Намечая путь к счастью. Методика Масару Ибука

Намечая путь к счастью. Методика Масару Ибука

Как показывают исследования в области физиологии мозга, с одной стороны, и детской психологии, с другой, ключ к развитию умственных способностей ребенка — это его личный опыт познания в первые три года жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Ни один младенец не рождается гением, и ни один — глупцом. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша, а именно, в период с рождения до трехлетнего возраста.

Онлайн-консультация детского психолога
бесплатно

«Меня часто спрашивают, — писал Масару Ибука, — помогает ли раннее развитие воспитывать гениев? Я отвечаю: нет. Единственная цель раннего развития — дать ребенку такое образование, чтобы он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым».

Раннее развитие связано с огромным потенциалом новорожденного. Новорожденный младенец абсолютно беспомощен, но именно в силу этой беспомощности так велики его потенциальные возможности. В отличие от мозга детенышей животных, который практически сформировался к моменту рождения. мозг новорожденного — как чистый лист бумаги. И оттого что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным вырастет ребенок.

Намечая путь к счастью. Методика Масару ИбукаЧеловеческий мозг насчитывает порядка 1.4 миллиарда клеток, но у новорожденного большинство из них не задействовано. Сравнение клеток головного мозга младенца и взрослого человека показывает, что в процессе развития между клетками формируются особые связи. Так вот в период от рождения до трех лет зарождается примерно 70–80% таких соединений. По мере того, как они развиваются, возрастают возможности мозга. Уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, а к трем годам — 80%. Конечно, это не значит, что мозг ребенка после трех лет перестает развиваться. К трем годам в основном созревает задняя часть мозга, а к четырем в этот сложный процесс включаются так называемые «лобные доли».

Фундаментальная способность мозга принимать сигнал извне, создавать его образ и запоминать его и есть та основа, тот самый компьютер, на котором держится все дальнейшее интеллектуальное развитие ребенка. Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после трех лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту.

Ссоримся на пользу

Еще одной важной составляющей раннего развития, на которую редко обращают внимание, Масару Ибука считает умение малыша... ладить с себе подобными, т. е., говоря научным языком, навыки социализации.

Примерно в 2 года ребенку становится неинтересно играть лишь с самим собой, он начинает играть с другими, и тогда впервые узнает, что значит взаимодействовать в группе. И когда кроха мирно играет со сверстниками, и когда ссорится, он учится жить в коллективе. Ссоры, по мнению автора не менее важны, потому что именно они развивают личную инициативу.

Ссоры между детьми Ибука делит на три группы: где ребенок берет верх над соперником, где уступает и где дает сдачи.

Существуют разные причины несогласия между детьми: борьба за игрушку, горку, машинку, обида или оскорбление, но ссор без причины не бывает.

Родителям или другим взрослым такая причина отнюдь не очевидна. Любая попытка обругать ребенка, учить его, что драться нехорошо, без объяснения причин не поможет развить чувства сотрудничества. Поэтому Ибука говорит, что родителям вообще не стоит вмешиваться в ссоры детей (конечно, в пределах разумного) — это мешает малышам учиться общаться с другими людьми.

Особое внимание Масару Ибука обращает на детей, которые «разучились» быть счастливыми. Это те, кто агрессивен, задирист, не желает никого слушать. не уважает ни старших, ни ровесников. Он выделяет и конкретные причины такого поведения:

  • физическое состояние, вызванное болезнью
  • голод или усталость
  • сильное возбуждение после неприятного инцидента или испуга
  • недостаток физических упражнений. как следствие, накопившаяся энергия
  • желание настоять на своем
  • подражание раздражительным родителям

Заставлять? Нет. заинтересовывать!

Главный принцип развития, воспитания и образования малыша Масару Ибука почерпнул у другого блестящего педагога — доктора Сузуки. Принцип этот крайне прост: вызвать интерес, являющийся лучшим побудительным мотивом. Принуждение же, наоборот, — худший способ обучения. Если у ребенка возникает интерес к скрипке, говорил Сузуки, обучающей малышей музыке, он делает большие успехи в короткое время, иногда превосходя все ожидания учителя.

Итак, главная задача родителей, если они хотят обучить чему-то сына или дочку, — пробудить интерес. Вместо того чтобы учить ребенка читать, лучше заинтересовать его буквами. Вместо того чтобы учить писать, пробудить интерес к процессу письма. Иными словами, задача родителей — подготовить ребенка к обучению.

Чтобы вызвать этот интерес, не менее важно создать условия. Например, чтобы у ребенка появилось желание рисовать, вокруг должно быть достаточно карандашей и бумаги. Бесполезно ждать, что у малыша появится желание к чему-либо, если условия для этого не созданы. Многие взрослые, равнодушные к музыке или живописи, могут подтвердить, что причиной их нелюбви было принуждение в раннем детстве или отсутствие условий для возникновения интереса.

В окружении прекрасного

Намечая путь к счастью. Методика Масару ИбукаВ старину — приводит пример Масару Ибука — продавец древностей окружал своего ученика в течение первых шести месяцев обучения только самыми ценными и настоящими произведениями искусства, чтобы, насмотревшись на них, ученик всегда мог отличить истинный антиквариат от подделки.

Этот метод обучения Ибука предлагает применять и в общении с малышом. Если у крохи в мозгу, который пока не различает ни стилей, ни направлений, ни стоимости, ни модных тенденций, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Мозг откажется воспринимать подделку, когда ребенок подрастет, и не родители, а сверстники и веяния моды будут влиять на его предпочтения и вкусы.

Поэтому, поставив цель сформировать эстетические потребности любимого чада, родители должны доверять своему вкусу и руководствоваться произведениями искусства, которые ценились во все времена.

Не нужно ограничивать ребенка книжками с примитивными картинками, поскольку он якобы «не поймет» более сложного языка живописи или скульптуры.

Пусть малыш любуется произведениями Рафаэля и Леонардо, Левитана и Моне, Пикассо и Айвазовского. Пусть слушает Моцарта и Малера, оперу и джаз. Читайте крохе Пушкина и Шекспира. Не сомневайтесь: даже если он не до конца сможет уловить смысл, красота, экспрессия, оригинальность красок, звуков или слов навсегда останутся с ним...

Книги по развитию и воспитанию детей можно разделить на две большие группы.

Первая планомерно и четко рассказывает, что, как, в какой последовательности родители должны делать. И это прекрасно. Без этого многие мамы и папы были бы сбиты с толку и вообще не знали, с какой стороны подойти к организации процесса.

Но вторая, на мой взгляд, гораздо важнее. Она вдохновляет и заставляет верить. В себя и в своего ребенка. А главное, в то — что процесс воспитания не только может, но и должен приносить удовольствие и радость.

Книга Масару Ибука именно такая. Поэтому, даже если вашему малышу больше трех — читайте. Построить совместно с крохой путь к счастью и самореализации не поздно никогда.

Что полезно для ребенка

Основная цель теории Масару Ибука — предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта; кроху учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста; главное — развить безграничные потенциальные возможности малыша, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Самое первое, на что обращает внимание Ибука, — это эмоциональный контакт матери и ребенка, точнее, родителей и ребенка, поскольку автор никоим образом не выключает из воспитания отца. Наоборот, его пример мог бы подвигнуть молодых пап на то, чтобы как можно больше заниматься с любимым чадом! «Нельзя воспитать по-настоящему хорошего человека в семье, где работа по воспитанию и развитию ребенка полностью лежит на маме, а папа только иногда по ее просьбе включается в эти заботы. Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам, как можно больше общаться со своими детьми. Почаще берите ребенка на руки, позволяйте ему спать в своей постели, всегда чутко реагируйте на его плач — ведь это единственный способ младенца заявить о себе: такова основа тактильного и эмоционального контакта, столь важного для достижения главной цели — сделать ребенка (а, значит, и его родителей!) счастливыми».

toptop.kz

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

22.07.2015
просмотров 2469