Психологическая помощь женщинам: влияние любимой детской сказки на жизнь девушки

Психологическая помощь женщинам: влияние любимой детской сказки на жизнь девушки

Юнгианский психолог Ханс Дикман писал, что человек может словно «застрять» в сказке, снова и снова повторяя ее паттерны.

Сказку можно рассматривать как внутреннюю реальность. Главный герой или героиня — это «Я» человека. Обычно в волшебной сказке присутствуют два Мира: обычный, материальный и волшебный, Мир Бессознательного. Он представлен в виде Леса, Подводного царства, пространства внутри колодца и пр. В начале сказки наступает время кризиса, внутреннего конфликта, когда по-прежнему жить невозможно. Герой или героиня пускается в опасное путешествие, в результате которого претерпевает изменения, обретает новые качества, интегрирует часть Бессознательного и в конце сказки, если повезет, соединяется со своей половинкой — сказка заканчивается свадьбой, символизирующей Целостность.

Герой или героиня в начале сказки и в конце — это два разных человека, сказка на символическом уровне показывает процесс трансформации, изменений, произошедших с героем. Аналогом таких изменений в реальной жизни могут быть экстремальные переживания, психотерапия и пр.

Существуют «женские» и «мужские» сказки, в зависимости от того, кто является главным героем повествования. Например, «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» — это мужские сказки.

Далее мы рассмотрим несколько типично «женских» сказок и опишем, как они могут влиять на жизнь девушек, в детстве любивших их.

«Красная шапочка». Красный цвет символизирует активную жизненную позицию, сексуальность. Вместе с тем — это цвет крови. В зашифрованном виде нам показывают, что героиня сказки достигла возраста менструаций, т. е. из ребенка она стала девушкой. Она погружается в Мир Бессознательного (лес) и встречается там с образом страшного Волка, который хочет съесть ее и бабушку.

Девушки, которым нравится эта сказка, вероятнее всего, получали от своих матерей определенные послания про мужчин. Например: «Мужчины — это животные, которые зациклены на удовлетворении физиологических потребностей: секс, еда, сон». " Контакт с мужчиной неизбежно приводит к растворению в нем, его жизни, потере своей индивидуальности и интересов«.

Девушкам с детства внушается недоверие, страх перед мужчиной. Партнерский контакт, основанный на близости и доверии невозможен. Чтобы жить рядом с мужчиной и сохранить себя непременно нужно манипулировать, лгать, хитрить, а на всякий случай иметь скрытое оружие в виде компании дровосеков с их ружьями, которые при необходимости умертвят страшного Волка.

Коротко говоря — «Хороший мужчина — это мертвый мужчина». По ходу сказки Красная шапочка из возможной жертвы становится сообщницей агрессора. Такие девушки, опасаясь быть растворенными в чужой жизни, могут искать мягких по характеру партнеров, чтобы подчинить их своим интересам, «растворить» в собственной жизни. Либо соблазняются агрессивными, брутальными, авторитарными мужчинами, и со временем действительно «поглощаются» партнером.

«Красавица и чудовище». В русском варианте — это сказка «Аленький цветочек». Как и в предыдущей сказке, здесь мы видим образ Чудовища, невиданного Зверя, «не человека». Героиня своими необычными желаниями навлекает беду на отца, потом жертвует собой, чтобы спасти его. Чудище она также спасает, постепенно «очеловечивает» своими стараниями и любовью.

Девушки, которым нравится эта сказка, обладают следующими качествами характера: обычно у них очень сильная связь с отцом, это так называемые «папины дочки». При этом образ отца настолько сильно доминирует в психике, что реальному партнеру просто нет там места. Если отец положительный (как в сказке), то партнеры не выдерживают конкуренции с ним, обесцениваются и изгоняются. Если отец отрицательный, например, алкоголик, или домашний тиран — то девушка также сильно привязана к семье, заботясь о нем, защищая от его гнева других членов семьи и пр. Т. е на построение отношений вне семьи не хватает ресурса.

Когда все-таки приходит осознание, что это необходимо, такие девушки ищут прообраз негативного отца — «Чудовище» — во внешнем Мире. Наиболее типичен этот сценарий для девочек, выросших в семьях алкоголиков, душевно больных людей, нуждающихся в психологической помощи. Если мать девочки не разводилась с таким отцом всю жизнь, пытаясь «очеловечить» его, то, достаточно часто дочь бессознательно выбирает такой же сценарий. Девушки, выходящие замуж за пьющих парней, или употребляющих наркотики, надеются, что «Моя любовь его исправит!» К сожалению, чаще случается наоборот: постепенно уходит надежда на нормальные отношения, женщина озлобляется, деградирует в таком браке и сама становится похожим на Чудовище, например, срывая злость на своих детей.

 «Золушка». Сказка про то, что имея покладистый характер, высокую работоспособность и чуточку везения можно «заслужить» хорошего, богатого, высокого по статусу мужа.

Наш Мир очень конкурентен. Девушки, выбирающие для себя сценарий «Золушки» надеются победить в конкуренции путем трудоголизма и своей «хорошести». При этом негативные с их точки зрения качества, например, агрессия, эгоцентризм сдерживаются, вытесняются в бессознательное и уже оттуда влияют на психику. Следствием сдерживания агрессии могут быть соматические заболевания. Удобный для окружающих характер через некоторое время становится неудобным для самой девушки. Осознание, что награда за эти лишения все никак не появляется, а Принцы выбирают других девушек, ведет к фрустрации, неуверенности в базовых основах своего мировоззрения.

Достаточно часто у «Золушек» сильно развит перфекционизм, т. е. стремление все делать на «отлично» либо не делать вообще. Стремление завоевать Принца может способствовать усилению перфектных настроений, установке «Я недостаточно стараюсь, надо усилить обороты!», что ведет к истощению, отчуждению от собственных желаний и здоровых инстинктов, безысходности, ощущению Несправедливости Мира.

Такие девушки могут долго выносить позицию жертвы, в надежде когда-нибудь отыграться на обидчиках.

«Спящая красавица». В русском варианте — «Сказка о мертвой царевне». Эти девушки обладают пассивной позицией, они словно спят, ожидая, что все придет само собой. Они отказываются от участия в конкуренции за мужчин, построение карьеры, сдерживают свои потребности, словом живут «как во сне». И все это ради «прекрасного будущего»! В реальной жизни, к сожалению, девушка не может ждать сто лет своего партнера. По мере старения, увядания нарастает обида, появляется раздражение, горевание по упущенным возможностям. Внешне они могут производить впечатление словно «законсервированных» женщин, которые цепляются за юношеский образ себя, следы былой красоты и миловидности и нуждаются в психологической помощи. Им сложнее, чем другим принимать свой возраст и необходимость решения задач, характерных для каждого периода жизни.

Так что же делать, если, девушка вдруг обнаружила, что находится «в плену» у любимой с детства сказки? Осознание этого уже является первым шагом в решении проблемы. Постепенное разотождествление с образом любимой героини, сохранение положительных паттернов ее поведения и отказ от отрицательных — вот путь к пересмотру своих отношений к противоположному полу и Жизни в принципе.

Бажена

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

04.03.2013
просмотров 3942