Стихи с логопедическими упражнениями

Стихи с логопедическими упражнениями

Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, балуемся – изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе.

Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.

Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.

Упражнения: 

1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону; 
4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.

Налью в чашечку котенку /упражнение 1

Молочко, молочко.

Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2

Молочко язычком.

Служит ложечкой котенку /упражнение 1

Язычок, язычок.

И дрожит хвостик тонкий,

И вздыхает бочок.

А когда закончит ужин

Наш усатый чудак,

Зная, что быть чистым нужно,

Умывается так:

Он оближет свои губки, /упражнение 3

А потом – еще раз,

Чисто вымоет шубку /упражнение4

Язычком, а подчас

Лапой мордочку моет –

Как мочалкой скоблит.

“Мурр!” – мне скажет с любовью:

“Все, спасибо: я сыт! ”

Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;

Наливаю медвежонку

В эту чашечку — сгущенку,

В эту чашечку — варенье,

В эту — положу печенье,

В эту — пирожок с капустой,

В эту — морс брусничный вкусный,

В эту — в сахаре орешки.

Ешь, мой милый сладкоежка!

Упражнения: 

1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.

Наварила Катя кашки:

Подставляйте, куклы, чашки!

Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1

Эта чашечка – Наташе

И пол-чашки – Валеньке,

Кукле самой маленькой.

Эта – зайке, эта – мишке,

Буратино-шалунишке.

Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2

Кушай ложкой, а не носом!

Кто все быстро сможет скушать,

Тот пирог получит с грушей.

Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3

Быстро съели все до крошки!

Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

Еле маленький грибок

Через мох пробиться смог.

Целый день он подрастал,

К вечеру огромным стал.

Нас увидев, удивился,

И, подумав, поклонился:

Шляпку снял и выгнул спинку:

-Не возьмете ли в корзинку?!

Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.

А теперь – смотри, смотри -

Мы с тобой – богатыри:

Рухнул старый-старый дом –

Мы поднимем крышу в нем.

Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Ветер в трубочку свернул

Листик, в дудочку подул:

Песенка – дыханье Ветра –

Зазвенела… где-то, где-то,

Там, за синими лесами

Обернулась парусами.

Морской Ветер – старший брат –

Этой песенке так рад! -

Щеки надувает,

Парус наполняет:

Облака-кораблики –

Белые журавлики –

Снова за леса плывут –

С моря дождики везут.

Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.

Дую я в свою дуду -

Дудочка поет: «Ду-ду!»

Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.

- Эй, зайчонок, серый зайка,

Мне сыграй на балалайке!

Подыграй, а я спою

Песню лучшую мою!

 

Зайка серый разыгрался,

Зайка очень постарался,

Балалаечка звенела,

Белка рыженькая пела.

 

- Ты устал? Ну, отдохни

И опять играть начни.

Молодчина, зайка!

Вот так балалайка!

Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.

- Кто в лесу стучит, стучит?

- Дятел дерево долбит:

- Д-д-д-д-д-д-ды,

Нелегки мои труды:

Я не просто так стучу –

Это дерево лечу:

Под корой – жучков ходы,

Д-д-д-д-д-д-ды.

Упражнения: 

1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.

Гусь поспорил с индюком:

Птичник: чей же это дом?

Гусь шипит: “Да ты малыш!

Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”

А индюк: “Бл-бл-бл-бла!

У тебя нет ни кола!

Всем понятно: птичник - мой!

Я иду к себе домой!”

Воробьи взлетают с крыш,

Испугавшись “Ш-ш-ш!”

И бегут на край села

Уточки от “Бл-бл-бла!”.

…Ты пугать умеешь, друг,

И как гусь, и как индюк?

Нас немного посмеши:

Двух задир нам покажи!

Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”

Львенок учится рычать,

Очень хочет “Рррр!” сказать.

Мордочку свою задрав,

Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”

Как он стать львом грозным сможет?

Мы с тобой ему поможем!

Трактор – синий богатырь –

Как мотор заводит?

- Тррр!

Молния сверкает! Гром!

Мы его не пустим в дом -

Крыша прочная! Нет дыр!

Пусть себе ворчит:

- Гррр! Грррр!

Берег речки. Гладь воды.

Слышно катер: “Ды-ды-ды”.

Вот подходит пассажир –

Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”

Львенок маленький старался,

Львенок долго упражнялся.

Он, как папа, на весь мир

Скажет громко, звонко: “Ррррр!”

Упражнения: 

1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).

Как-то раз решил свой домик

Привести в порядок гномик:

Краску, кисточку нашел –

Потолок белить пошел.

Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1

Еще краску гном берет,

Красит вновь: вперед – назад.

Как красиво! Гномик рад.

Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах

Выметает паутину

И в углу, и на комоде:

- Пауки пусть в сад уходят!

Сверху – все. Спускаюсь вниз.

Ну, грязюка, берегись!

Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах

- Влево-вправо! – моет стенку:

- Вправо-влево! – вновь и снова.

Дом сияет, словно новый!

Положил половичок /упражнение 3

На забор наш старичок:

- Пыль стряхну с него раз пять –

На пол постелю опять.

Вымыт пол. Приятно в доме.

И решил усталый гномик:

- Заслужил я угощенье –

Чай малиновый. С вареньем!

Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз.

Во дворе стоят качели.

Вы качались? В самом деле?

Ну-ка, заинька, садись:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Вот лисичка:

- Стойте! Дайте!

Меня тоже покачайте!

Что ж, исполним твой каприз:

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Ох: качели косолапый

Останавливает лапой:

- Я качаюсь! Берегись!

Вверх-вниз, вверх-вниз!

Упражнение "Кошкина спинка": улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом “спинку” языка поднимать и опускать.

Едет к бабушке Егорка:

Забирается на горку, /выгнуть “спинку” языка

После горки – вновь низина. /опустить язычок

Речка… Мостик выгнул спину. /выгнуть “спинку” языка

Дальше ровная дорожка. /опустить язычок

Брызнул дождь – чуть-чуть, немножко.

В небе радуга проснулась,

Над дорожкой изогнулась. /выгнуть “спинку” языка

Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот

Серый волк под старой елкой

Два часа зубами щелкал.

Широко рот открывал,

Но зайчишку не поймал.

Упражнения:

1)имитировать всасывание воды через тонкую трубочку

2) вытянуть губы вперед трубочкой и дуть

В зоопарке жарко-жарко.

Как слоненку зебру жалко! -

Солнце жарит целый день,

Бесполезна даже тень.

Бедной зебре очень плохо!

Только слон не будет охать:

В пруд свой хобот опускает – /упражнение 1

Воду до-о-олго набирает.

Хобот – вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2

- Дождь! – ах, как же зебра рада!

Упражнение: имитировать всасывание воды через тонкую трубочку

Пить коктейль чернично-мятный

Через трубочку приятно.

Упражнения:

1) «Крокодил» рот широко открыть и закрыть

2) плотно сжать губы

У медведя нет корзины - /упражнение 1

Собирает в рот малину. /упражнение 2

Упражнение “рыбка”: округляем губы, делаем захватывающее движение губами

Не наживка – без крючка

Рыбке дали червячка.

Рыбка радуется: “О-о-о!

Я, пожалуй, съем его!”

Упражнение “хоботок”: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Посмотрите на слоненка:

Хобот длинный у ребенка!

- А я так умею тоже! –

Маме говорит Сережа.

Губы трубочкой свернул

И вперед как потянул!

- Посмотрите, как хорош! –

Я на слоника похож!

Упражнение «Bетерок»: губы вытянуть вперед трубочкой, через трубочку дуем, не надувая щеки.

Ветерок подул слегка -

И поплыли облака.

Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Бурундук, нас встретив, в спешке

Прячет за щекой орешки –

Щечка стала, словно мяч!

- Покажи, что там, не прячь!

Злится бурундук в ответ:

- Ничего за щечкой нет –

Видишь, тонкая какая.

- Видим – круглая другая.

Ты в секрете не держи –

Что за щечкой? Покажи!

- И за этой пусто тоже! –

Бурундук всерьез встревожен,

Он орешки взад-вперед

Перекатывает:

- Вот:

Здесь их нет, и здесь их нет!

Мы достали свой обед:

- Не тревожься и не злись!

На морковку – угостись!

Мы пойдем – нас ждет медвежка…

-Эй, ребята! Там – орешки.

Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.

Леденец от щечки к щечке

Перекатывает дочка.

Не спешит, не разгрызает:

Пусть подольше он не тает!

Упражнение “лошадка”. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.

Сбоку – дорожка, а в центре – лужок.

Маленький пони, мой добрый дружок,

Снова и снова катает ребят:

Слышишь, копыта стучат и стучат.

 

Раз поиграть он со мною не может,

Стану как будто лошадкою тоже:

Словно копыта, звучит язычок:

- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!

Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.

Мы с тобой когда проснемся,

Сразу солнцу улыбнемся!

Упражнения:

  1. “заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;

  2. “воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке

Мы посадим лук и репку

И забор поставим крепкий. /упражнение 1

В нем калитку сделать надо – /упражнение 2

Мы гостям хорошим рады!

Упражнение “бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.

Круглый бублик получаю

Я всегда на завтрак к чаю.

Чередование упражнений:

  1. “заборчик” - губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;

  2. “бублик” - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.

На заборе у черешни

Мы повесили скворечник.

Упражнение “кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.

Кролик – беленький пушок,

Поиграй со мной, дружок!

Упражнение “уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.

А теперь на две минутки

Станем мы с тобой как утки:

Губы вытянем вперед –

Станет плоским клювом рот.

Упражнение “недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.

Дам лошадке я картошку:

- На, полакомься немножко!

- Фрр! – лошадка недовольна:

- Лучше хлеб дай черный с солью!

Упражнение “воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.

Шар воздушный ярко-красный

На столе лежит напрасно.

Я его надую лучше:

Станет он большой, летучий!

Упражнение “чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.

Чтобы зубки стали чище,

Каждый день их щеткой чищу.

Упражнение “пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

Дети свинку угощают,

Свинкин носик выбирает:

Держит высоко Андрюша

Сладкую большую грушу.

Справа – рыженький Антошка

Предлагает ей картошку.

Может, у Катюшки шустрой –

Там, внизу – забрать капусту?

Слева – с яблоками Лада.

Хрюшке что-то делать надо:

Ищет пятачок опять:

“Это выбрать? Это взять?”

Упражнения:

  1. надуть щеки;

  2. втянуть щеки.

Что-то рыбку испугает –

Рыбка щеки надувает: /упражнение 1

Мол, меня не трогай лучше! –

Я большая! И в колючках!

Как опасность миновала, /упражнение 2

Рыбка вновь худышкой стала.

Упражнение “прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.

Мышка выглянет из норки –

Очень хочет сыра корку! –

Тут же прячется опять:

Рядом кошка – страшно взять!

Упражнения:

  1. “вкусное варенье”: облизать верхнюю губу справа налево, затем – слева направо;

  2. облизывать губы по кругу.

У меня сегодня – чудо-настроенье:

Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1

Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2

А потом “спасибо” бабушке скажу.

Упражнение: чередуем “улыбку”- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и “хоботок”- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед.

Улыбнись скорей, дружок!

А теперь, ребенок,

Покажи мне хоботок,

Словно ты – слоненок!

Упражнение «выбиваем ковер»: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: “та-та-та”.

Пыльный и большой ковер

Положили на забор,

Выбиваем: “Та-та-та!”

Будет в доме чистота!

Упражнение “часики”: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.

Как часы, заладим в такт:

- Тик-так! Тик-так!

Разговариваем так:

- Тик-так! Тик-так!

Мы не просто так болтаем,

А секундочки считаем,

Отставать нельзя никак:

- Тик-так! Тик-так!

Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.

Если губки я кусаю,

Значит, я переживаю.

Если губки я чешу,

Значит, сладкого прошу.

Упражнение: чередуем “улыбку” - удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и “хоботок” - вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед.

Открываем сумочку –

В сумке видим трубочку.

Упражнение “рыбки разговаривают”: хлопаем губами друг о друга.

Рыбка рыбке говорила:

- Я сегодня борщ сварила

Из ракушек и из ила,

Очень-очень вкусно было!

Рыбка рыбке отвечала:

- Ты, кума, не то сказала:

Это был не борщ, а щи –

Для борща траву ищи!

Автор стихов - Ирина Асеева,

Литература:

  1. Оксана Макерова, “Игры и упражнения, способствующие развитию речи”, “Артикуляционная гимнастика”, портал “Солнышко”, 2004 г, 2007 г

  2. О.И. Крупенчук, “Стихи для развития речи”, СПб, “Литера”, 2004

  3. А. С. Анищенкова, "Артикуляционная гимнастика", “АСТ", “Астрель”, 2006 г

  4. Т.А. Куликовская “Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи”,  “АСТ", “Астрель”, 2009 г

  5. Логопедические упражнения, использованные на занятиях детского логопедического центра Калининского р-на г. С-Петербурга

  6. Логопедические упражнения, использованные на занятиях детского сада с логопедическим уклоном Калининского р-на г. Санкт-Петербурга

oblachko.info

Проконсультируйтесь у нашего специалиста прямо сейчас. Это бесплатно!

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

21.06.2012
просмотров 7548