Принципы, упражнения и обучение бобат-терапии

Принципы, упражнения и обучение бобат-терапии

Бобат-терапия (нейродинамическая реабилитация) — является нейроразвивающей практикой, целью которой является коррекция двигательных стереотипов, недостаточных движений. Основная сфера применения — восстановление правильных движений при заболевании ДЦП.

Названием методики стала фамилия ее разработчиков — Берты и Карла Бобатов — врачей из Лондона. Берта работала физиотерапевтом, а ее муж — нейрофизиологом, профессором неврологии и психиатрии.

В 40-х гг ХХ в. они предложили кардинально новый, как на то время, подход к процессу лечения заболеваний, связанных со спастическим поражением мускулатуры. В 50-х гг терапия стала довольно популярной во всей Европе.

Сами принципы и механизмы метода были основаны на наблюдениях за больными, которые перенесли инсульты либо травмы нервной системы, которые проводила Берта. Карл же сделал теоретическое обоснование.

Главная идея метода — психика и тело должны взаимодействовать, как следствие — лечить следует не отдельную часть тела, а весь организм в целом. Цель методики — выработать управляемые, рациональные и осознанные движения, вместе с тем снизить мышечные спазмы и напряжение.

На сегодняшний день центры, работающие по методике супругов Бобат, встречаются по всему миру. Этот способ лечения за многие годы практики оказался наиболее эффективным по восстановлению детей с ДЦП и последствиями многих болезней, поэтому его признает официальная медицина.

В каких областях применяется Бобат-терапия?

Эту методику применяют для лечения таких заболеваний:

  • ДЦП любой тяжести
  • разнообразных дефектах, связанных с развитием позвоночного канала
  • сколиозах (степень тяжести любая)
  • нарушениях в развитии моторики
  • врожденных или приобретенных в детстве вывихах бедра
  • последствиях разных травм (в том числе и послеродовых), из-за которых ребенок потерял контроль над телом
  • инсульты
  • побочных проявлениях воспаления мозга

Данная методика, конечно же, не является панацеей, и во многих случаях она не может достичь полного выздоровления пациента. Но бобат-терапия дает результаты намного эффективнее в сравнении теми методами, которые ей предшествовали.

Концепция и принципы

Принципы бобат-терапии. Источник: kinesioblag.ru

Концепция данной методики основана на представлении о заложенном на генетическом уровне плане по развитию центральной нервной системы (ЦНС). Этот план не что иное, как программа развития здорового ребенка.

В младенце с рождения заложены базовые рефлексы, благодаря которым он общается и контактирует с окружающими и средой обитания.

Такой способ коммуникации действенен на протяжении 2–3 первых месяцев жизни ребенка. После этого он начинает осваивать другой вид поведения, регулируемый и стимулируемый на сенсорном уровне извне.

При поступлении большого количества разного рода сигналов для тех или иных анализаторов идет их обработка и, как результат, ребенок учится вырабатывать соответствующие моторные реакции.

По причине заболевания мозг может получать искаженные сигналы и, соответственно, обработает их неправильно. Это приводит к выработке патологий в двигательных реакциях, а также к разным осложнениям (атрофии, контрактуры, спастики и т. п.).

Метод Бобат-терапии предусматривает использование специальных сигналов (зрительных, слуховых, положений тела), цель которых — заставить работать больные структуры ЦНС и корректировать их работу с последующим подавлением патологических моторных рефлексов.

Важно соблюдать в лечении четкую последовательность развития ребенка, заложенную в нем на генетическом уровне. То есть, если он в первую очередь должен научиться переворачиваться, потом держать головку, сидеть, ползать и т. д., то и при лечении он должен пройти все эти этапы в той же последовательности.

Принципы Бобат-терапии:

  • лечение должно быть безболезненным
  • ребенка нельзя подгонять, ему нужно некоторое время чтобы адаптироваться
  • важно соблюдать последовательность этапов нормального двигательного развития пациента
  • процесс реабилитации должен быть разнообразным и комплексным
  • движения нужно выполнять качественно и правильно
  • применять специальные позы, подавляющие развитие патологических рефлексов
  • пациент должен доверять вам на столько, чтобы при упражнениях полностью расслаблял свои мышцы
  • работать коллективно: заниматься с ребенком должна семья, воспитатели и разные специалисты (логопеды, ортопеды, психологи, педагоги) чтобы задействовать все направления развития ЦНС
  • нужно реально оценивать возможности ребенка и сообщать их родителям
  • регулярно проводить повторные осмотры пациента с целью коррекции системы лечения
  • больного важно адаптировать к жизни в социуме

Кому противопоказан метод?

Есть несколько болезней, при которых запрещается использование этой методики:

  • Шизофрения — категорически запрещается применение метода
  • Эпилепсия — в данном случае нужно быть очень аккуратным. Лечение возможно лишь при легкой форме болезни, при тяжелой оно запрещено
  • Судорожная готовность в выраженной форме — применение такого лечения может усугубить протекание болезни
  • При хронических заболеваниях если они перешли в острую стадию

С какого возраста можно начинать лечение

С какого возраста начинать лечение. Источник: zdetstvo.ru

Возраст ребенка при работе по методу Бобат не имеет значения: его может быть как грудничок, как и подросток. Но, конечно же, чем раньше грудничок на помостеначать — тем эффективнее лечение.

Самые лучшие результаты дает процесс лечения начатый, пока ребенку еще не выполнилось трех месяцев, когда сенсорная информация только начинает накапливаться.

Также, начинать процесс лечения можно как при минимальных мозговых дисфункциях, так и в тяжелых случаях органических патологий.

Как проводятся занятия по методу Бобат?

Специалисты занимаются с детьми в специальных игровых комнатах. Занятия проводятся в форме игр с целью установления большего контакта с пациентом.

Здесь посредством игрушек врач посылает организму ребенка определенные сигналы, благодаря которым обнаруживаются заложенные на генетическом уровне потенциалы развития, не позволяющие формировке патологических функций.

Каждое действие данной методики ориентировано на то, чтобы пациент достиг одной из следующих целей:

  • Ингибиция — удержать или тормозить непроизвольные движения тела пациента
  • Фацилитация — использование направляющих движений. Специалист проводит упражнения по растяжке и расслаблению мышц тела. Далее он проводит упражнения с теми или иными конечностями больного с той целью, чтобы тело запомнило, как именно нужно двигаться, в каком темпе, и использовало в дальнейшем именно такое действие
  • Стимулирование больного на достижение желанной цели. В занятие не просто входят любимые игры ребенка, в них специально включаются разные элементы обслуживания, которые пациент должен освоить самостоятельно.

Один из комплексов упражнений

Комплекс упражнений по методике Бобат-терапии:

  • Выбираем исходное положение. При работе с верхними конечностями пациент может сидеть на стуле либо лежать на диване. При бобат лечение и реабилитациядругих упражнениях он должен лежать
  • Расслабляем кисть. Нужно взять большой палец спастической кисти и плавно подвинуть его к наружной части кисти. Двигаться при этом должно то место, где палец переходит в запястье. Старайтесь, чтобы ребенку не было больно. Удерживать палец в таком положении до 3-х минут, чтобы мышцы смогли расслабиться. После релаксации спастических мышц нужно взять кончики остальных пальцев и аккуратно разогнуть, не прикасаясь к ладони. Следите за тем, чтобы процедура не вызывала у ребенка боли. После максимального вытяжения пальцев запястье сгибают, разгибают, отводят. Положение большого пальца не меняется
  • Сгибаем плечо. Держим за большой палец, который находится в разогнутом и отведенном положении. Предплечье переместить в среднее положение меж пронацией и супинацией. Далее нужно руку вывести вперед одновременно сгибая плечо. Достигнув максимального угла сгибания, удерживайте положение на протяжении нескольких минут, чтобы мышцы могли расслабиться
  • Отводим плечо. Большой палец держим в положении как в предыдущем упражнении. Предплечье максимально отводим наружу и начинаем отводить руку в сторону. После максимального отведения плеча по прямой, плечо нужно согнуть под углом около 75°. Далее руку аккуратно тянут вперед и отводят в сторону (так растягивают лопатки)
  • Положение отдыха. Применяется в случае максимального расслабления. Если пациент лежит, его руку кладут на грудь и растягивают плечо. Допускается удерживание другой рукой. Если же пациент сидит, то руку нужно положить на противоположное колено и так растягивать плечо
  • Сгибаем и разгибаем ноги. Нужно согнуть большой палец ноги пациента вверх и удерживать так пару минут, чтобы ноги успели расслабиться. Делается аналогично упражнению с рукой. Одной рукой толкаем то над коленом то под ним, при этом, то тянем стопу вниз, то толкает ее вверх
  • Отводим ногу. Нога должна быть максимально выпрямленной, стопа согнутой. Надавливая на внутреннюю сторону колена, аккуратно тянем ногу в наружную сторону
  • Ротация бедра. Нога согнута. Одной рукой держим палец стопы, а другой надавливаем на колено в сторону нужного движения. Отклоняем колено на максимально возможный угол, делаем это медленно и в одном темпе
  • Сгибаем и разгибаем голеностопный сустав. Упражнение делается медленно и с паузами. Одной рукой держим палец ноги пациента, а другую на ногу. Помогаем больному сгибать и разгибать стопу

neurodoc.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию
у наших экспертов

 
Здоровье это просто

Полезное

«Как вырастить в себе внутреннего терапевта?» Часть 1
«Как вырастить в себе внутреннего терапевта?» Часть 2