Не хочу учиться!

Не хочу учиться!

не хочу учитьсяВтороклассники и те, кто старше, радуются, что повидаются с друзьями. А потом, в течение учебного года, начинаются проблемы. И чем старше класс, тем раньше они начинаются. Почему же нашим детям трудно учиться? И можно ли избежать школьных неудач?

Первое условие

Первое и самое главное условие для успешной учебы - это нормальная работа головного мозга. Во время обучения мозг образует сложные системы связей, которые помогают «удержать в голове» изучаемый материал. Мозг человека начинает развиваться еще в утробе матери и заканчивает свое формирование примерно к 20 годам. Развитие мозга происходит постепенно и неравномерно. Различные зоны мозга созревают в разное время. Формирование психических функций (память, внимание) происходит только при условии достаточного развития тех зон мозга, на основе которых эта функция формируется. О том, насколько правильно развивается мозг вашего ребенка, может установить только специалист: психолог, невропатолог, нейропсихолог. Поэтому необходимо регулярно навещать этих специалистов.

Второе условие

Вторым важным условием является нормальное физическое развитие ребенка. А именно с физическим здоровьем сегодня связаны большие проблемы у маленьких детей. Так, по данным Министерства здравоохранения 80-90% первоклашек имеют те или иные отклонения физического характера, а 18-20% - имеют нарушения психического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение.
Все это приводит к увеличению числа детей, испытывающих трудности в обучении. А трудности в обучении приводят к отклонениям в поведении, к стрессам, и, в целом, не способствуют улучшению качества жизни.
Трудности могут возникнуть и с самого начала обучения, и со второго полугодия, и в конце учебного года. Для таких детей темп и объем программы становятся чрезмерными. Такие дети, как правило, вместе с трудностями в обучении начинают испытывать эмоциональные трудности и проблемы в общении со сверстниками. У них возникает неуверенность в себе, понижается самооценка, повышается уровень школьной тревожности.
У некоторых детей трудности в обучении могут привести к невротическим реакциям и уходу в болезнь как способа избавиться от посещения школы. Постоянная напряженность и стресс могут привести к возникновению проблем с желудочно-кишечным трактом, дыхательными путями, снижению иммунитета, а, стало быть, частым простудам и ангинам.

Третье условие

И, наконец, еще одним очень важным условием успешного обучения является систематичность и последовательность занятий с ребенком, которые предшествуют школе.
Для того, чтобы сформировалась какая-либо психическая функция, необходимо, чтобы были сформированы её предпосылки. Например, вербально-логическое мышление развивается только при условии сформированности у ребенка наглядно-образного мышления и достаточного уровня развития речи.
Ребенок при поступлении в школу не должен уметь читать, писать и считать, если конечно это не запрос школы-гимназии, в которую он поступает. В первую очередь у него должны быть достаточно сформированы и развиты внимание, память, восприятие, фонематический слух, способность производить анализ и синтез, моторика, пространственное восприятие, речь, произвольные виды деятельности. Это далеко не полный список того, что должен уметь ребенок, чтобы нормально учиться, но он не должен вас пугать. Здоровый ребенок при условии систематических занятий в детском саду, с мамой или в условиях психологического центра непременно всеми этими навыками овладеет.
Другое дело, если у вашего ребеночка наблюдаются какие-то особенности развития, о которых говорилось выше. Таким детям нужна не просто систематическая, а целенаправленная помощь, причем помощь специалиста. Только специалист может на основе проведенной комплексной диагностики определить причину, которая лежит в основе специфики вашего ребенка, и создать программу формирующего обучения для устранения трудностей в развитии. И хотя сами упражнения не являются сложными или совершенно незнакомыми, основной эффект достигается за счет правильно составленного комплекса, систематичности и последовательности проведения коррекции под контролем психолога.

Знай своего ребёнка!

Часто родители совершенно не имеют представления о развитии своего ребенка, хотя их не в коей мере нельзя обвинить в том, что они не заботятся о нем. Такие мамы очень хорошо знают, сколько у ребенка зубов, состояние его здоровья, что полезно ему и что нет, но совершенно не представляют о том, как ребенок развивается психически. Единственное на что чаще всего обращают внимание родители, все ли буквы ребенок выговаривает. Однако случается, что причина дефектов речи лежит гораздо глубже и проявляется не только в звукопроизношении, но в других областях общего психического развития, таких как гиперактивность, плохое внимания, неуклюжесть и т.д.
Очень важно, чтобы заботливые родители приводили своего ребенка на прием к психологу профилактически, как ходят к врачу-педиатру. Ежегодные «осмотры» психолога помогут получить полную информацию о психическом развитии ребенка и в случае необходимости его коррекции. В этом случае дети избегут трудностей обучения в школе.

Елена Глебова

happy-family.ru

10.10.2008
просмотров 4350