Ученые-психологи доказали, что желания людей влияют на визуальные образы

Ученые-психологи доказали, что желания людей влияют на визуальные образы
Подсознательно наши желания управляют тем, что потом мы видим, или, по меньшей мере, оказывают на это влияние. В этом убеждены Дэвид Даннинг и Эмили Балсетис, два психолога из Корнельского университета, авторы исследования, результаты которого будут опубликованы в ближайшем номере Journal of Personality and Social Psychology, пишет La Repubblica.

«В психологии существует давняя гипотеза, — говорит Дэвид Даннинг, — о том, что желания могут влиять на то, что видят люди». Эта теория не привлекала внимания в течение 40 лет, не имея ни единого доказательства своей правильности. «Мы захотели вновь исследовать темные воды».
Прежде чем обнародовать свои заключения, профессор Даннинг и его ученица Эмили Балсетис провели пять отдельных тестов на 412 добровольцах в Корнельском университете. Психологи показали кандидатам неопределенное изображение, в котором одни видели голову лошади, другие — тело тюленя. «Два образа, которые мы использовали, были тщательно подобраны для того, чтобы люди, не знающие о целях эксперимента, не могли лгать или обманывать», — уточнил Даннинг.

Добровольцам ставилось условие: в зависимости от того, что они увидели, они должны были попробовать сок свежевыжатого апельсина, или кисель, или же невкусные протертые овощи. В результате мозг участников, которым была неизвестна истинная цель эксперимента, всегда «выбирал» образ, который должен был привести к свежевыжатому соку. «Это свидетельствует о том, что мозгу было поставлено условие, — объясняет Даннинг, — и в зависимости от того, что испытуемый хотел попробовать, он видел в изображении голову лошади или тело морского животного».

Суть единственного задания для 412 участников эксперимента заключалась в том, чтобы указать, какую картинку они видели в зависимости от напитка, который они предпочли попробовать. Это активизировало желание, которое вне всяких сомнений обуславливало увиденный затем образ. «Кроме того, — уточнил Даннинг, — мы проследили за автоматическими и бессознательными движениями глаза испытуемых. Это свидетельствует о том, что добровольцы не могли априори знать о втором альтернативном варианте».

После исследования, проведенного Даннингом, все остальные ученые и психологи, посвятившие себя исследованию связи между тем, о чем мы думаем, и физиологической реакцией глаза, задумались над возможностями и потенциалом самомотивации. «Мы можем трактовать двойственные ситуации в зависимости от нашего ожидания, надежд и желания освободиться от наших страхов?». Это наш следующий вопрос, говорят ученые.
 
По материалам: La Repubblica, NEWSru
 
16.02.2011
просмотров 9895