Как накормить "нехочуху"? Советы родителям

Как накормить

Кто из взрослых не сталкивался с капризным детским "Не хочу!"? Отлично понимаем и сочувствуем тем родителям, которых этот возглас способен довести до белого каления... Но как бороться с упрямыми "нехочухами"?

 
Давайте возьмем классическую ситуацию - «не хочу есть кашу (суп, котлету)!» и обсудим, как с ней быть. Разумеется, предварительно исключив обоснованные отказы от еды (ребенок заболевает, недавно поел у бабушки и т.п.). А если проблема приобретает хронический характер?

 


Есть хорошее правило: «Не так важно, что происходит, гораздо важнее, как к этому относишься». Если, услышав «не хочу!», начать настаивать либо скучно, по-взрослому, доказывать, что каша (суп, котлета) полезна и надо обязательно ее скушать, можно угодить в лобовую атаку маленького тирана, лишь разогрев этим его азарт упрямства или спровоцировав «артобстел» в виде истерики. И уж тут никакая пища впрок не пойдет, а выносливость кормильца-кормилицы подвергнется жесточайшему испытанию.

Значит, первое, что требуется - сойти с тропы войны (шансы неравны, исход неблагоприятен). А что там маячит на мирной дорожке?

Сотворчество
Помните, как Дениска Кораблев маялся с ненавистной манной кашей, когда мама предложила модель «если - то»: съешь кашу, пойдем в Кремль? Чем только не сдабривал ее: и сахаром, и солью, и хреном... Можно, не дожидаясь подобных экспериментов, предложить: «Ванечка, как бы нам кашку повкуснее сделать? Как думаешь, что в нее лучше добавить: изюм или банан?» С учетом выбора (хоть бы он и состоял в чем-то третьем, если оно имеется в наличии) можно пойти еще дальше: «Давай я порежу, а ты будешь раскладывать в тарелке, чтобы было красиво».

Сотворчество - превосходный способ увлечь ребенка. Закрепить позитивный настрой можно, резюмируя: «Кашка так довольна, что ты ее украсил, сама в рот просится... Последняя ложка осталась, смотри. Она будто говорит тебе «до новой встречи!». Будем в следующий раз вместе ее готовить, раз у нас так хорошо получилось?»

А можно подловить «нехочуху» на любви к прекрасному: уложить еду в форме домика, бабочки, цветка. Держу пари, устоять ему будет трудно, особенно если сам участвовал в сооружении этой красоты или хоть что-нибудь туда добавил (трубу из морковки к домику, веточку петрушки - к цветку и др.). Цветок из котлеты гораздо вкуснее, чем просто котлета, поверьте.

Сюрприз
В самом примитивном исполнении можно использовать новую тарелку с неизвестным рисунком на ее дне, оговорив, что увидеть его можно только когда тарелка опустеет. На это «ведется» далеко не каждый «вождь краснокожих». Зато если анонсировать сюрприз, а потом перевернуть опустошенную в его предвкушении тарелку, к донышку которой, оказывается, скотчем прикреплена наклейка - это наверняка вызовет радость.
Да и ту же модель «если - то» можно обновить, показав перед едой письмо от сказочного героя, которое тот велел прочесть после еды. В этом письме могут оказаться просто теплые слова, открытка или даже «карта сокровищ», пройдя по которой, можно отыскать... десерт, например. А вам-то как весело будет наблюдать или участвовать в поисках!

В некоторых случаях вместо письма может оказаться посылка (например, с новой книгой, которую ребенок еще не видел). Моей дочке бандероли «слал» Страшила - любимейший персонаж, который еще и звонил время от времени, справляясь, в том числе, и об аппетите. Пару лет она была абсолютно убеждена в реальности общения с ним и до сих пор вспоминает, какая это была радость.

Фантазия
На традиционное «не хочу кашу!» можно ответить вопросом: «А где тут каша? Это огромный океан, смотри-смотри, какие волны поднимаются. Ух ты, он грозится потопить весь мир и вызывает померяться силами богатыря, считая, что никто с ним не справится! Ну-ка, осилишь задаваку?»

На «не хочу суп!» можно придумать сказочную ситуацию об озере (колодце), в котором хранятся волшебные дары. Каждый, кто их отведает, получает особое качество: от кубиков картошки - силу, от полосок капусты - смелость, от колесиков морковки - смекалку и т.п. Не забудьте проверить бицепсы после обеда! И главное - не забывайте, что у вас фантазии хоть отбавляй, к тому же есть помощник - дочь или сын, который, может статься, начнет сам вдохновенно придумывать сюжеты.

Игра заразительна, поскольку возможна лишь при интересе участников. И кто сказал, что играть можно только в специально отведенное время! Но ведь каждый раз не будешь цирк устраивать с едой, правда? Можно и по-другому.

Компромисс
Договариваться, приправляя гастрономический сюжет воспитательным, - тоже неплохо. Например, оговорив количество ложек каши, которые нужно съесть, а остальное можно оставить. В результате то нечего будет оставлять, то на донышке останется... У вас же есть глазомер, используйте. И, кстати, не допускайте шулерства: полложки в рот - не считается, только полная! (если это произносить со смехом, то возражения последуют крайне редко).

А можно вступать в компромисс с помощью замены посуды.

- Мам, я не хочу суп.
- Хорошо, дочка, тогда я тебе чуть-чуть положу, ладно? Вот в эту мисочку.
Ребенок рад, что его мнение учли, с аппетитом съедает суп, не подозревая, что там его было столько же, что и в тарелке.

Может, кто-то из особо совестливых взрослых скажет, что это манипуляция. А я так думаю, что близко к игре в «на равных». Именно так это и воспринимается «нехочухами». Вот и дочка моя хохочет, вспоминая, какой вкусный суп был в мисочке, хоть для нее сейчас не секрет, сколько его туда помещалось.

...А куда подевались наши «нехочухи»? Всё съели и исчезли... Да они всего лишь хотели внимания в той форме, которая предполагает уважение. Давайте уважать хозяев будущего, чтобы и они этому научились тоже!
 

 

 
Автор: Валентина Пономарева
Источник: Shkolazhizni.ru
30.10.2008
просмотров 2520