Права пациентов в Турции

Права пациентов в Турции

Что касается Турции, мы можем сказать, что хотя идея прав пациентов в принципе принимается, перед нами стоит задача должным образом воплотить права пациентов в практику. Важнейшим законодательным постановлением о правах пациентов в Турции является закон «О правах пациента», вступивший в силу в 1998 г.

Закон «О деонтологии», принятый в 1960 г. и касающийся принципов взаимоотношений между врачом и пациентом не упоминает конкретно о правах пациентов, но он тем не менее также рассматривает некоторые вопросы, связанные с правами пациента.

При подготовке закона «О правах пациента» Министерство здравоохранения не сочло нужным проконсультироваться ни с научными кругами, ни с Турецкой медицинской ассоциацией.

Закон «О правах пациента» вступил в силу в 1998 г. В законе говорится, что права пациентов должны рассматриваться как продолжение основных прав человека в сфере медицинского обслуживания. Пациенты должны иметь право пользоваться медицинским обслуживанием в соответствии со своими потребностями, включая меры профилактики и содействия здоровому образу жизни, согласно принципам беспристрастности и справедливости. Это право также означает, что на учреждения медицинского обслуживания и персонал этих учреждений возложена обязанность оказывать пациентам услуги без нарушения принципов беспристрастности и справедливости.

С точки зрения медицинского обслуживания все пациенты должны рассматриваться как равные, независимо от расы, языка, религии или вероисповедания, пола, политических взглядов, мировоззрения, экономического и социального статуса. Медицинское обслуживание должно быть организовано так, чтобы быть легкодоступным для всех.

Согласно закону, каждый человек имеет право в медицинском учреждении чувствовать себя в безопасности и под защитой. Несмотря на то, что этот принцип провозглашен в законе, на практике так бывает не всегда. Медицинские учреждения должны принимать необходимые меры к тому, чтобы пациенты могли по мере возможности выполнять свои религиозные обряды и обязанности. Пациент имеет право выбора медицинского учреждения, если это не нарушает установленного порядка, и пользоваться услугами медицинского учреждения по своему выбору.

Пациент может перейти в другое медицинское учреждение, если это не нарушает установленную систему перенаправления пациентов. При этом такой переход в другое учреждение не должен наносить вред или угрожать здоровью пациента. Учреждение, направляющее пациента, должно передать учреждению, куда пациент переходит, всю необходимую информацию об этом пациенте. Пациент имеет право на сопровождающее лицо, если это позволяют условия медицинского учреждения.

Пациент имеет право узнать имя, обязанности, должность и звание своего врача и других медработников. Пациент также имеет право выбора обслуживающего его медперсонала, может перейти к другому лечащему врачу, а также попросить о консультации с другими врачами, не нарушая правил. Помимо этого, в случае несоответствующего или недобросовестного обслуживания пациент имеет право потребовать рассмотрения этого вопроса и определения приоритетности с точки зрения объективной медицинской этики.

Пациент может получать информацию от другого врача, помимо лечащего. Пациент имеет право требовать, чтобы диагностика, лечение и медицинский уход осуществлялись в соответствии с новейшими медицинскими знаниями и с использованием современных технологий. Пациент имеет право ознакомления со своей медицинской картой и может запросить ее копию.

Однако результаты некоторых исследований показывают, что существует разрыв между уважением врачами прав пациента в принципе и применением этого принципа на практике. Хотя врачи утверждают, что уважают права пациентов, ответы пациентов расходятся с этими утверждениями. Большинство пациентов придерживаются мнения, что на практике их права не уважают.

В исследовании, проведенном в медицинском стационаре при университете, врачи и медсестры признали за пациентами следующие права:

  • знать фамилию лечащего врача и медсестры;
  • получать информацию о порядке работы учреждения;
  • получать информацию о лечении и медицинском уходе;
  • получать информацию о вариантах лечения и возможных рисках;
  • на то, чтобы перед назначением лечения спросили его мнение;
  • отказаться от лечения;
  • на защиту приватности;
  • быть заблаговременно информированным о рассмотрении его кандидатуры для участия в клинических испытаниях;
  • получать информацию о диагнозе и прогнозе заболевания;
  • получать информацию о медицинском обслуживании, которое ему потребуется после выписки из стационара;
  • получать информацию о стоимости лечения в стационаре и условиях оплаты;
  • получать информацию о возможности общения с другими медицинскими учреждениями;
  • на уважительное обслуживание;
  • требовать обслуживания на самом высоком уровне, который может обеспечить данное медицинское учреждение.

Информированное согласие, конфиденциальность сведений о пациенте и сообщение пациенту правдивой информации также рассматриваются в законе «О правах пациента». Ниже приведен краткий обзор соответствующих положений.

ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ

Условие получения согласия пациента перед хирургическим вмешательством основано на законе, изданном еще в 1928 г.

Однако право пациента на информированное согласие и участие в процессе принятия решения — понятия более поздние. Закон «О правах пациента» рассматривает информированное согласие как одну из основных ценностей во взаимоотношениях врача и пациента. Согласно закону, права личности и физическую неприкосновенность личности нельзя нарушать иначе как в чрезвычайных ситуациях и других ситуациях, предусмотренных законом. Пациент имеет право запросить устную или письменную информацию о состоянии своего здоровья; о медицинских вмешательствах, их возможной пользе, рисках и недостатках; альтернативных методах лечения; возможных последствиях отказа от лечения, а также о дальнейшем течении заболевания и прогнозе лечения. Эта информация может быть затребована лично пациентом или его опекуном в случаях недееспособности пациента. Пациент может уполномочить другое лицо получить информацию от своего имени.

При информировании пациента, даже если пациент недееспособен, его участие в процессе принятия решений должно максимально поощряться. Если есть уверенность в том, что пациент получит пользу от лечения, а опекун не дает согласия, может вмешаться суд. В случае споров о возможности участия пациента в клинических испытаниях они решаются в судебном порядке.

При информировании пациента объяснения следует давать понятным языком, по возможности избегая медицинской терминологии. Нужно принимать во внимание психологическое состояние пациента и употреблять вежливые выражения. Если пациент иностранец, по необходимости можно воспользоваться услугами переводчика. Если пациент не хочет, чтобы ему или его семье сообщали какую-либо информацию, это пожелание следует удовлетворить.

Кроме того, пациент может отозвать свое информированное согласие. Это позволено даже если медицинская процедура уже начата, при отсутствии медицинских противопоказаний. Пациент может отказаться от лечения, рекомендованного врачом. Пациент также имеет право попросить прервать любую лечебную процедуру, которая уже начата. Возможные последствия этого решения следует разъяснить пациенту, его законному представителю или родственникам и подтвердить их осведомленность и согласие в письменной форме. Если впоследствии пациент захочет проконсультироваться с врачом, от услуг которого ранее отказался, прежнее решение пациента не может быть использовано против него.

Опрос хирургов показал, что у них вызывает озабоченность ситуация, когда в результате полученной информации о лечении пациент отказывается от лечения.

Другим исследованием было установлено, что хотя пациенты хотели получать информацию, они предпочитали, чтобы решение о лечении принимал врач.

Следует сказать, что с точки зрения прав пациентов такое положение вряд ли можно приветствовать.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ И ПРИВАТНОСТЬ

Согласно закону «О правах пациента», необходимо уважать приватность пациента. Пациент имеет право пользоваться медицинским обслуживанием в соответствии со своими личными нравственными ценностями. Конфиденциальность и приватность пациента и его семьи не может быть нарушена, кроме как в случаях, предусмотренных законом, или в случае необходимости медицинского вмешательства для спасения жизни. Пациент может потребовать защиты своей приватности. Все медицинские вмешательства должны осуществляться таким образом, чтобы не нарушать приватность пациента.

Подобным же образом, процедуры осмотра, постановки диагноза, а также лечение должны проводиться с максимально возможным соблюдением приватности пациента. Не должно быть вмешательства в личную и семейную жизнь пациента, если на то нет медицинских показаний. Следует разрешить присутствие рядом с пациентом близкого ему лица, если к этому нет медицинских противопоказаний. Во время медицинских вмешательств не должны присутствовать лица, не участвующие непосредственно в проведении лечебной процедуры. Смерть не является основанием для нарушения конфиденциальности и приватности.

В соответствии с правилами, если во время медицинского вмешательства необходимо присутствие лиц, не участвующих в проведении лечебной процедуры, необходимо получить на это согласие пациента до или во время лечебной процедуры. Даже если согласие пациента получено, в ситуации явного нарушения прав личности или их неоправданного ограничения либо передачи этих прав другим лицам, виновные в разглашении конфиденциальной информации несут ответственность по закону. Разглашение без каких-либо юридических или этических причин информации, которая может нанести вред пациенту, является основанием для юридической и уголовной ответственности. При проведении расследования или профессионального обучения личные сведения о пациенте нельзя разглашать без его согласия.

ПРАВО ПАЦИЕНТА ЗНАТЬ ПРАВДУ

Когда мы рассматриваем право пациента знать правду о себе в контексте законодательства Турции, мы видим, что врачи толкуют это право с патерналистских позиций. Поэтому считается допустимым не сообщать пациенту сведения о диагнозе в случаях, когда это может ухудшить состояние пациента вследствие отрицательного воздействия на его психологическое состояние, а также в случаях тяжелого течения и прогноза заболевания.

Решение вопроса о том, следует ли информировать пациента и его родственников о медицинском состоянии пациента оставляется на усмотрение врачей. Диагноз неизлечимого заболевания всегда должен сообщаться врачом пациенту в очень тактичной форме. Такой диагноз может быть сообщен семье, если только пациент это явным образом не запретил. Однако такое действие будет нарушением права пациента знать правду.

Заключение

Турция старается не отставать в своем развитии от западного мира. Многие правовые реформы были предприняты для того, чтобы приблизить законодательство Турции к европейскому. Турция также подписала Европейскую конвенцию о правах человека. Поэтому при подготовке закона «О правах пациента» были использованы примеры аналогичного западного законодательства. Однако мы озабочены тем, чтобы практическое воплощение общих принципов прав человека не отставало от принятия соответствующих законов.

Е. Айдин

Медицинский туризм для казахстанцев - cервис Medelement.kz. Поможем подобрать лучший вариант лечения за рубежом

26.04.2012
просмотров 5224