Развитие речи у детей

Развитие речи у детей

Приведенные в данной статье упражнения помогут быстрее освоить речь. Для детей со сниженным слухом, зрением или интеллектом, отстающих по возрастным нормам, занятия по развитию речи должны быть согласованы со специалистами.

Подражание речи взрослого

Не все знают, что ребенку для полноценного речевого развития недостаточно банального подражания взрослой речи. Часто ребенок может повторить сказанное спустя какое-то время или произнести совершенно непохожее слово, а порой вовсе молчать, вызывая глубокое разочарование родителей. Дело в том, что подражание не развивает самостоятельной речи, оно, скорее, тренирует навыки копирования, восприятия и воспроизведения чужих слов.

Речь родителей должна быть сопровождением к развивающим занятиям. Старайтесь не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными оборотами, к полутора годам не называйте вещи «детскими» выдуманными словами. Все это тормозит речевое развитие малыша. Называйте вещи правильно.

Чтение книги малышу

Читать книги детям полезно с самого рождения. Не стоит недооценивать роль книги для новорожденного ребенка. Возможно, он и не может пока понять смысл прочитанного, зато четко улавливает интонацию и тембр голоса.

«Малышковая книга» должна быть легкой, выполненной из прочного картона. Обращайте внимание на картинный материал. К сожалению, при огромном разнообразии детской литературы бывает очень трудно подобрать ребенку книжку с красивыми реалистичными изображениями. Мелких отвлекающих деталей должно быть по минимуму. Текст должен быть только крупным, напечатанным на светлом фоне.

Малышам помладше могут понравиться книжки необычной формы, в виде домика или сказочного персонажа. Наличие движущихся элементов также способствует большему интересу к чтению и игре с книжкой.

Детям очень нравится повторение. С каждым разом книжка становится все более и более понятной. В книге, предназначенной для детей до года, большую площадь на странице занимает картинка, текст представляет собой одно-два слова. Здесь очень важно совместное рассматривание иллюстраций с пояснениями и проговариванием текста. Такие занятия приведут к запоминанию новых слов, узнаванию предметов на картинке и даже сопоставлению их с реальными образами в жизни.

Начиная с года, можно предложить ребенку книжки со стихами, потешками и короткими сказками. Большой интерес вызывают музыкальные книжки со встроенными кнопками или пианино. Они развивают у ребенка интонацию и чувство ритма. К двум годам хорошие результаты дают занятия с азбукой. Дети к этому возрасту начинают проявлять интерес к буквам и с успехом учатся узнавать их.

Ребятам постарше нравятся книжки-раскраски, книжки-пазлы, развивающие книжки-тетради и т.д.

Потребность в общении: как ее привить?

Это, пожалуй, является одной из главных задач родителей. Жизнь маленького человечка строится по принципу «хочу» и «не хочу», значение слова «надо» в раннем возрасте усваивается нелегко. Не стоит забывать о том, что для дошкольника основным методом обучения является игра.

В игровой форме необходимо побуждать ребенка к речи с помощью:

  • звукоподражания. Этот способ подходит для детей только до полутора лет («Дать тебе машинку – би-би? Мячик упал – бух»);
  • произнесения ответов на вопросы ( «Что у мамы в руках? Яблоко? Правильно, яблоко»);
  • выполнения поручений («Попроси у куклы мяч, скажи: кукла, дай мяч»).

Игры для развития речи

Первый год жизни является подготовительным для развития речи. Умение ориентироваться в пространстве поможет не только лучше познать окружающий мир, но и усвоить родной язык. Существует огромное количество интересных занятий и игр для развития зрительной памяти и восприятия:

«Рассматривание предмета».

  • Новорожденным полезно подолгу рассматривать яркую красивую игрушку, подвешенную над кроваткой. Так он научиться фиксировать взгляд на предмете.
  • «Слежу глазами». Ближе к трем месяцам дети начинают бурно реагировать и тянуться к подвесным погремушкам и каруселькам, учатся прослеживать глазами за предметом.
  • «Эмоции». Детям очень нравится рассматривать лицо мамы, наблюдать за тем, как «мама плачет», «мама улыбается» и т.д.
  • «Ку-ку». Ближе к четырем месяцам эта игра приводит в восторг всех малышей, закладывает первые представления о предлогах: «где зайка? зайка под платочком, в коробочке, за кроваткой и т.д.»
  • «Веселое зеркало». Разглядывания собственного отражения в зеркале приносит детям огромное удовольствие и радость.
  • «Неваляшка», «пирамидка», «кубики», «сортеры». Эти классические игрушки имеют важное значение в изучении форм и цветов.

Успешное овладение речью во многом зависит также от умения различать окружающие звуки по громкости, высоте и темпу. Развить слуховое восприятие ребенка уже с рождения можно с помощью следующих игр:

  • «Слушай внимательно!» Мама говорит с малышом то высоким, то низким, то грубым голосом, иногда переходит на шепот или пение.
  • «Найди по звуку» Уже знакомую музыкальную игрушку прячут от малыша и просят найти её глазами по звуку.
  • «Тихо-громко» Ребенку показывают, что погремушка может звучать по-разному: и тихо, и громко.

К полутора годам ребенок должен произносить все гласные звуки, а также некоторые согласные (б-п, в-ф, г-к, м, д-т, й, х, н). Ближе к двум годам происходит скачок в развитии и появляются короткие фразы. Этот период является важным и ответственным для формирования собственной активной речи. Ребенок начинает понимать имена взрослых людей, названия продуктов, предметов одежды и т.п. Родителям необходимо научить своих двухгодовалых детей прислушиваться к речи, побуждать их как можно чаще обращаться к взрослым.

В этом возрасте наиболее активной формой развития речи являются специально организованные дидактические игры. Взрослые имеют возможность заранее продумать содержание, постепенно усложнить материал и сделать занятие интересным и увлекательным. Занятия могут быть различными:

  • Сюжетные показы. (Кукла пришла домой с прогулки и захотела спать. Она почистила зубы и легла в кровать).
  • Рассказ с использованием картинок.
  • Знакомство с окружающей средой. (Экскурсии по квартире, беседы на прогулках об увиденном)

Артикуляторная гимнастика

Хотелось бы уделить внимание такой важной стороне речи, как произношение. К сожалению, многие родители или не замечают проблемы, или не придают значения правильному произнесению звуков, ссылаясь на возраст ребенка.

Следующие артикуляторные упражнения помогут ребенку научиться правильному звукопроизношению.

  • «Открыть и закрыть рот».
  • «Вкусное варенье». Облизать верхнюю и нижнюю губу.
  • «Часики». Вытянуть язык и его кончиком касаться то левого, то правого угла рта.  
  • «Чистим зубки». Провести языком по верхним и нижним зубам.
  • «Трубочка». Вытянуть губы в трубочку.
  • «Иголочка» Вытянуть язык и постараться сделать его кончик очень тонким.
  • «Лопаточка» Положить плоский язык на нижнюю губу.
  • «Чашечка». Приоткрыть рот. Язык находиться внутри, кончик его поднят, края загнуты.
  • Поочередно выносить «чашечку» изо рта и дуть на нее, затем вносить обратно.
  • «Толстячки-худышки».
  • Надувать и сдувать щеки.
  • «Лошадка». Поцокать языком.

Такие упражнения лучше всего делать перед зеркалом, по утрам, на счет. Старайтесь не утомлять ребенка, время подобных занятий должно быть не более 3-5 минут. Придать больший интерес может речевое сопровождение подходящими стихами, например:

«На лошадке по дороге
Скачет Язычок,
И копытами лошадка -
Цок, цок, цок, цок, цок».

Совсем маленьким детям мама может сделать пассивную артикуляторную гимнастику. Она растягивает губы ребенка в улыбке, открывает и закрывает его рот и т.д. Упражнения также проводятся перед зеркалом, и взрослый предварительно показывает их на себе. Затем медленно, постепенно увеличивая темп, выполняются сериями по 3-4 движения.

Пальчиковая гимнастика

Шнуровки, пальчиковый театр, застегивание-расстегивание пуговиц, составление картинок из счетных палочек, нанизывание бус на нитку, рисование веревочкой или камушками. Все эти упражнения и игры развивают мелкую моторику ребенка, что не только подготавливает его руку к рисованию и письму, но и оказывает благоприятное воздействие на развитие речи.

Многие специалисты советуют делать массаж пальцев и кистей рук, а также давать детям перебирать разнофактурные предметы уже с семимесячного возраста. В своей практике я всегда стараюсь включать упражнения на развитие тонкой моторики в каждое свое занятие. Пальчиковые игры дают возможность не только сделать руку более пластичной и гибкой, но и научить детей сопровождать свои действия развернутой речью.

Как видите, методов для развития речи ребенка огромное множество. Выбирая то или иное упражнение, не забывайте, что успех зависит от интереса и желания ребенка. Обучая малыша посредством игры, вы доставите ему огромное удовольствие, а себе – долгожданные результаты.

Юлия Степанова

nebolei.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Обсудите эту тему в группе С детьми и для детей

05.11.2012
просмотров 4725