Учимся читать

Учимся читать

Как уберечь зрение?

Запрет на названия

Четыре запрета

Чтение методом "от письма"

Маленькие революции

Но чтение родителей — условие важное, однако не достаточное. По мере того как дети растут, они попадают под влияние других детей (двор, детский сад, школа) и школьных учителей. Здесь-то и кроется опасность. Случается, что даже учитель словесности, из лучших побуждений взявший домашнее чтение под свой жесткий контроль, может привить стойкое отвращение к чтению. Хотя бывают ситуации диаметрально противоположные, когда именно школа или друзья оказывают положительное влияние на ребенка. Но я сейчас говорю о том, как привить малышу чтение в читающей семье, минимизировав возможное отрицательное влияние окружающего мира. Я говорю — возможное, так как мы не можем заранее представить, каким оно окажется. Хороший или плохой учитель — это всегда лотерея.

Убежден, что читающим родителям очень важно научить своих детей читать как можно раньше, тогда, когда мы для них еще непререкаемо авторитетны. Тогда у выросшего с книгой в руках ребенка никто эту любовь
не сможет отбить.

Своих детей я учил читать, когда они были совсем маленькими. По-настоящему (предложениями, а не словами) сын читает с 2,5 лет, дочка — с 3,5. Словами — на полгода раньше. Совсем бегло — на полгода позже. Буквы (практически все) оба мои чада знали уже в 1,5 года. Все это я говорю не с целью похвастаться, а чтобы показать, что ничего невозможного в столь раннем чтении нет, что абстрактное мышление (буквы — это ведь абстрактные объекты) формируется у детей намного раньше, чем принято считать.

Как уберечь зрение?

Определенная опасность в этом есть (глазные мышцы еще неокрепшие), поэтому, научив, первое время (до 3,5 лет) я почти не давал детям читать книги, а разрешал лишь читать вывески, подписи к кадрам диафильма и тому подобное, то есть то, что написано крупными буквами и на расстоянии. Сегодня я готовил бы тексты крупным шрифтом на мониторе компьютера и разрешал бы читать их с расстояния не ближе, чем 2 метра. К четырем годам я снимал все ограничения, разрешая читать написанное крупным шрифтом при хорошем освещении и не слишком долго. Периодически необходимо переключать зрение ребенка на удаленные объекты во избежание развития близорукости.

В этой статье мы хотим поделиться методикой, которая сложилась в процессе этого обучения. Не уверен, что она оригинальная. Какие-то идеи я мог где-то почерпнуть. Но большую часть принципов нарабатывал по ходу.

Запрет на названия

Учимся читатьНачинали мы с запоминания букв. Сначала на кубиках. Это происходило самопроизвольно, в интересной и игровой манере. Дочка, помнится, сама притаскивала мне по очереди кубики и спрашивала: «Тэта? Тэта?» Ни малейшего принуждения. Когда буквы были освоены, кубики прятались. Это важно, так как с определенного момента картинки-подсказки становятся помехой абстрактному восприятию букв. С этого самого момента в ход шли магнитные буквы. Удобнее всего ими было писать на холодильнике.

Очень важный момент. Маленькому ребенку, еще не умеющему читать, ни в коем случае нельзя давать названия букв. На это у меня было строгое табу. Никаких «пэ» и «эн». Только звуковые и отрывистые «п» и «н». Иначе ничего не получится. Однажды, сидя на скамейке в парке, я наблюдал, как папа учил сынишку читать слово «май»: -Ну, смотри: «эм», «а», «и краткое». Как же ты не понимаешь, что это «май»!
Мне было жалко малыша, но вмешаться я не решился. Даже стихотворения о буквах, которые так любили мои дети, я читал с искажениями, чтобы не нарушать табу:

Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Н надела поясок, И надела поясок.
Буква Н надела прямо,
Буква И — наискосок.

Никакой «пэ». Никакой «эн». «Букву П...», «буква Н...». И только так. Исключениями являются «Ь» и «Ъ». Но их на начальной стадии можно (и даже лучше) не показывать. В таком подходе нет никакого обмана, никакого искажения. Названия букв я дал детям позже, когда они уже настолько уверенно читали, что это не могло быть помехой.

Еще одно замечание. На начальной стадии совсем не обязательно осваивать сразу все буквы. Вполне можно часть, остальные — по ходу. Однако при слишком маленьком буквенном запасе вам сложно будет подбирать удачные примеры. Особенно, с учетом тех ограничений, о которых я сейчас расскажу.

Четыре запрета

Начинать нужно с самых простых слов. Поясню, что я понимаю под этой простотой.

  1. В словах должно быть от 3-х до 4-х букв (что-то типа: кот, лиса)
  2. Двух согласных подряд быть не должно, особенно в одном слоге (такие слова, как стол, следует исключить)
  3. Не должно быть йотированных гласных (можно использовать только а, э, у, ы, о, и), а также букв: й, ь, ъ
  4. Все буквы должны произноситься так, как они читаются (такие слова, как коза или цена, следует исключить)

Соблюдение этих запретов на самой ранней стадии крайне важно. Слова, отобранные для чтения, должны быть именно такими, какими ребенок ожидает их увидеть. Например, такое простое для нас слово, как «моя» (нарушены сразу два запрета), малыш напишет магнитными буквами как «майа». И будет на своем витке понимания мира абсолютно прав. Кроха едва научился участвовать в разговоре взрослых. И его мир — это пока мир «слуховых» слов. Правила про «жи» и «ши» кроха узнать еще успеет. Не следует превращать обучение в решение уравнения с двумя-тремя неизвестными.

Стадия простых слов — одна из самых сложных, особенно, если ребенок совсем маленький. И подход здесь сильно зависит от возраста и особенностей малыша. С каждым из своих детей я проходил эту стадию по-разному. Дочку учил традиционно, по-школьному, начиная с написания слогов. Только без всяких касс. Просто писал буквы на бумаге. Сына (слишком мал был, меньше 2-х лет) учил по особой методике, которой сейчас поделюсь.

Чтение методом «от письма»

Учимся читатьЭто было чтение методом наоборот — как бы «от письма». Сначала устно спрашивал: «Какая первая буква в слове КОТ?» Не понимает. Тогда с неявной подсказкой: «Какая первая буква в слове ККККОТ?» Потом опять без подсказок. Отработав первые буквы у разных слов, переходили ко вторым. «Какая вторая буква в слове КОТ?» Не понимает. Тогда с неявной подсказкой: «Какая вторая буква в слове КООО-ОТ?» И так далее. Потом то же самое, но уже не устно, а с написанием магнитными буквами на холодильнике. Когда стало получаться, перешли к настоящему чтению подобных слов.

Маленькие революции

Последующие стадии обучения состояли в постепенном снятии запретов на простоту слов. Снимать их я советовал бы именно в том порядке, в котором они здесь перечислены. Проще всего сначала перейти к простым 5-буквенным словам (таким как каток или кузов). Потом к словам, где 2 согласные соприкасаются на стыке слогов (полка, вилка, кошка). Такого рода слова воспринимаются маленьким ребенком легче, чем 4-буквенные типа стол и стул, но существенно облегчают переход к ним. Помните, что каждый такой переход, кажущийся простым для вас, является революционным для вашего малыша и требует постепенности и тщательной отработки. Подбирая слова на этой стадии, строго соблюдайте 3-й и 4-й запрет, избегая слов из орфографического словаря (таких, как корова или молоко).

Особо остановлюсь на введении в обиход йотированных букв. В сознании маленького ребенка при этом происходит совсем даже не маленькая революция. Я делал это путем решительного введения в оборот мягкого знака. Объяснил разницу между кон и конь. Ребенок понял. Это понимание мягкости согласного сразу сняло барьер и сделало переход к мягким согласным и йотированным гласным вполне естественным. Теперь можно давать слова: лес, мел, юла, белка. Освоив йотированные гласные, можно переходить и к словам с «и краткое». Помните папу на скамейке в скверике? Только сейчас самое время для слов май или, еще сложнее, майка.

Учимся читатьХорошо помню, как происходил наш переход к таким словам, как цена (осторожно снимался последний — орфографический — запрет). Слова на «це» вызвали у ребенка неожиданный для меня всплеск эмоций. Почему не ЦЭНА? Почему после «ц» всегда читается «э», а пишется «е»? Проанализировав, я понял, что маленькие дети воспринимают такие искажения как нарушение мировой справедливости. Мы же, взрослые, — как нечто обыденное, чего даже не замечаем.

С возрастом мы ко многому привыкаем, наш взгляд на знакомые слова «замыливается». Мы воспринимаем их целиком, как иероглифы, то есть, не расчленяя на буквы. Но этот взгляд совершенно не «замылен» у 2—3-летних малышей. Поэтому к их обучению нужно подходить особо, совсем не так, как к обучению 6—7-летних. И помните, что двух одинаковых детей не бывает, и не воспринимайте описанную методику как универсальную. Никто не знает вашего ребенка лучше вас. К каждому нужно подобрать свой ключик, учитывая склонности, особенности характера, темперамента и здоровья.

toptop.kz

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

30.07.2015
просмотров 2691