Саша Галицкий: «Я — человек-микстура»
«Идите лесом, у меня тут хитрая задумка»
Саша, если бы тебе нужно было рассказать о том, чем ты сегодня занимаешься, одной фразой, то что это была бы за фраза?
О, Господи, я долблю дерево, причем давно, уже лет пятнадцать.
Но ты ведь художник, причем классный, у тебя проходят персональные выставки. Признаюсь, я люблю твои работы…
Всё дело в том, что в начале у меня было Московское художественное промышленное училище по курсу дерева, камня и кости. Я закончил его в 1975 году. Потом служил в армии, достаточно долго работал в Москве, занимался — довольно успешно — графическим дизайном. После иммиграции, в 1990 году, в течении лет 12 служил
И что же потом?
В начале двухтысячных мы с моей — теперь уже бывшей — женой Яной открыли детскую студию. Мне поначалу ужасно понравилось: я работал и администратором и клоуном, а она преподавала… Но вот однажды меня пригласили в один из домов престарелых попробовать работать по дереву с дедами. Долго сомневался, но потом
Такой вот разворот на 180 градусов — от работы с детьми — к пожилым людям, да?
Мне с детьми не нравилось работать никогда. Они слишком непостоянны: сегодня хочется одно, a завтра уже другое. C пожилыми людьми иначе — если уж решили, то сделали. Они такие и это мне понятнее.
Мне кажется, необходимо огромное количество энергии, чтобы находить вдохновение для работы именно с этой возрастной группой?
То, что для
Но есть ли для тебя тогда
Понимаешь, я придумал себе такую фишку: из любой ситуации, в которую меня выбрасывает жизнь, постараться сделать искусство — в той мере, в какой я его понимаю, а понимаю я его, признаться, плохо. Но в рамках этого моего
«Я делаю… проект — и сразу легче работать»
Итак,
Мне одна девушка, дочь одного из моих учеников, сказала, что у меня получается из лимона делать лимонад. Наверное, она права. В июне месяце прошлого года в Московском манеже была большая выставка, посвящена
А по какому принципу ты отбирал работы для этой выставки? Ведь, наверное, все хотели участвовать…
Проект был таким: Каждый из 80 моих стариков и старушек вырезали рельеф по картине Ван Гога «Портрет папаши Танги».
Не просто вырезали, но и добавили
Еще
В России, в Пермском музее современного искусства ПЕРММ, пока там директором был Марат Гельман, прошла моя выставка «Деревенеющие» в 2010 году, а в 2013 году там же, в Перми, в рамках фестиваля «Белые ночи» была моя выставка и
И, конечно, в Израиле я делаю несколько проектов, связанных со стариками.
Наверное, для этого любви должно быть много внутри самого себя?
Да какая ещё любовь?! Я не понимаю таких слов, как «любовь», «доброта». Мама говорила: «Какой добрый рисунок!» а я в эту минуту ненавидел и маму, и себя, и рисунок (ну при чем здесь доброта?). Надо уметь подложиться, подставиться под то, что на тебя свалилось и при этом понимать, видеть людей.
Вообще, я считаю, что человечество делится на две категории. Одни, если случается несчастье (а оно никого не минует), отходят в сторону и ждут пока всё уляжется. Другие, напротив, подходят близко и принимают на себя часть этого груза. И не потому что они
Саша, а что же тогда за этим стоит? Не любовь, не доброта… Тогда, может быть, уважение к старости?
Не знаю… Правда, не знаю, ты просто ощущаешь человека. Я недавно вернулся из Москвы, мы там как раз про это говорили, что 90% проблем
А тебе сколько лет сейчас?
Мне — будет 60… Очень смешно было: мы гуляли по Москве, спустились в метро, там
«Понять, принять и смотреть с радостью»
Мы, с одной стороны, со страхом к возрасту относимся, с другой — нам кажется, что с
Не дай бог! Нужно умирать сегодня!
Сначала казалось, что 30 — это конец жизни, потом думалось, что 40 — глубокая старость… И так год за годом — возрастная планка отодвигается, но думать про это всё равно очень страшно. Возможно ли не избегать этого вопроса, не прятаться? Ты для себя это решил?
Я перестал бояться старости, когда стал крутиться среди стариков. Я очень хорошо помню, когда мне вдруг пришло в голову, что мне уже сорок третий год.
Ага, и как — есть ли жизнь после 43 лет?
Оказывается, и в 97 можно влюбиться в девушку, которая на двадцать лет тебя моложе и прожить с ней счастливо год, пока не умрёшь. И ты видишь эту историю, и это так греет, что ты думаешь: «Ну ладно, хорошо, будем продолжать…»
Какая прелесть! А все двадцатилетние думают, что в 30 уже невозможно влюбиться. Расскажи об этом.
Моему самому старому ученику, если доживёт, будет летом 103, он родился в 1914 году, берлинец бывший. В начале тридцатых он был вожатым в
У меня мурашки… А часто случаются любовные истории?
Как сказать, насколько часто? Одна пара возникла прямо на моём кружке. Старый
Что ты чувствуешь, когда видишь зарождающиеся отношения? Что это вообще?
Это — чудо жизни! Человек проходит очень много этапов. Почти каждый из моих учеников — человек успешный (я работаю в основном в богатых местах), у которого были виллы, дома, участки… И вдруг он становится обладателем кровати или комнаты и всё — у него ничего больше нет. Ему просто больше ничего не надо. Пока этот человек был ребёнком, у него были мама и папа, потом он женился, сам стал родителем, у него появились дети, внуки, правнуки. А потом… потом он остался один: жена умерла, младшим поколениям в принципе глубоко наплевать на то, если у него друзья или нет, потому что он, этот человек, сам по себе пережиток, старый камень, покрытый мхом. От него уже ничего не ждут. Нужно просто понять, что такие этапы в жизни есть. Понять, принять и смотреть на это с радостью.
Несмотря на то, что дети и внуки их списали, они не доживают, а живут полной жизнью?
Понимаешь, нельзя говорить, что эти люди живут полной жизнью. Человек уходит на пенсию и начинает ежедневно ходить по врачам.
Но насколько я знаю, в Израиле качество жизни для «золотого возраста» другое, нежели в странах СНГ. Я видела пожилых людей в Израиле: «Ты почему опоздала на базар! Губы красила?» Они стремительны, воодушевлены, следят за собой.
Конечно, это так. Моему столетнему Петрушке поменяли хрусталик глаза. Представляешь, к столетию (скоро ему сто два года исполнится), у него один глаз уже износился, а второй — лет с тридцати различал только свет и темноту. И вот когда врачи обратили на это внимание, то заменили оба хрусталика. А вот когда мой брат (ему скоро шестьдесят пять и он живёт в Москве) несколько лет назад пришел к врачам, те ему сказали: «Вы в паспорт посмотрите! Что ж вы хотите?!»
«Самая главная вещь — атмосфера комфорта»
Саша, а вот то, чем ты занимаешься, —
На все сто процентов! Те, кто занимается резьбой по дереву, — живут вечно. Люди приползают ко мне в разном состоянии, но сегодня вот заканчиваем, а они говорят: «Мы уже ждём следующую пятницу». Я уезжаю
Я —
Мне кажется, ты придаешь им вкус к жизни своими занятиями.
Понимаешь, у этих людей есть цель…
У меня такое чувство, что мы знакомы сто лет…
Один мой дед делает 7 портретов своих внучек, ему 91 год. Он спешит. Первый портрет решил не отдавать, потому что на «неправильном» дереве сделал, оно тёмное, а внучка светлая. Сказал: не отдам, переделаю.
Слушай, но ведь это ведь тоже продлевает жизнь. Пока не сделаю семь портретов — уходить не буду.
Безусловно, и это тоже. Но,
Конечно! Снежное шоу!
Когда я ещё был дизайнером, то делал его официальный сайт. В 2000 году я познакомился с его Snow Show
Люди смеются, становясь детьми, а Слава тихонечко выходит со сцены и садится в зал, чтобы узнать, насколько хорошо был отыгран спектакль.
Я работаю примерно также, хотя не актёр, а художник. Сначала создай атмосферу в помещении, а потом уж ты можешь делать что угодно — вязать крючком, играть роли, учить стихи — это абсолютно неважно. Важна та атмосфера, которая заставила бы, пусть и с трудом, но встать с кровати или кресла и приползти сюда…
Потрясающе, а сколько занятия длятся?
Как минимум, полтора часа. Это официально. Но вот сегодня у меня «ребята» сидели три с половиной часа. Кто сколько выдержит — зависит от этого. Одна группа отзанималась, потом должна прийти другая… У меня есть место, где работают три группы подряд в течение четырех с половиной часов. Но я делаю абсолютно свободный график, иногда у меня вдруг освобождаются стулья… Есть такие люди, к которым привыкаешь очень сильно, месяца два назад один такой человек умер. Он сидел во главе стола, а потом, когда мы снова пришли, никто не хотел садиться на его место.
«Сказал себе, что у меня… есть неуспевающие ученики»
Не могу не вернуться к этим семи портретам. Ведь можно и не успеть закончить…
Да, я делаю и такой проект (что за слово идиотское — проект). Я назвал его «Неуспевающие». Я же «школа», нет?
А в школе есть и неуспевающие ученики. Только у меня неуспевающие по одной уважительной причине — смерти. Тогда я дорисовываю картинки за людей, которые оставили их незаконченными. Вот у меня сейчас буквально на столе лежит такая работа, которую я на следующей неделе сделаю. Это космос. Мы работали два года с этим человеком, он был в тяжелым состоянии, у него была болезнь Альцгеймера. Мы с ним два года всё тут вытирали, в общем, что только возможно. Он сказал: «На следующий неделе я закончу» — и умер. Не то чтобы я доделываю их работу, а скорее рисую то, что на данный момент тревожит меня. Мне это помогает поставить точку в отношениях с человеком… В прошлом году мы сделали выставку этих работ. Она цветная, красивая и очень оптимистичная.
Саша, я правильно понимаю, что ты довершаешь цветом и красками то, что твои ученики делают резьбой?
Они вырезают, а потом раскрашивают. Я не большой художник, поэтому всё, что у меня люди просят, я делаю. Ты вот попросила интервью — я согласился.
Я вот о чём подумала: резьба по дереву — очень травмоопасное занятие, а координация у пожилых людей не ахти. Как с этим быть?
Они тебя слушаются или спорят, капризничают?
Они иногда делают вид, что слушаются. Самое главное — с каждым быть. Как только ты чувствуешь, что человек один, нужно подойти и обнять его за шею, присесть к нему, сделать вид, что ему помогаешь, понимаешь, что такое произошло.
Как ты это чувствуешь? Тебе все время приходится «впрыскивать» им настроение, драйв? Занятия у тебя каждый день идут?
Режем дерево шесть дней в неделю. Седьмой день для вытаскивания заноз из рук и сердца.
Моим ученикам самим уже трудно генерировать радость, так что они, конечно, вампиры ужасные. Пожалуй, за исключением одной старухи, которую я страшно любил. Она умерла после ста лет. Вот у нее можно было поучиться свободе и детскости в отношениях. А в основном — да, им всплески нужны как уколы. Я это чувствую по тому, как урок проходит.
А
Девушек люблю… Или бассейн, сон, пиво, просто время.
А сам для себя ты рисуешь? Находишь драйв в искусстве?
Конечно! Я и живу в мастерской. Правда, книжка «Мама, не горюй» заняла у меня почти два года. Это ужасно, но я почти не рисовал, потому что вся энергия, которая должна была бы уходить в рисунки, уходила в книгу. В общем, да, я рисую, конечно.
«Клоун, психолог, художник, терпеливый человек»
Саша, а если
Я, конечно, ищу возможность поделиться опытом. Сейчас вот вернулся из России, неделю провёл в Москве, читал лекции, посвящённых старости. Для того же и книгу написал. И обязательно нужно упомянуть, что есть такой замечательный Владимир Яковлев…
Да, именно этот проект, «Возраст счастья». Автор этой идеи предложил мне такую совершенно невероятную вещь: взять мой
Я с удовольствием твои статьи читаю, они пользуются огромным успехом, я даже на Facebook перепост сделала, там самая суть, самая выжимка того, что действительно знать необходимо.
Это очень трудно сделать, я писал книгу два года. А про свой опыт скажу честно, передать его я смогу только тогда, когда
Когда я начала дарить сертификаты на
Это не может существовать как волонтерство, хоть убей меня, потому что тогда всё начинается с неверно заданного тона: «Помогите нам!» Не о помощи речь, работать нужно — много и хорошо.
И всё же у нас
Как владелец медицинского портала я вижу, насколько у нас пожилые люди заброшены и погружены в свои болезни. Это та часть культуры, которую можно воспитать, если мы начнём с обучения психологов или художников, чтобы вести твое дело далеко за пределами Израиля.
Не знаю, какие рамки есть у вас, чем вы занимаетесь, какое у вас окружение и как в относитесь как
Из меня предприниматель неважный. Другое дело, что сработало совпадение
Меня привлекают эти «проекты» своей доверительной простотой. Мы все знаем, что умрём и причём скоро. Раз так, то пусть тогда по крайней мере мы будем давать и получать удовольствие от того, что происходит сейчас. Мои ученики уже сделали свою карьеру, а я, хоть и припёрся к ним, но даже и карьеру не делаю. Этот пласт людей — поколение израильских стариков, которые приехали сюда детьми. Мои ученики — практически первое постаревшее поколение европейских евреев в Израиле. Их родители
Как трансформируются души тех людей, с которыми ты работаешь? Что происходит, когда они начинают заниматься искусством?
Я не знаю что такое искусство и тем более уж не знаю, искусство ли изготавливать портреты умерших мамы и папы. Я правда не знаю, это слишком философская история. К тому, чем они занимаются — вырезают козлика или портреты родителей — они не относится к этому как к искусству, я — тоже. Может быть, лет эдак через сто, выяснится, искусство ли это. Человек делает неудачный портрет внучки и говорит «Нет, я сожгу», а я его прошу: «Отдай мне, я его повешу в спальню». Никакое это не искусство…
Человек делает неудачный портрет внучки и говорит «Нет, я сожгу», а я его прошу: «Отдай мне…»
Но когда человек созидает, он ощущает себя творцом…
Безусловно, это продлевает жизнь, улучшает кровоснабжение. У меня это построено на тактильном удовольствии от победы над материалом. Человек должен получать
Вот человек его взял довольный и 15 минут «грызет» дерево. Он поставил прочерк для времени, отодвинул на четверть часа время своего ухода. Он занят, а я пока от него отдыхаю. На этом все построено. Убери все высокие слова. Я их не понимаю. Давай снизим градус пафоса.
Беседовала Юлия Дьякова