Великий день покорения хаоса

 Великий день покорения хаоса

«Каждый раз, когда я захожу в детскую, я ощущаю себя как на минном поле – приходится перешагивать через игрушки, рискуя вывихнуть ногу, – делится 32-летняя Катерина Игнатьева, мама трех сыновей. – Под ногами валяются мячики, мишки, паровозик, карандаши, тетради, книжки, конфеты и прочие мелочи,  сопровождающие детскую жизнь. При этом у детей стоят шкаф и стеллажи для книжек, корзины для мелких игрушек. Но нет же! Все их «сокровища» раскиданы по комнате и так и норовят расползтись по всей квартире. Наказания, совместные уборки, увещевания дают результат ровно на полчаса. Потом снова беспорядок. Пока дети были маленькие, мы с мужем относились к этому снисходительно, но когда они пошли в школу, стало ясно, что «беспорядок в комнате – беспорядок в голове». Пришлось вводить жесткие правила. Утром обязательно заправляют кровати, днем, перед выполнением уроков, и вечером, перед сном, – убирают все игрушки. Это программа-минимум. С учебой стало намного проще, мальчишки могут спокойно сосредоточиться на задании».

Большинство родителей согласно с тем, что детей к порядку приучать надо обязательно. Привычка к этому становится залогом появления массы других замечательных умений: планирования, структурирования, последовательности действий, умения расставлять приоритеты. Кроме того, он  приобретает навык самодисциплины, учится решать комплексные задачи, ставить перед собою цели и добиваться их, задействовать в работе свои внутренние ресурсы, выполняя самостоятельно конкретные задачи. Однако стремление к порядку и у взрослых, и у детей не должно быть фанатичным.

«Был смешной случай, когда мы старшего сына отвели в первый раз в детский сад, – рассказывает Артур Аксенов, отец двоих детей. – Встревоженная воспитательница сообщила, что наш ребенок целый день ходил и за всеми игрушки подбирал и на места расставлял. С одной стороны, забавно, но, на самом деле, достаточно жестоко. Все играют, а он ходит и прибирается, как маленький робот, запрограммированный на уборку. Пришлось трехлетнему малышу объяснять полвечера, что игрушки нужны, чтобы играть, а собирают их потом все вместе».

«Здесь был Вася»

У взрослых и у детей могут быть очень разные представления об аккуратности или беспорядке. Как отмечает ряд детских психологов, «разбрасывая» игрушки, дети словно отмечают свое присутствие. Для малыша это как бы свидетельство того, что «я – есть», внешние подтверждение факта своего существования. Поэтому башня из кубиков строится обязательно посередине комнаты у всех на дороге, куклы или солдатики обнаруживаются у мамы под подушкой, а рисунки и следы от фломастеров – на папином столе. Таким образом ребенок «населяет собой» дом. Еще один момент, подмеченный исследователями детской психологии – ребенок живет по принципу «что упало, то пропало»: если «этой игрушкой я не играю и не вижу ее, значит, ее нет». Поэтому как такового беспорядка для детей не существует. Они в силу своих возрастных особенностей просто не способны его увидеть.

Наиболее подходящее время для того, чтобы научить малыша наводить порядок – его желание помогать маме. Как правило, оно появляется в двухлетнем возрасте, когда малыши начинают проявлять самостоятельность.

«Родителям важно не упустить этот момент, – уверена детский психолог Вера Серебрякова. – Ничего страшного, если вся «уборка» сводится к тому, что малыш повозит мокрой тряпкой по полу или полчаса будет пыхтеть, застилая кровать. Сейчас самое важное – не убить этот энтузиазм своим раздраженным «не мешай» или умилительным «иди играть, ты еще маленький». Разумеется, нам быстрее и проще сделать все самим, чем наблюдать за неуклюжими действиями ребенка. Но через два-три года мы будем уже требовать от него помощи: «Ты уже большой и должен помогать маме». И вероятнее всего тогда-то и начнутся слезы, капризы, потому что он не привык. А взять и резко поменять сложившийся стереотип поведения малышу тяжело. То, что раньше вызывало желание, было интересным и принималось как игра, теперь стало скучной обязанностью. А обязанности дети зачастую воспринимают как наказание».

Следующий этап интереса к наведению порядка обычно наступает уже в подростковом возрасте. Однако мотивация в этом возрасте совершенно иная.

«Обычно наша дочь делает уборку по собственному желанию в двух случаях, – рассказывает Татьяна Завьялова, мама 15-летней Ани. – Либо к ней должны прийти гости, либо она не смогла найти на кухне чистую тарелку, потому что вся посуда (грязная) скопилась в ее комнате. Поэтому когда Аня «внепланово» начала наводить порядок в своем шкафу, мы были в шоке: неужто ребенок взялся за ум? Все оказалось гораздо проще. Сначала Аня очень долго не могла открыть дверцу шкафа, а потом, когда открыла, на нее просто вывалился огромный ком одежды, обуви, косметики и бижутерии. Пришлось в экстренном порядке учиться раскладывать все по полочкам».

«Час Большого Порядка»

«Для ребенка важно, чтобы в его жизни присутствовали ритуалы, – делится наблюдениями Вера Серебрякова. – Поэтому, чтобы приучить его к порядку, нужно включить уборку в режим дня. Она должна стать такой привычной процедурой, как чистка зубов или сказка на ночь. Не нужно как-то специально обучать ребенка порядку. Лучший учитель – это личный пример. В семьях, где всегда поддерживается порядок, ребенок постепенно привыкает к тому, что иначе и быть не может. Малыш должны чувствовать себя не только ребенком, у которого есть игрушки, а хозяином своей комнаты. Собственные обязанности дадут ему понять, что он является важным членом семьи».

Кроме того, интерес к тому, чтобы в комнате всегда было чисто и опрятно, можно вызвать и поддерживать следующими способами:

  • делайте уборку вместе. Этим, кстати, вы еще научите ребенка сопереживать и помогать;
  • хвалите за помощь и не ругайте за неловкость. Даже если малыш что-то сделал не так или плохо, не переделывайте у него на глазах со словами «Как ты плохо сделал, лучше бы я сама». Это уничтожает инициативу и веру в свои силы. Лучше похвалите за то, что старался;
  • меняйте обязанности. Пусть малыш примерит на себя роль папы, мамы, старших брата или сестры, познакомится с другими, более сложными видами работ;
  • поручите ребенку самому выбрать и купить средство для мытья посуды или стиральный порошок. Даже если он пойдет на поводу у рекламы, пусть попробует. Таким образом, он сможет научиться экономии и критичному отношению к рекламе;
  • превратите уборку в игру или соревнование, в котором победителю достается небольшой приз. Можно повесить на стену график, ромашку или елочку из бумаги (каждое дело – закрашенный квадратик в графике или прикрепленный к цветку лепесток, игрушка к елке). У кого больше квадратиков (лепестков или игрушек) окажется, тот и победитель. Этот способ является еще и хорошей «напоминалкой» для забывчивых детишек;
  • устройте праздник «День Большого Порядка» или «Большой Стирки». Разумеется, праздник должен проходить весело, с музыкой и песнями, а в конце всех участников может ждать какой-нибудь приятный подарок-сюрприз, торт или интересный фильм;
  • введите систему поощрений и штрафов. За постоянные обязанности платить, конечно, не стоит. А вот если ребенок помог в большом ремонте или какой-нибудь сложной работе, то лучше его вознаградить. Штрафовать можно за любую вещь, которая валяется. Вещи складывать в «штрафную» коробку, из которой что-то забрать разрешено только за символическую плату. А потом эти деньги можно потратить на праздник в честь «Дня Большого Порядка»;
  • при обустройстве детской помните, что она должна быть не только красива, но и функциональна. Полки, стеллажи, корзины и коробки для мелких игрушек или настольных игр – у каждой вещи должно быть свое место. Устройте детскую так, чтобы наводить порядок в ней было легко;
  • не угрожайте, что выбросите все игрушки. Лучше придумать сказку, в которой игрушки по ночам оживают, и если их не убирать на место, могут обидеться и уйти. Но если ребенок будет заботиться о своих «друзьях», то они вернутся.
 Ольга УЛАНОВА
Cheldoctor.ru
 
16.11.2009
просмотров 6492