Постановка звука «Ш»

Постановка звука «Ш»

Широкая основа языка чуть приподнята к альвеолам или к краю твёрдого нёба, но не прижата к нему. Посередине язык немного прогибается, а его бока упираются в боковые зубы. По этому желобку течёт струя тёплого воздуха, которая легко ощущается на ладони, если поднести её ко рту. Мягкое нёбо упирается в заднюю стенку глотки и находится в приподнятом положении, тем самым закрывая проход в носовую полость, благодаря чему воздух проходит через рот. При произнесении звука «Ш» голос появляться не должен.

Постановка звука «Ш» начинается с того, что прорабатывается статика звука. Задействованные органы артикуляции должны стоять в правильном положении. Только после достижения этой цели можно переходить к отработке звука «Ш» в динамике. 

Чаще всего при произнесении звука «Ш» дети делают следующие ошибки:

  • не правильные действия губами;
  • в процессе произнесения звука «Ш» зубы сжаты;
  • язык плотно соприкасается с альвеолами, вследствие чего струя воздуха проходит через провисающий боковой край;
  • язык слишком сильно сужается;
  • слабый выдох при произнесении звука или пропускание воздуха в носовую полость.

При наличии любых затруднений необходимо вернуться на этап отработки статики звука и оценить степень доступности ребёнку той позиции, в которой должен находиться его артикуляционный аппарат во время произнесения звука «Ш». В большинстве случаев именно здесь обнаруживаются некоторые проблемы, которые необходимо устранить для возвращения на этап отработки звука в динамике. Но иногда даже статика звука ребёнку не доступна, в этом случае необходимо вернуться на подготовительный этап, а именно, к артикуляционным упражнениям, модифицировав их комплекс с учётом затруднений данного ребёнка.

Звук начинают автоматизировать тогда, когда ребёнок правильно его произносит. Автоматизация звука «Ш» происходит таким же образом, как и автоматизация других звуков. Т.е логопед в соответствии с речевыми особенностями ребёнка подбирает для него комплекс упражнений и игр, которые в доступной форме помогут ему освоить произношение звука «Ш». Для игр и упражнений специалист использует разнообразный наглядный материал. Специалист работает над звуком «Ш» в слогах, словах различной сложности, предложениях, добиваясь абсолютно правильного произношения во всех этих случаях.

Во время занятий на постановку звука «Ш» специалист следит за правильностью произнесения детьми данного звука, т.е. проверяет  положение органов артикуляции задействованных в произнесении данного звука (губы, язык) и наличие струи воздуха, идущей через середину языка.

При наличии проблем в произношении специалист должен ещё раз вместе с детьми произнести звук «Ш» и отработать правильное положение органов артикуляции. В этом процессе можно задействовать ребёнка, который хорошо выговаривает этот звук.Ш — всегда шипящий звук: шар воздушный сдулся вдруг,

Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.

На камнях змея шипит,
Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Море Черное шумит.
Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Ш — шипит в камнях змея. Змей здесь целая семья.
Ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш - ш.
Как погода хороша! Зашипели змейки — ША.
Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша.
Никуда я не спешу! Прошипела змейка — ШУ.
Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу.
Свежим воздухом дыши! Произносим слоги — ШИ.
Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши.
Солнце греет хорошо! Повторяем слоги — ШО.
Шо - шо - шо - шо - шо - шо - шо.
Как приятно на душе! Улыбнулись змейки — ШЕ.
Ше - ше - ше - ше - ше - ше - ше.
Есть игра у малыша. Мы напишем слоги — ША.
Ша - ша - ша - ша - ша - ша - ша.
Любят строить малыши. Мы напишем слоги — ШИ.
Ши - ши - ши - ши - ши - ши - ши.
Помогаем малышу. Мы напишем слоги — ШУ.
Шу - шу - шу - шу - шу - шу - шу.
Дом построен хорошо. Мы напишем слоги — ШО.
Шо - шо - шо - шо - шо - шо - шо.
Мы споем о малыше. И напишем слоги — ШЭ.
Шэ - шэ - шэ - шэ - шэ - шэ - шэ.

 

Ж — конечно, звук жужжащий: это — жук жужжит блестящий,
Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж. 
А еще жужжит пила,
Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж.
И летящая пчела.
Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж.
Ж — уселись у реки очень шумные жуки.
Ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж - ж.
Не боимся мы ужа, зажужжим ему мы — ЖА.
Жа - жа - жа - жа - жа - жа - жа.
Не достаться чтоб стрижу, пропоем ему мы — ЖУ.
Жу - жу - жу - жу - жу - жу - жу.
Налетели вдруг чижи, испугаем мы их — ЖИ.
Жи - жи - жи - жи - жи - жи - жи.
Стало вечером свежо. Прожужжали жуки — ЖО.
Жо - жо - жо - жо - жо - жо - жо.
Наступает ночь уже, улетим и скажем — ЖЭ.
Жэ - жэ - жэ - жэ - жэ - жэ - жэ.
Мы смотрели на моржа, повторяем слоги — ЖА.
Жа - жа - жа - жа - жа - жа - жа.
Рыбку дали мы моржу, повторяем слоги — ЖУ.
Жу - жу - жу - жу - жу - жу - жу.
Любят рыбу все моржи, повторяем слоги — ЖИ.
Жи - жи - жи - жи - жи - жи - жи.
Среди льдин моржу свежо, повторяем слоги — ЖО.
Жо - жо - жо - жо - жо - жо - жо.
Всем расскажем о морже, повторяем слоги — ЖЭ.
Жэ - жэ - жэ - жэ - жэ - жэ - жэ.

 

Мягко Щ произношу: в поле я траву кошу,
Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ.
Щеткой вещи чищу чисто,
Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ.
Обрывает ветер листья,
Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ. 
Щ — метем мы мусор щеткой, произносим звуки четко:
Щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ - щ.
Вычистим любую вещь, пропоют нам щетки — ЕЩ.
Ещ - ещ - ещ - ещ - ещ - ещ - ещ.
Станет чистым мамин плащ. Щетки звонко чистят — АЩ.
Ащ - ащ - ащ - ащ - ащ - ащ - ащ.
Ни соринки на плаще. Щетки так довольны — ЩЕ.
Ще - ще - ще - ще - ще - ще - ще.
Что почистить вам ещё? Спросят щетки маму — ЩЁ,
Щё - щё - щё - щё - щё - щё - щё.
Вещь для чистки поищи. Повторяют щетки — ЩИ.
Щи - щи - щи - щи - щи - щи - щи.
Вырос в доме длинный плющ. Пишем ровно слоги — ЮЩ.
Ющ - ющ - ющ - ющ - ющ - ющ - ющ.
Много листьев у плюща. Пишем ровно слоги — ЩА.
Ща - ща - ща - ща - ща - ща - ща.
Я забочусь о плюще. Пишем ровно слоги — ЩЕ.
Ще - ще - ще - ще - ще - ще - ще.
Дам водички я плющу. Пишем ровно слоги — ЩУ.
Щу - щу - щу - щу - щу - щу - щу.
Завтра плющ полью ещё. Пишем ровно слоги — ЩЁ.
Щё - щё - щё - щё - щё - щё - щё.

 

Ч — напомнит этот звук, как пускает пар утюг,
Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч,
Как вагончики спешат,
Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч,
Как жалеют малыша.
Ч - Ч - ч - Ч - Ч - Ч - Ч - Ч - Ч - Ч - Ч - Ч. 
Ч — промчался поезд быстро, впереди два машиниста.
Ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч - ч.
А в вагоне едет врач. Пропоют вагоны — АЧ.
Ач - ач - ач - ач - ач - ач - ач.
Хочет врач больным помочь. Пропоют вагоны — ОЧ.
Оч - оч - оч - оч - оч - оч - оч.
Очень ждут того врача. И спешат вагоны — ЧА.
Ча - ча - ча - ча - ча - ча - ча.
Будут рады все врачу. Повторяем слоги — ЧУ.
Чу - чу - чу - чу - чу - чу - чу - чу.
Его встретят горячо. Повторяем слоги — Ч0.
Чо - чо - чо - чо - чо - чо - чо.
Прочитал стихи нам грач. Повторяем слоги — АЧ.
Ач - ач - ач - ач - ач - ач - ач.
А стихи все о граче. Прочитаем слоги — ЧЕ.
Че - че - че - че - че - че - че.
Мы заслушались грача. Прочитаем слоги — ЧА.
Ча - ча - ча - ча - ча - ча - ча.
Прилетели к нам грачи. Прочитаем слоги — ЧИ.
Чи - чи - чи - чи - чи - чи - чи.
Благодарны мы грачу. Прочитаем слоги — ЧУ.
Чу - чу - чу - чу - чу - чу - чу - чу.

логопедические занятия.рф

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Обсудите эту тему в группе С детьми и для детей

23.05.2012
просмотров 5688