Задержка речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей

Такой подход вряд ли можно назвать правильным, ведь речевые отклонения могут тормозить умственное развитие ребенка, стать препятствием в нормальном общение с другими детьми, причиной психических травм и будущих комплексов. Кроме того, задержка речи у детей может свидетельствовать о серьезных нарушениях центральной нервной системы вследствие внутриутробной, родовой или послеродовой травмы, наследственного или перенесенного инфекционного заболевания. Поэтому чрезвычайно важно при появлении первых признаков задержки речевого развития ребенка выявить его причину, ведь если речевые отклонения вызваны поражениями головного мозга, то чем раньше будет проведено лечение, тем больше шансов на полное восстановление его нарушенных функций.

Речевое развитие детей происходит в несколько этапов

Уже начиная с третьей недели, новорожденный должен издавать звуки в ответ на обращенную к нему речь. С полутора до пяти месяцев у новорожденных длится период гуления – произнесение согласных г, х, к в сочетании с гласными у, ы. Малыш гулит как спонтанно, так и «отвечая» взрослым. В возрасте примерно шести месяцев начинается стадия лепета – ребенок произносит отдельные слоги, сочетания повторяющихся слогов – ма-ма, ба-ба ит.п. Первые слова, имеющие значение, дети начинают говорить приблизительно в 11 месяцев, к годовалому возрасту словарный запас должен составлять не менее 5-10 слов. К полутора годам дети полностью понимают обращенную к ним речь, могут выполнять простые просьбы. По достижении двухлетнего возраста ребенок должен разговаривать простыми предложениями, а еще через год – вести беседу, рассказывать о несложных событиях.

Если на каком-то из этих этапов ожидаемые речевые навыки не появились, необходимо проконсультироваться со специалистами (неврологом, отоларингологом, логопедом) для выяснения причины задержки речевого развития. Наряду с причинами неврологического характера речевые отклонения могут вызываться нарушениями слуха ребенка, а также психологическими причинами – недостаточным вниманием к нему со стороны взрослых.

В ситуации, когда у малыша 1.5-2.5 лет отсутствует активная речь, перед родителями встает вопрос: необходимо ли немедленно начинать специальные логопедические занятия или стоит подождать? В раннем возрасте различные нарушения развития по своим проявлениям часто имеют схожесть. Но нарушения развития речи практически всегда сопровождают любой дефект. Поэтому наблюдение за ребенком логопеда и при необходимости коррекционные занятия помогут дать толчок в развитии речи малыша, если это задержка речевого развития, или определить первичное отклонение (задержку психического развития, олигофрению, нарушения слуха, аутизм).

Обычно на консультации у логопеда или в процессе логопедических занятий с детьми раннего возраста родители хотят получить прогноз развития речи малыша в дальнейшем. Часто в раннем возрасте уровень недоразвития речи выглядит примерно одинаково у детей с различными отклонениями в развитии. Поэтому предположить перспективы речевого развития можно только в ходе логопедических занятий, учитывая динамику или «топтание на месте». Одни дети могут быстрыми темпами догнать и перегнать своих сверстников в речевом развитии. Здесь можно говорить о задержке речевого развития (ЗРР) и в перспективе зачастую у таких детей не бывает проблем с обучением в школе. Другая часть детей даже в ходе систематических занятий, продолжающихся не один месяц и даже год, не могут полностью преодолеть свою речевую недостаточность в дошкольном возрасте, у них могут возникать проблемы с обучением в школе. Здесь речь может идти о серьезной речевой патологии – моторной, сенсорной или сенсо-моторной алалии, общем недоразвитии речи. Таких детей логопеды сопровождают всю начальную школу.

В случае ЗРР логопедическая помощь может носить и консультативный характер: логопед обучает родителей, как заниматься с малышом дома, родители выполняют рекомендации и приходят на повторную консультацию через 2-3 месяца. Отслеживается динамика речевого развития, даются новые задания.

Занятия с малышами раннего возраста

речевое развитие детейЗанятия с малышами раннего возраста имеют свою специфику, ребенок познает мир с помощью взрослого путем подражания его действиям, словам, а не в беседе, или при объяснении и внушении. Все действия взрослого должны быть понятны ребенку, неоднократно обыгрываться, вызывать у малыша позитивные эмоции, желание повторить.

Ученые утверждают, что дети в 5 лет плохо разговаривают, потому телевизор лишает их практики устной речи.

В структуру логопедического занятия входит: развитие мелкой моторики рук (массаж кистей, пальчиков, ладоней), пальчиковые упражнения; дыхательные упражнения (формирование длительного плавного выдоха); артикуляционная гимнастика (специальные движения языком, губами, нижней челюстью); мимические упражнения (надувание щек, движения бровями, глазами); развитие конструктивной деятельности( игры с кубиками, пазлами, пирамидками, втулками, сортерами), подвижные игры, игры для развития слухового внимания, развития фонематического (речевого) слуха. Все виды деятельности обязательно сопровождаются специально подобранным речевым материалом. При этом на начальном этапе взрослый сам говорит, не требуя малыша повторять. Когда у ребенка появляется речевая активность, ему предлагаются различные речевые игры, в ходе которых малыш сам начинает повторять слова, а затем и фразы.

Постепенно малыш приобретает уверенность в своих силах. возможностях, и его речь с каждым днем становится богаче, четче, что вызывает неимоверную радость у него самого и всех близких .

Так нужно ли обращаться к логопеду, когда Ваш малыш молчит?

Демьяненко Ольга Васильевна
детский логопед Детской клиники Медицинской сети «Добробут»

likar.info

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

28.10.2013
просмотров 4302