Стихи с логопедическими упражнениями
Мы учили эти стихотворения сами и вспоминали о них несколько раз в течение дня: увидим кошку – покажем, как она умывается, балуемся – изображаем вместе пугливую рыбу, одеваемся на прогулку – поговорим о качелях во дворе.
Дети обожают строить рожицы, показывать язык. А проделать это вместе с мамой или папой – двойное удовольствие! И весело, и полезно. О том, что при этом мы выполняем специальные упражнения, названные трудным словом “логопедические”, можно даже не рассказывать.
Выполнение этих упражнений подготовит к занятиям с логопедом и поможет существенно сократить их количество.
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“котенок лакает”: имитируем движения язычка котенка – “захватываем язычком молочко и отправляем его в рот”;
3)"вкусное варенье": облизать по кругу губы, затем - в другую сторону;
4)"котенок моется": имитируем вылизывание котенком шерстки.
Налью в чашечку котенку /упражнение 1
Молочко, молочко.
Он начнет лакать в сторонке /упражнение 2
Молочко язычком.
Служит ложечкой котенку /упражнение 1
Язычок, язычок.
И дрожит хвостик тонкий,
И вздыхает бочок.
А когда закончит ужин
Наш усатый чудак,
Зная, что быть чистым нужно,
Умывается так:
Он оближет свои губки, /упражнение 3
А потом – еще раз,
Чисто вымоет шубку /упражнение4
Язычком, а подчас
Лапой мордочку моет –
Как мочалкой скоблит.
“Мурр!” – мне скажет с любовью:
“Все, спасибо: я сыт! ”
Упражнение “чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
Наливаю медвежонку
В эту чашечку — сгущенку,
В эту чашечку — варенье,
В эту — положу печенье,
В эту — пирожок с капустой,
В эту — морс брусничный вкусный,
В эту — в сахаре орешки.
Ешь, мой милый сладкоежка!
Упражнения:
1)“чашечка”: рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов;
2)“ложечка”: – язычок становится более узким и длинным;
3)"едим кашу": широко открываем и закрываем рот.
Наварила Катя кашки:
Подставляйте, куклы, чашки!
Чашка – Саше, чашка – Маше, / упражнение 1
Эта чашечка – Наташе
И пол-чашки – Валеньке,
Кукле самой маленькой.
Эта – зайке, эта – мишке,
Буратино-шалунишке.
Буратино, сядь, как взрослый! /упражнение 2
Кушай ложкой, а не носом!
Кто все быстро сможет скушать,
Тот пирог получит с грушей.
Ну-ка, быстро взяли ложки! /упражнение 3
Быстро съели все до крошки!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
Еле маленький грибок
Через мох пробиться смог.
Целый день он подрастал,
К вечеру огромным стал.
Нас увидев, удивился,
И, подумав, поклонился:
Шляпку снял и выгнул спинку:
-Не возьмете ли в корзинку?!
Упражнение “грибок”: язык упирается в верхнее небо, при этом нижняя челюсть опускается и растягивается уздечка языка.
А теперь – смотри, смотри -
Мы с тобой – богатыри:
Рухнул старый-старый дом –
Мы поднимем крышу в нем.
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Ветер в трубочку свернул
Листик, в дудочку подул:
Песенка – дыханье Ветра –
Зазвенела… где-то, где-то,
Там, за синими лесами
Обернулась парусами.
Морской Ветер – старший брат –
Этой песенке так рад! -
Щеки надувает,
Парус наполняет:
Облака-кораблики –
Белые журавлики –
Снова за леса плывут –
С моря дождики везут.
Упражнение “ветер”: язычок сворачиваем в трубочку, через нее дуем.
Дую я в свою дуду -
Дудочка поет: «Ду-ду!»
Упражнение “балалайка”: напряженную верхнюю губу раздражаем языком.
- Эй, зайчонок, серый зайка,
Мне сыграй на балалайке!
Подыграй, а я спою
Песню лучшую мою!
Зайка серый разыгрался,
Зайка очень постарался,
Балалаечка звенела,
Белка рыженькая пела.
- Ты устал? Ну, отдохни
И опять играть начни.
Молодчина, зайка!
Вот так балалайка!
Упражнение “дятел”: “выбиваем” звук “Д” кончиком язычка на верхних альвеолах.
- Кто в лесу стучит, стучит?
- Дятел дерево долбит:
- Д-д-д-д-д-д-ды,
Нелегки мои труды:
Я не просто так стучу –
Это дерево лечу:
Под корой – жучков ходы,
Д-д-д-д-д-д-ды.
Упражнения:
1)“гусь”: "шипим" - дуем на широкий язык, подняв его к небу;
2)“индюк”: широкий язык высовываем за верхнюю губу, произнося “бл-бл-бл”.
Гусь поспорил с индюком:
Птичник: чей же это дом?
Гусь шипит: “Да ты малыш!
Защиплю! Дом мой! Ш-ш-ш!”
А индюк: “Бл-бл-бл-бла!
У тебя нет ни кола!
Всем понятно: птичник - мой!
Я иду к себе домой!”
Воробьи взлетают с крыш,
Испугавшись “Ш-ш-ш!”
И бегут на край села
Уточки от “Бл-бл-бла!”.
…Ты пугать умеешь, друг,
И как гусь, и как индюк?
Нас немного посмеши:
Двух задир нам покажи!
Учимся “рычать”: тренируемся произносить “Р”
Львенок учится рычать,
Очень хочет “Рррр!” сказать.
Мордочку свою задрав,
Хочет - “Рррр!”, выходит: “Мяв!”
Как он стать львом грозным сможет?
Мы с тобой ему поможем!
Трактор – синий богатырь –
Как мотор заводит?
- Тррр!
Молния сверкает! Гром!
Мы его не пустим в дом -
Крыша прочная! Нет дыр!
Пусть себе ворчит:
- Гррр! Грррр!
Берег речки. Гладь воды.
Слышно катер: “Ды-ды-ды”.
Вот подходит пассажир –
Катерок взревет: “Дрррр! Дрррр!”
Львенок маленький старался,
Львенок долго упражнялся.
Он, как папа, на весь мир
Скажет громко, звонко: “Ррррр!”
Упражнения:
1)“белим потолок”: широким языком проводим от верхних резцов до мягкого нёба;
2)“чистим зубы”: языком "чистим зубы" изнутри влево-вправо;
3)"половичок": широкий язычок расстилаем на нижней губе; через некоторое время чередуем действия: высунуть вперед острый язычок – снова расстелить на губе широкий (“стряхиваем пыль”).
Как-то раз решил свой домик
Привести в порядок гномик:
Краску, кисточку нашел –
Потолок белить пошел.
Кисточка: назад – вперед,- /упражнение 1
Еще краску гном берет,
Красит вновь: вперед – назад.
Как красиво! Гномик рад.
Он теперь сушеной тиной /упражнение 2 на верхних зубах
Выметает паутину
И в углу, и на комоде:
- Пауки пусть в сад уходят!
Сверху – все. Спускаюсь вниз.
Ну, грязюка, берегись!
Гномик, стоя на коленках, /упражнение 2 на нижних зубах
- Влево-вправо! – моет стенку:
- Вправо-влево! – вновь и снова.
Дом сияет, словно новый!
Положил половичок /упражнение 3
На забор наш старичок:
- Пыль стряхну с него раз пять –
На пол постелю опять.
Вымыт пол. Приятно в доме.
И решил усталый гномик:
- Заслужил я угощенье –
Чай малиновый. С вареньем!
Упражнение "Качели": язык движется вверх-вниз.
Во дворе стоят качели.
Вы качались? В самом деле?
Ну-ка, заинька, садись:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Вот лисичка:
- Стойте! Дайте!
Меня тоже покачайте!
Что ж, исполним твой каприз:
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Ох: качели косолапый
Останавливает лапой:
- Я качаюсь! Берегись!
Вверх-вниз, вверх-вниз!
Упражнение "Кошкина спинка": улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, при этом “спинку” языка поднимать и опускать.
Едет к бабушке Егорка:
Забирается на горку, /выгнуть “спинку” языка
После горки – вновь низина. /опустить язычок
Речка… Мостик выгнул спину. /выгнуть “спинку” языка
Дальше ровная дорожка. /опустить язычок
Брызнул дождь – чуть-чуть, немножко.
В небе радуга проснулась,
Над дорожкой изогнулась. /выгнуть “спинку” языка
Упражнение "Крокодил": широко открываем и закрываем рот
Серый волк под старой елкой
Два часа зубами щелкал.
Широко рот открывал,
Но зайчишку не поймал.
Упражнения:
1)имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
2) вытянуть губы вперед трубочкой и дуть
В зоопарке жарко-жарко.
Как слоненку зебру жалко! -
Солнце жарит целый день,
Бесполезна даже тень.
Бедной зебре очень плохо!
Только слон не будет охать:
В пруд свой хобот опускает – /упражнение 1
Воду до-о-олго набирает.
Хобот – вверх: теперь дуть надо. /упражнение 2
- Дождь! – ах, как же зебра рада!
Упражнение: имитировать всасывание воды через тонкую трубочку
Пить коктейль чернично-мятный
Через трубочку приятно.
Упражнения:
1) «Крокодил» рот широко открыть и закрыть
2) плотно сжать губы
У медведя нет корзины - /упражнение 1
Собирает в рот малину. /упражнение 2
Упражнение “рыбка”: округляем губы, делаем захватывающее движение губами
Не наживка – без крючка
Рыбке дали червячка.
Рыбка радуется: “О-о-о!
Я, пожалуй, съем его!”
Упражнение “хоботок”: сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
Посмотрите на слоненка:
Хобот длинный у ребенка!
- А я так умею тоже! –
Маме говорит Сережа.
Губы трубочкой свернул
И вперед как потянул!
- Посмотрите, как хорош! –
Я на слоника похож!
Упражнение «Bетерок»: губы вытянуть вперед трубочкой, через трубочку дуем, не надувая щеки.
Ветерок подул слегка -
И поплыли облака.
Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.
Бурундук, нас встретив, в спешке
Прячет за щекой орешки –
Щечка стала, словно мяч!
- Покажи, что там, не прячь!
Злится бурундук в ответ:
- Ничего за щечкой нет –
Видишь, тонкая какая.
- Видим – круглая другая.
Ты в секрете не держи –
Что за щечкой? Покажи!
- И за этой пусто тоже! –
Бурундук всерьез встревожен,
Он орешки взад-вперед
Перекатывает:
- Вот:
Здесь их нет, и здесь их нет!
Мы достали свой обед:
- Не тревожься и не злись!
На морковку – угостись!
Мы пойдем – нас ждет медвежка…
-Эй, ребята! Там – орешки.
Упражнение “перекатываем орешки”: язычком изнутри упираемся поочередно то в одну щечку, то в другую. Выполнять упражнение медленно, четко.
Леденец от щечки к щечке
Перекатывает дочка.
Не спешит, не разгрызает:
Пусть подольше он не тает!
Упражнение “лошадка”. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, присасывая язык к небу, пощелкать кончиком языка. Рот широко открывать.
Сбоку – дорожка, а в центре – лужок.
Маленький пони, мой добрый дружок,
Снова и снова катает ребят:
Слышишь, копыта стучат и стучат.
Раз поиграть он со мною не может,
Стану как будто лошадкою тоже:
Словно копыта, звучит язычок:
- Цок-цок-цок-цок! Цок-цок-цок-цок!
Упражнение “улыбка”: удерживаем губы в улыбке, зубы не видны.
Мы с тобой когда проснемся,
Сразу солнцу улыбнемся!
Упражнения:
-
“заборчик”: губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
-
“воротца”: то же, но зубки разомкнуть, удерживая губы в хорошей улыбке
Мы посадим лук и репку
И забор поставим крепкий. /упражнение 1
В нем калитку сделать надо – /упражнение 2
Мы гостям хорошим рады!
Упражнение “бублик”: зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны. Удерживать в таком положении под счет от 3 до 5.
Круглый бублик получаю
Я всегда на завтрак к чаю.
Чередование упражнений:
-
“заборчик” - губы растянуты в улыбке так, чтобы были видны два ряда зубов, зубки на зубки ставим в естественном прикусе;
-
“бублик” - зубы сомкнуты, губы округлены и чуть вытянуты вперед, верхние и нижние резцы видны.
На заборе у черешни
Мы повесили скворечник.
Упражнение “кролик”: зубы сомкнуты, верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Кролик – беленький пушок,
Поиграй со мной, дружок!
Упражнение “уточка”: вытянуть губы, сжать их так, чтобы большие пальцы были под нижней губой, а все остальные на верхней губе, и вытягивать губы вперед как можно сильнее, массируя их и стремясь изобразить клюв уточки.
А теперь на две минутки
Станем мы с тобой как утки:
Губы вытянем вперед –
Станет плоским клювом рот.
Упражнение “недовольная лошадка”: поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Должен получиться звук, похожий на фырканье лошади.
Дам лошадке я картошку:
- На, полакомься немножко!
- Фрр! – лошадка недовольна:
- Лучше хлеб дай черный с солью!
Упражнение “воздушный шар”: надувать поочередно одну щеку, другую, обе щеки.
Шар воздушный ярко-красный
На столе лежит напрасно.
Я его надую лучше:
Станет он большой, летучий!
Упражнение “чистим зубы”: рот закрыть; круговым движением языка обвести между губами и зубами.
Чтобы зубки стали чище,
Каждый день их щеткой чищу.
Упражнение “пятачок”: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
Дети свинку угощают,
Свинкин носик выбирает:
Держит высоко Андрюша
Сладкую большую грушу.
Справа – рыженький Антошка
Предлагает ей картошку.
Может, у Катюшки шустрой –
Там, внизу – забрать капусту?
Слева – с яблоками Лада.
Хрюшке что-то делать надо:
Ищет пятачок опять:
“Это выбрать? Это взять?”
Упражнения:
-
надуть щеки;
-
втянуть щеки.
Что-то рыбку испугает –
Рыбка щеки надувает: /упражнение 1
Мол, меня не трогай лучше! –
Я большая! И в колючках!
Как опасность миновала, /упражнение 2
Рыбка вновь худышкой стала.
Упражнение “прятки”: быстро высовывать язык прямо и тут же убирать его обратно в рот.
Мышка выглянет из норки –
Очень хочет сыра корку! –
Тут же прячется опять:
Рядом кошка – страшно взять!
Упражнения:
-
“вкусное варенье”: облизать верхнюю губу справа налево, затем – слева направо;
-
облизывать губы по кругу.
У меня сегодня – чудо-настроенье:
Бабушка сварила вкусное варенье. /упражнение 1
Я раз сто, наверное, губки оближу, /упражнение 2
А потом “спасибо” бабушке скажу.
Упражнение: чередуем “улыбку”- удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и “хоботок”- вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед.
Улыбнись скорей, дружок!
А теперь, ребенок,
Покажи мне хоботок,
Словно ты – слоненок!
Упражнение «выбиваем ковер»: широко улыбаясь, кусаем широкий язычок, повторяя: “та-та-та”.
Пыльный и большой ковер
Положили на забор,
Выбиваем: “Та-та-та!”
Будет в доме чистота!
Упражнение “часики”: приоткрыть рот, чуть улыбнуться; язычок, как маятник, ходит прямо из одного угла губ в другой, НЕ скользит по нижней губе.
Как часы, заладим в такт:
- Тик-так! Тик-так!
Разговариваем так:
- Тик-так! Тик-так!
Мы не просто так болтаем,
А секундочки считаем,
Отставать нельзя никак:
- Тик-так! Тик-так!
Упражнение: покусывать и почесывать сначала верхнюю, затем – нижнюю губу.
Если губки я кусаю,
Значит, я переживаю.
Если губки я чешу,
Значит, сладкого прошу.
Упражнение: чередуем “улыбку” - удерживаем губы в улыбке, зубы не видны - и “хоботок” - вытянуть крепко сомкнутые губы далеко вперед.
Открываем сумочку –
В сумке видим трубочку.
Упражнение “рыбки разговаривают”: хлопаем губами друг о друга.
Рыбка рыбке говорила:
- Я сегодня борщ сварила
Из ракушек и из ила,
Очень-очень вкусно было!
Рыбка рыбке отвечала:
- Ты, кума, не то сказала:
Это был не борщ, а щи –
Для борща траву ищи!
Автор стихов - Ирина Асеева,
Литература:
-
Оксана Макерова, “Игры и упражнения, способствующие развитию речи”, “Артикуляционная гимнастика”, портал “Солнышко”, 2004 г, 2007 г
-
О.И. Крупенчук, “Стихи для развития речи”, СПб, “Литера”, 2004
-
А. С. Анищенкова, "Артикуляционная гимнастика", “АСТ", “Астрель”, 2006 г
-
Т.А. Куликовская “Лучшие логопедические игры и упражнения для развития речи”, “АСТ", “Астрель”, 2009 г
-
Логопедические упражнения, использованные на занятиях детского логопедического центра Калининского р-на г. С-Петербурга
-
Логопедические упражнения, использованные на занятиях детского сада с логопедическим уклоном Калининского р-на г. Санкт-Петербурга
Проконсультируйтесь у нашего специалиста прямо сейчас. Это бесплатно!
Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!