Основные возрастные кризисы у ребенка

Основные возрастные кризисы у ребенка

Но самые значимые «переломные» моменты происходят все же в детском возрасте, и здесь маме и папе важно понимать, как поступать, чтобы сохранить индивидуальность ребенка и ваши теплые отношения.

По мере взросления даже самый послушный и неконфликтный ребенок в определенный период резко и кардинально меняется, и меняется не в лучшую сторону. Между родителем и их обожаемым чадом вдруг вырастает стена из непонимания, обид, раздражительности. Психологи объясняют такую смену поведения наступлением возрастного кризиса у ребенка. Но из каждой ситуации есть выход, главное его вовремя найти.

Первый возрастной кризис — упрямый детский сад

Как правило, первые перемены в поведении происходят, когда ребенку исполняется три года. Но по последним данным кризис 3-х лет омолодился практически вдвое, и теперь чаще наступает уже в 1,5 — 2 года. Современные детки гиперактивны и развиты не по своим годам. Им достаточно научиться мало-мальски разговаривать, чтобы начать всем своим естеством заявлять окружающим: «Я личность!». Для достижения цели в ход идут любые доступные крохе методы: крик, агрессия, слезы, капризы. Проявляя свободолюбие посредством неповиновения родителям, малыш очерчивает для себя границы дозволенного в еще незнакомом мире, и ощущает самостоятельность.

Но родителям сложно понять и принять такое поведение, а также выстроить правильную стратегию общения с малышом на данном этапе. Чрезмерное желание добиться от ребенка полного подчинения сейчас, в будущем приведет к тому, что теперешний бунтарь окажется безвольным человеком, не имеющим собственного мнения и не умеющим его отстоять.

Стратегия поведения во время первого возрастного кризиса у ребенка:

1. Очерчивай границы дозволенного, подробно аргументируй накладываемые тобой запреты. Просто сказать «Нельзя» недостаточно. Кроха должен понимать, почему это можно, а это нельзя. Чтобы ребенок лучше воспринимал информацию и реагировал на сказанное — приводи наглядные примеры. Почему нельзя брать спички, трогать горячий чайник или острый нож? Потому что можно пораниться или обжечься. И тут же зажгите вместе с малышом спичку или аккуратно потрогайте острие ножа. Почему нельзя таскать кошку за хвост? Потому что ей больно...

Чтобы мир не состоял из одного только «нельзя», предоставь ребенку возможную альтернативу. Нельзя стричь коту хвостик, зато можно пожертвовать одной-двумя плюшевыми игрушками. Нельзя рисовать на мебели, зато можно выделить кусок стены, к которой прикноплен большой лист бумаги.

Возьми за правило идти на маленькие уступки там, где это возможно. Не хочет кашу и требует конфеты? Дай, но после еды и в ограниченном количестве. Этим ты никак не разбалуешь дорогое чадо, зато лишишь его запретного плода, который, как известно, сладок и всегда желанен.

2. Отвлекай от капризов, переключая внимание. Видишь, что эмоциональная буря стремительно надвигается, сразу отвлеки ребенка от капризов и истерики, предложив ему заняться любым интересным делом: погулять на детской площадке, порисовать или полепить. Правда, учитывая интересы малыша, придется поступиться собственными планами. Можно придумать поучительную сказку или историю, рассказывая крохе по новой главе после каждого каприза.

 

Второй возрастной кризис — растерянный и напуганный первоклассник

Меняя тихую и защищенную обстановку детского сада на школьные будни, ребенок переживает особенно сложное время. Теперь он все должен делать самостоятельно, появляется такое понятие как ответственность и обязанность. Первые три года учебы психологи называют кризисом школьного возраста. Именно в это время происходит социальная : становление в новом коллективе, знакомство с новой обстановкой, налаживание отношений с учителями.

Сейчас ты должна быть начеку, чтобы в любой момент поддержать и помочь растерянному крохе. Самое время поменять амплуа опекающей мамы на роль ответственного и дающего защиту родителя.

Стратегия поведения во время второго возрастного кризиса у ребенка:

1. Больше внимания. Малыш пошел в школу, но это не означает, что он сразу же повзрослел. Ему все также нужно твое внимание, даже больше, чем обычно. Старайся замечать любые изменения в поведении и настроении малыша. Новоиспеченный ученик пришел домой расстроенный, он отрицательно отзывается о друзьях, проявляется или повышенная утомляемость, он больше не хочет ходить в школу, говоря об этом прямо или придумывая различные поводы... Это первые ласточки, предвещающие серьезные проблемы. Не затягивай и выведи кроху на откровенную беседу: спроси, как обстоят дела в школе, что его беспокоит, что нравиться, а что нет... Если проблема выявлена, твоя задача быстро настроить ребенка на конструктивные действия.

2. Душевная беседа. Правильное поведение родителей помогает ребенку преодолеть возрастной кризис с наименьшими последствиями. Поэтому возьми за правило ежедневно разговаривать с малышом о том, как прошел его день. Если разговор не клеиться, задавай наводящие вопросы. И даже если все ответы будут одинаково «нормальными», ты сможешь почувствовать неладное в интонации или поведении.

3. Родительский психоанализ. Как правило, малообщительные и тихие дети в первые школьные месяцы испытывают бoльшую психологическую нагрузку. Они не могут сдружиться с одноклассниками, из-за чего детская самооценка страдает в первую очередь. Помоги крохе, предложи ему взять в школу интересную игрушку, чтобы привлечь внимание других детей, или запиши в кружок по его интересам.

Детки-непоседы тяжело адаптируются к длительным урокам, к тому, что надо целых 45 минут сидеть тихо, выполнять задания и слушать учителя. Родители должны всячески способствовать тому, чтобы кроха учился направлять энергию в нужное русло. Побеседуй с классным руководителем — пусть активист-непоседа отвечает за порядок в классе или за вымытую доску. Организовывая других, ребенок станет более организованным сам.

Третий возрастной кризис — максималист-подросток

Наступает в возрасте от 12 до 15 лет. Для ребенка родители все еще остаются поведенческим ориентиром, но он уже ощущает острую потребность в признании его, как самостоятельной личности, с собственными интересами, потребностями, мнением и жизненной позицией. Период «максималиста-подростка» проходит относительно спокойно там, где установлены внутрисемейные дружественно-доверительные отношения. Если ты хочешь и в дальнейшем быть ребенку не только мамой, но и близким другом, которого слушают и которому открывают сокровенные тайны, придерживайся следующих советов:

1. Всегда выслушивай своего ребенка и никогда не относись к его проблемам легкомысленно, даже если с твоей позиции они абсурдны или нелепы. Научившись понимать и правильно воспринимать своих детей, мы взращиваем в детском сознании очень важную вещь: мир может быть опасным, несправедливым и жестоким, но всегда есть люди, которые помогут преодолеть проблемы и неудачи — это родители.

2. Чтобы ребенок не боялся признаваться в своих промахах и приходил к тебе с любой проблемой, поощряй честность. Если подросток, в ответ на откровенное признание, получит ярое негодование родителей, скорее всего в следующий раз он предпочтет скрыть от вас очередной проступок.

3. По возможности не вмешивайся в отношения отпрыска с друзьями, и особенно с противоположным полом. Даже если ребенок предпочтет рассказать тебе о возникших трудностях, помоги косвенно советом, а не бросайся решать проблему лично. Ты можешь аккуратно предложить подростку помощь, но давить и настаивать нет необходимости.

В любом из этих случаев родители должны выстроить правильную тактику общения с ребенком. Тогда возрастные кризисы пройдут менее заметно и для вас, и для вашего чада

zapiskiprofana.ru

Проконсультируйтесь у нашего специалиста прямо сейчас. Это бесплатно!

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Обсудите эту тему в группе С детьми и для детей

28.06.2012
просмотров 4422