Сегодня неврологи начинают понимать, как именно взаимодействие ребенка с матерью
Профессор Шорр поясняет: если с ребенком не обращаются должным образом в первые два года жизни, гены, ответственные за разные аспекты функционирования мозга, в том числе интеллект, не могут активироваться, а в некоторых случаях — даже формироваться. " Природа и воспитание» неотделимы друг от друга: воспитание оказывает непосредственное влияние на функционирование генов ребенка.
Детальное объяснение взаимодействия поведения матери и химических реакций в мозгу ребенка, ответственных за формирование клеток, потребует от читателя специальных знаний. Достаточно сказать, что в настоящее время существует значительное количество доказательств факта: отношение к ребенку в первые два года жизни предопределяет возможность полноценного функционирования его мозга в будущем. Вред, обусловленный отвержением и другими формами насилия, пропорционален их степени: чем тяжелее отвержение, тем серьезней последствия. Восемьдесят процентов всех клеток мозга, которые человек будет иметь на протяжении жизни, формируются в первые два года. Если процесс формирования клеток и связей между ними нарушен, дефицит окажется перманентным.
Это открытие имеет огромное значение для социальной политики. Оно объясняет две стойкие характеристики нашего общества. Одна из них — хронический дефицит постоянно воспроизводит себя в некоторых семьях. Это замкнутый круг депривации: недостаток образования, постоянная безработица, бедность, зависимость, преступность — вещи, которые крайне сложно изжить.
Зависимость развития мозга ребенка от качества взаимодействия с матерью объясняет, почему этот депрессивный цикл происходит. Родители, которые воспитаны в абъюзивных семьях, имеют несформировавшийся мозг, и отвергают своих детей так же, как отвергали их в свое время, поэтому их собственные дети имеют аналогичные сложности: проблемы с обучением, трудоустройством, склонность к насилию.
В мозгу младенца, который подвергается частым и интенсивным нарушениям привязанности, происходит ослабление вегетативного гомеостаза, что приводит к сдвигу по направлению к первичным метаболическим процессам, ответственным за выживание. Если воспитатель не способствует восстановлению психобиологического равновения, помогая справиться со стрессом, лимбические связи в процессе своего развития подвергаются воздействию высоких доз эксайтотоксичных (ведущих к повреждению и гибели нервных клеток) нейротрансмиттеров, таких как глутамат (Choi, 1992; Moghaddam, 1993), а также кортизол (Moghaddam, Bolinao,
Нейротоксический эффект глюкокортикоидов усиливается одновременной активацией N-
Отношения привязанности — это основной фактор, влияющий на развитие лимбических структур, ответственных за стрессоустойчивость. Тяжелые нарушения привязанности в младенчестве приводят к регуляторной недостаточности, выраженной в нарушениях лимбической активности, дисфункции гипоталамуса и нарушениях вегетативного гомеостаза (Reite & Capitanio, 1985).
Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!
Понравился материал? Будем благодарны за репосты