Тибетская медицина: здоровье в равновесии

Тибетская медицина: здоровье в равновесии

Тибет... Это слово неразрывно связано в сознании у многих с величественным, труднодоступным горным краем — «Крышей мира», с буддийскими монастырями, монахами-ламами и с таинственным рецептом вечной молодости. Именно в Тибет испокон веков отправлялись путешественники с разных концов Земли в поисках чудодейственного эликсира, дарующего бессмертие и прекрасное здоровье. Возвращавшиеся из этого загадочного края искатели рассказывали об искусных тибетских врачевателях, которые исцеляли травами, диетами и массажами даже безнадежных больных.

Истоки целительной мудрости

Тибетская медицина опирается на учение буддизма, зародившегося в Тибете в 5 веке нашей эры. Но, формируя свои уникальные традиции, она также впитывала в себя лучшее из китайской, монгольской, персидской медицины и древней индийской Аюрведы. Именно по сочинениям индийских авторов Вабхати и Чандрананды, опирающихся на учения Тантры и Абхидхармы, были записаны первые части основополагающего медицинского трактата «Чжуд-Ши» («Четыре основы»), которые тибетские доктора почитают по сей день. У тибетской медицины есть свой покровитель — Будда Мен Ла, помогающий в исцелении болезней и врачевании.

Священная триада

В тибетской медицине считается, что нет болезней, которые нельзя излечить. Но нужно лечить не болезнь, а ее причину, так как организм человека — единое целое. Соответственно, здоровье — это гармоничное единство физического, психического и социального аспектов, гармония души, разума и тела, женского начала Инь и мужского Ян, а также единство трех природных энергий.
Эти три природные энергии (жизненные начала, или конституции) носят в тибетской медицине названия — Лунг (Ветер), Трипа (Желчь) и Бадкан (Слизь). В Аюрведе, индийской медицинской традиции, они именуются дошами Вата, Питта и Капха соответственно.

Лунг (Ветер) управляет нервными импульсами и рефлексами, психическими и мыслительными процессами, отвечает за дыхание и движение, речь, память, работу органов чувств, скорость протекания тех или иных процессов и реакций в организме. Лунг бывает пяти видов: поддерживающий жизнь, восходящий, всепроникающий (существующий во всех частях тела), сопровождающий огонь (или пищеварительный), опорожняющий вниз. 

Трипа (Желчь) отвечает за пищеварение, зрение, температуру тела, состояние кожных покровов, определенные качества и эмоции человека. Трипа тоже имеет пять разновидностей: пищеварительная, придающая цвет, определяющая, зрительная (позволяющая видеть), придающая лоск. 

Бадкан (Слизь) обеспечивает соединение всех органов тела в единое целое, участвует в пищеварительном процессе, водном, жировом и солевом обмене, отвечает за состояние костей, суставов, а также за работу определенных органов чувств. Бадкан аналогично бывает пяти видов: поддерживающая, расщепляющая, ощущающая вкус, удовлетворяющая, соединяющая. 

История болезни

Здоровым человеком считается тот, у кого все 15 разновидностей Ветра, Желчи и Слизи находятся в сбалансированном состоянии. При нарушении этих природных начал или конституций и возникают болезни (согласно тибетской классификации — болезни Ветра, Желчи и Слизи). Так как каждый человек с рождения обладает определенным энергетическим типом, то есть его жизнедеятельность происходит с преобладанием той или иной энергии (Ветра, Желчи, Слизи или их сочетаний), становится ясно, почему некоторым людям свойственны одни заболевания, а другим — иные. Кроме того, та или иная энергия может доминировать в зависимости от возраста человека, сезона, времени суток.

Вышедшая из равновесия энергия определяет горячий или холодный характер возникшей болезни. Горячая природа Желчи вызывает «болезни жара» — например, воспалительные процессы. Холодная природа Слизи провоцирует «болезни холода», связанные с застойными явлениями или торможением функций каких-либо органов. Ветер же обладает свойствами и жара, и холода, и способен усиливать активность как Желчи, так и Слизи, а также вызывать бессонницу и различные нервные расстройства.

Баланс холода и жара соответствует также балансу энергий холодной женской Инь и горячей мужской Ян в китайской медицинской традиции. Дисбаланс этих энергий ведет также к развитию соответствующих болезней.
Нарушение и перевозбуждение энергий происходит вследствие неправильного образа жизни, питания, вредных привычек, неблагоприятных климатических и экологических условий.

Прогресс в регресс

Будда Медицины Сангье Мен Ла предсказывал появление в будущем восемнадцати смертельно опасных недугов из-за создания новых материалов и сочетаний веществ. Нетрудно догадаться, что это «болезни XXI века» — рак, диабет, ожирение, инфаркт... Уже научно подтверждено, что эти болезни получили широкое распространение вследствие попадания в человеческие организмы удобрений, консервантов, усилителей вкуса и стимуляторов роста растений и сельскохозяйственных животных, а также ядов бытовой химии, выхлопных газов, пластика и т. д. Болезни «питает» и жизнь в мегаполисах, сопровождающаяся «благами цивилизации» — шумовым, волновым и информационным загрязнением, суетой и гонкой за материальными ценностями, навязываемыми рекламой и философией потребления.

Все болезни от нервов

Несмотря на множество факторов, провоцирующих болезнь, в тибетской медицине считается, что первопричиной всех 84 000 недугов (именно столько насчитывается в тибетской классификации) являются 84 000 пагубных состояний сознания, самыми опасными из которых (согласно буддийской философии) являются желание, ненависть и уныние. Которые в свою очередь проистекают из неведения — состояния ума, не понимающего истинного положения вещей, природы явлений, закона причины и следствия. Неведение порождает ментальные и психические «яды» (страх, обиду, вину, злобу, зависть, тоску, апатию, осуждение), которые «отравляют» организм. Но большинство из нас не осознает разрушающую силу негативных эмоций, списывая свои болезни на плохую экологию или наследственность и не желая нести личную ответственность за свое собственное здоровье. Между тем, по данным Всемирной организации здравоохранения, 80% заболеваний являются психосоматическими, то есть в их основе лежат психоэмоциональные нарушения.
Особое место в тибетской медицине занимают кармические болезни — опасные и смертельные заболевания как следствия отягощенной кармы, то есть тяжких проступков, совершенных как в прошлых жизнях, так и в нынешней.

Пульс здоровья

Все виды нарушений равновесия энергий в тибетской медицине диагностируются по пульсу и моче пациента — эти методы успешно применяются вот уже несколько тысяч лет. Также используется пальпация, осмотр языка, кожи, глаз и опрос пациента. Принимаются во внимание также и внешние факторы — климат в месте проживания пациента, время года, температурные условия. И, конечно, учитывается возраст, образ жизни, привычки и питание человека.

Ринчены, моксы, ку нье

Согласно тибетской медицине, нет в природе такого вещества, которое не годилось бы в качестве лекарственного средства. Однако в основе лечения — исцеляющие свойства трав, произрастающих в Тибете и Гималаях в условиях сурового горного климата, разряженного воздуха, пониженной температуры и высокой ультрафиолетовой радиации. Тибетские целители издревле наблюдали за лечебными свойствами растений, определяли наилучшее время их сбора, учитывая положение Солнца и планет, фазы и дни лунного цикла по тибетскому астрологическому календарю, сезонность, время суток и т. д. На основе этих знаний были созданы безупречные лекарственные композиции, доказавшие за многие столетия свою высокую эффективность в устранении нарушений трех жизненных энергий и лечении самых разных заболеваний. 

Особое место в тибетской фармакопее занимают ринчены — драгоценные пилюли. Это сложные многокомпонентные составы, в которые помимо растительных ингредиентов входят драгоценные металлы и камни, кораллы, жемчуг. Они готовятся строго по инструкциям знаменитых мастеров тибетской медицины прошлых лет и наполнены духовным благословением.

Методы внешней терапии в тибетской медицине включают в себя акупунктуру, прижигание моксами (полынными сигарами), вакуумную терапию, а также тибетский масляный массаж Ку Нье, оказывающий особое воздействие на чакры, биологически активные точки и энергетические каналы. Программа лечения, помимо индивидуального подбора фармации и внешней терапии, включает в себя рекомендации тибетских докторов по диете и образу жизни для поддержания баланса внутренних энергий на должном уровне.

Институт Тибетской Медицины и Астрологии Мен-Ци-Кханг (Tibetan Medical & Astro. Institute Men-Tsee-Khang) был основан в 1916 году в Тибете. А после китайской оккупации Тибета возрожден Далай-ламой XIV в 1961 году в Дхарамсале в Индии. И на сегодня является образовательным, лечебным, культурным и благотворительным учреждением, созданным с целью сохранения уникальной медицинской традиции Тибета.

Официальным представительством Института Мен-Ци-Кханг в Казахстане является Тибетский центр здоровья Мен Ла (Tibetan Health Center Men La).

Позвоните по телефонам: 327 72 40, 390 12 11, +7 705 990 3929 и запишитесь на прием к тибетскому врачу.

01.10.2014
просмотров 3962