Разностороннее развитие. Готовимся к школе

Разностороннее развитие. Готовимся к школе

Быть родителем — значит решать множество самых разных задач. И к моменту, когда вашему подросшему ребенку исполнится 5 лет, наступает пора подумать о том, как подготовить своего сына или дочь к школе.

Все по закону!

Успешный старт

О приоритетах

Практика решает всё

Упражнения для умников и умниц

Надо ли учить дошкольника читать, писать, считать?

Все по закону!

Вот ваш малыш подрос и школа уже на пороге. Но для начала убедитесь, что ваш ребенок к школе готов — как морально, так и физически.

Определение родителями школьного возраста связано прежде всего с физиологическими особенностями детей: их общей готовностью не просто прийти в школу, а усиленно заниматься из урока в урок, изо дня в день, сидя за партой среди других ровесников, принимая школьный распорядок и подчиняясь ему. Именно поэтому физиологи, педиатры, педагоги настоятельно советуют родителям неускорять приход ребенка в школу, даже если кажется, что дошкольник совершенно готов — читает, пишет, считает. Обывательское представление о готовности к школе часто не учитывает важных показателей, на которые ориентируются специалисты.

Успешный старт

Разностороннее развитие. Готовимся к школеПодготовка к школе, или предшкольное образование. — актуальная тема. Сегодня большинство родителей заинтересованы в том, чтобы старт ребенка в школьном марафоне был максимально успешным.

Наша жизнь стремительно меняется: от качества средств личной гигиены до предметов коммуникации.

Система образования — часть нашей жизни и культуры, и она также не стоит на месте.

Сегодня существуют самые разные формы дошкольной подготовки: занятия, которые проводит воспитатель в детском саду, группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста. Такие группы действуют при домах детского творчества, при общеобразовательных школах, частных детских центрах раннего развития. Какая бы форма ни была выбрана для реализации программ предшкольного образования, цель одна — адаптация дошкольников (особенно не посещающих детский сад) к школьным условиям, к классно-урочной системе. Это значит, что ребенок должен привыкнуть к ситуации, когда не он определяет время своих занятий (как это происходит в дошкольном детстве: хочу — играю, не хочу — не играю). Чередование достаточно долгих уроков и коротких перемен определяется школьным звонком. Ребенок должен привыкнуть, что в классе он будет не один и внимание учителя достанется не ему одному, а будет направлено на класс в целом.

И еще одно новшество: дошкольнику придется привыкнуть к тому, что отвечать и делать что-то будет не только он, но и другие дети.

И может случиться так, что другие ребята будут выполнять задания учителя намного быстрее и лучше. Надо быть готовым делать что-то вместе, слушать одноклассников, сотрудничать в учебе.

Все это человеку в 6 лет дается непросто, особенно если его дошкольное детство проходит в семье, дома, а не в детском саду. Поэтому мы рекомендуем за год-два до школы:

  • начинать беседовать с ребенком о том, как устроена школьная жизнь
  • побывать около школы, в которую вы планируете идти учиться
  • дать возможность вашему малышу общаться с младшими школьниками, которые могли бы поделиться своими впечатлениями.

Учитывая все эти существенные отличия школьной жизни от дошкольной и принимая во внимание наши рекомендации, вы направите ваши усилия на формирование психологической готовности вашего ребенка к школе.

О приоритетах

Разностороннее развитие. Готовимся к школеНа сегодняшний день уже накоплен определенный опыт в предшкольном образовании. Хорошо известны и типичные ошибки в этой области. Одно из самых частых заблуждений связано с дублированием программы 1-го класса на этапе подготовки к школе. Многим родителям кажется, что если их ребенок освоит программу 1-го класса раньше, чем его ровесники, то такой быстрый старт обеспечит в дальнейшем ускорение на всем школьном пути. Но это далеко не так. У предшкольной подготовки свои задачи, и не следует принижать их значение. На что стоит обратить внимание родителям?

На развитие мелкой моторики — у малыша должны быть уверенные, точные действия пальцев рук.

На формирование и развитие логического и наглядно-образного мышления. Ребенок должен быть способен к элементарным логическим операциям с рисунками и фигурками.

Активно развивайте речь и фонематический слух. Малыш должен уметь рассказывать о себе, об увиденном, составлять рассказ по сюжетным картинкам, понимать содержание услышанного, выделять в слове звуки, различать звуки речи.

Займитесь развитием внимания, памяти и произвольности поведения. Что входит в это понятие? Воспроизведение коротких стихотворений, песенок, выполнение предложенного задания в течение определенного времени, удерживание и выполнение именно того задания, которое было предложено.

Не меньшее значение имеет и физическое развитие — координация действий рук, ног, тела в различных физических упражнениях, соответствующих возрасту. Обратите внимание и на ориентирование в пространстве по отношению к чему-либо. Малыш должен хорошо разбираться в понятиях «право», «лево», «верх», «низ», «за», «перед», «под», «над».

Для решения всех этих задач существуют уже опробованные методики, упражнения, игры. Целые серии различных учебных пособий предлагают вам готовую систему занятий с детьми предшкольного возраста. В этом огромном потоке пособий легко потеряться.

Практика решает все

Разностороннее развитие. Готовимся к школеТеперь, когда теоретические направления подготовки малыша к школе мы с вами уже усвоили, переходим к практическим занятиям.

  • Чаще обсуждайте с ребенком обстоятельства вашей жизни, явления природы
  • Не перебивайте его, давайте ему высказаться, даже если он в чем-то не прав, а после этого обсудите сказанное им
  • Читайте, рисуйте, лепите, конструируйте
  • Играйте с мячом, скакалкой, обручем и другим спортивным инвентарем

Вспомните, во что играли сами. Очень важно сейчас дать возможность ребенку наиграться, ведь в возрасте 5-6 лет игра — это основной вид его деятельности.

Упражнения для умников и умниц

Точки-клеточки

Чтобы малыш умел ориентироваться на листе бумаги (в строке), предложите ему поставить точку, например в правом верхнем углу листа; вырисовывать узоры по клеточкам в тетради.

Орнамент

На листе бумаги изобразите различные варианты чередования линий, точек, фигур. Спросите ребенка о закономерности, попросите выделить ее, сохранить и продолжить на рисунке в том же размере.

Штриховка

Разнообразьте занятия. Предложите ребенку не только закрашивать фигуры в альбомах-раскрасках, но и заштриховывать их в различных направлениях, а также закрашивать с разным нажимом на цветные карандаши.

Шнуровка

Не забывайте об играх и предметах со шнуровками: от шнурков на ботинках до специальных игр с различными по толщине шнурками, пуговицами. Особенно это актуально для мальчиков. Благодаря этим упражнениям развивается не только мелкая моторика. Доказано, что непосредственно с ее развитием связано развитие тех отделов головного мозга, которые отвечают за речь.

Пальчиковая гимнастика

Поочередно соединяйте большой палец с указательным, средним, безымянным пальчиками, мизинцем сначала на одной, а затем на другой руке. Предложите малышу выполнить эти упражнения двумя руками одновременно. Делайте массаж кистей рук.

Золушка

Предложите отделить горох от фасоли или чечевицы. Но это не все. Покажите ребенку, как по-разному можно классифицировать предметы или фигурки из одного набора: по цвету, по форме, по размеру. Сначала предлагайте сами основание для классификации, а затем попросите сына или дочку загадать, по какому признаку можно разложить фигурки на 2 или 3 группы.

Волшебный мешочек

Для этой игры понадобится непрозрачный объемный мешочек. Незаметно для ребенка положите туда хорошо знакомые ему предметы (яблоко, мандарин, кубик, деталь конструктора или плюшевого мишку). Ребенок должен узнать вещи на ощупь или выбрать из разных предметов какой-то определенный, но только на ощупь. Так развиваются тактильные ощущения. Можно попросить малыша описать любой предмет, найденный им в мешочке.

Из чего будем лепить?

Лепить можно из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично развивает мелкую моторику, причем лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима — вылепить можно снежную бабу или поиграть в снежки. А летом можно построить из песка сказочный замок. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук вашего ребенка.

Игры в слова

Называйте по очереди слова, которые начинаются на заданный звук. Когда ваш ребенок освоит эту игру, периодически сознательно допускайте ошибки. Это настроит малыша на внимательное, крити-ческое слушание и будет способствовать развитию речи, ведь необходимо не только услышать ошибку, но и объяснить, в чем она заключается.

Наверняка у вас возникнет очень важный вопрос.

Надо ли учить дошкольника читать, писать, считать?

Ответ прост: к 5-6 годам у любого ребенка должно появиться желание уметь читать, писать, считать. И все описанное выше укрепляет и стимулирует в нем это стремление. Исходите из внутренних потребностей малыша: хочет уметь читать, просит — показывайте ему буквы, предлагайте образцы слогов, обучайте чтению.

Не хочет, не просит, не интересуется? Это — тревожный звонок для родителей. Значит, что-то в вашей жизни не так, следует задуматься над этим и принимать экстренные меры. Но мы уверены, что это не ваш случай!

Главное, чтобы к поступлению в школу у малыша было устойчивое желание учиться. И это — зона вашей родительской ответственности.

toptop.kz

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию
у наших экспертов

Здоровье это просто