти или прямые руки.

в) Весовая нагрузка на одну руку, вторая высвобождена для занятий.

Разведение ног и распрямление коленного и тазобедренного сустава возможно в положении лежа на животе с помощью крепежных ремней и абдукционного модуля.

Ниспадающие бортики уголка с небольшими углублениями, соответствующими контурам тела, помогут уменьшить контрактуру мышц бедра. Рекомендуется находиться в данном положении

15 мин.

В дальнейшем время можно увеличить. Высота уголка 25 см.

Система тетра-уголков могут использоваться при работе с ребенком над равновесием в положении сидя. Усадив пациента на уголок высотой 43 см, вы увеличите флексию бёдер, что в свою очередь уменьшит тонус разгибательных мышц и лордозное искривление позвоночника.

Зафиксировав нижнюю часть туловища, пациент сможет осваивать навыки контроля головы и туловища.

Использовать уголки по отдельности, вы можете сконструировать различные позиционеры. Уменьшая или увеличивая контроль головы, вы высвободите руки для занятий. Чтобы уголки не разъезжались, их можно скрепить друг с другом при помощи липучки. Высота таких уголков 25 см.

«Кузнечик»

Набор позиционеров, который состоит более чем из 15 модулей различной формы. Вы можете сделать очень удобное сидение, или позиционер для тренировки вестибулярного аппарата.

Тренировка вестибулярного аппарата.

Стимуляция вестибулярного аппарата может происходить двумя путями.

1. Вызывать соответствующую реакцию ребенка на какое-либо движение

2. Повлиять на изменение мышечного тонуса ребенка.

Положение лежа на спине, на животе. Различные комплексы упражнений в данных положениях помогут улучшить контроль головы, стабилизировать плечевой пояс. Предотвратить контрактуру и деформации нижних конечностей.

Положение сидя. Возможность самостоятельно сидеть значительно улучшит умение ребенка координировать движения рука-глаз.

Положение лежа на боку. Положение лежа на боку способствует выведению рук на среднюю линию, развитию координации движений рука-глаз. Это очень важно для общего физического развития ребенка.

Балансировочная доска

Умение удерживать равновесие является очень важным для овладения другими двигательными рефлексами. Биологический механизм равновесия совместно с другими — зрением, осязанием и обратной связью восприятия помогают ребенку осознать себя в пространстве.

Ритмичные движения для всего корпуса помогут развить основные навыки контроля равновесия.

Приведенные ниже упражнения будут способствовать развитию равновесия в пространстве. Вид упражнения и длительность выполнения зависят от индивидуальных возможностей ребенка. Рекомендуется поощрять ребенка за правильно выполненные задания. Можно работать под музыку.

Упражнение на развитие эквилибристической реакции, укрепления мышц туловища, координации движений рука-глаз и осознания работы частей тела.

1. Залезть и слезть с доски: а) спереди; в) сзади; с) с обеих сторон.

2. Ребенок в положении сидя «по-турецки» (как показано на рисунке). Раскачивая доску попросить ребенка удержать равновесие.

3. Ребенок в положении сидя на доске. Упражнения для рук — имитация плавания. Можно двумя руками поочередно — левой, правой.

4. Ребенок в положении сидя на корточках. Покачивающее движение из стороны в сторону головой, затем зафиксировать взгляд на предмете. Круговое вращение головой.

5. Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад. Лучше выполнять под музыку.

6. Положение то же. Круговые вращения руками:

А) Обе руки в одну сторону

В) Обе руки в разные стороны

С) По очереди в одну сторону.

Д) По очереди в разные стороны.

7. Любое положение: стоя, сидя, на корточках, на коленях, «по-турецки»:

А) Обе руки положить на грудь

В) Поднять руки над головой

С) Прямые руки в сторону

Д) Нагнуться, достать пальцы ног

Е) Любые движения, какие понравятся.

Доска для обучения ползанию

Несмотря на степень тяжести заболевания, дети все-таки пытаются исследовать окружающий мир. Данный позиционер позволяет закрепить ребенка в симметричном положении лежа на животе и отталкиваясь руками от пола, передвигаться по комнате.

1. Упражнение на развитие навыков контроля головы туловища.

А) Ребенок в симметричном положении лежа на животе, должен удерживать голову и туловище в распрямленном положении. Умение контролировать голову и туловище является необходимым условием для работы верхних конечностей.

В) Работа мышц усилится, если ребенка в положении лежа, держащегося за веревочку, покатать по комнате.

С) Позиционер рекомендуется для работы с детьми со спино-мозговой грыжей.

2. Упражнения для верхних конечностей. Доска способствует развитию и укреплению мышц верхних конечностей, координации движений обеих рук, согласованности движений предплечье-кисть.

3. Упражнение на развитие двигательных рефлексов вращения на позиционере по часовой (против часовой) стрелке, перебирая руками по полу.

4. Упражнение на распрямление тазобедренных суставов. Ребенок в симметричном положении лежа на животе, ноги разведены и вывернуты наружу.

Мягкий модуль «Черепаха»

Рекомендуется для занятий по стимуляции вестибулярного аппарата. Рекомендуемые упражнения:

1. Упражнения на тренировку равновесия и укрепление мышц туловища. Ребенок в положении сидя «по-турецки» на перевернутом панцире, пытается удержать равновесие, в то время как физиотерапевт раскачивает панцирь.

2. Проприоцепция нижних конечностей, тренировка равновесия, навыков координации движений глаза-руки. Ребенок, в положении сидя на панцире, стопы на полу. Старается удержать равновесие. Различные игры с мячом.

3. Проприоцепция верхних конечностей, тренировка навыков координации движений. Ребенок в положении лежа на панцире, весовая нагрузка перенесена на руки. Удержать равновесие, играя одной рукой с мячиком

Тренировка навыков равновесия, координация движений глаза-ноги, проприоцепция нижних конечностей. Ребенок в положении сидя на скутере (который служит одновременно крышкой для панциря черепахи) опираясь на руки, вращается по кругу, перебирая ногами

bzros.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

06.03.2012
просмотров 12652