Мифы и правда про ГМО

Как работает генная инженерия?

Генная инженерия перемещает гены или их элементы из одного организма в другой. Это происходит благодаря способу бомбардировки отдельных клеток животных или растений частицами вольфрама или золота, на которых нанесено ДНК и регенерируют из этих клеток в целый организм. Или используют векторные системы — обезвреженные плазмиды или вирусы, которые несут гены, перемещают их в «зараженный организм».

Собственные и чужие гены организмов не могут смешиваться, и поэтому невозможно возникновение каких-либо гибридов. Сама же методика получения биологически не опасна, так как вирусы не несут в себе свои гены. Боязнь вызвать какую-нибудь болезнь напрасна. Плазмиды действуют исключительно в бактериях и не существуют в эукариотических (характерных для растений и животных) клетках.
Когда ген соединяется с геном нового хозяина, происходит его выключение. Как правило, все конструкции таковы, что встроившись раз назад не вырежешь. И, следовательно, исключается опасность того что чужой ген устроит хождение по генному. Но СМИ периодически выдает разные картины ужасов.

Мыши и бабочки

Мифы и правда про ГМОНапример, уважаемый журнал Nature опубликовал статью, в которой описано пагубное влияние пыльцы ГМ-кукурузы на личинки такой бабочки, как бабочка монарх. Совершено верно, линия кукурузы имеет встроенный ген Bt-протеина, являющийся токсичным для гусениц мотыльков кукурузного точильщика, которые сильно вредят посевам.

Личинки монарха питаются молочаем, и когда специально посыпали его пыльцой такой кукурузы, то привело к увеличению в семь раз смертности монархов.

Результат предсказуем и не скрываем, потому что и монарх, и кукурузный точильщик это один отряд — отряд чешуекрылых. Однако мало кто удосуживается узнать очевидное: кукуруза, в природе, отцветает до появления личинок монарха, вследствие этого токсичная кукуруза не может нанести вред личинкам.

Как правило, псевдо ученые не затрудняются объяснить и указать, что за ген был встроен, что содержалось в пище, как и где хранился материал и т. п. Накормят трансгенной картошкой мышей, и сразу возникает букет разнообразных болезней.

Естественно ответ таких «исследований» — ГМ это вред.

Научно не доказано отрицательного факта по воздействию ГМО на здоровье, но негативные негодования выливаются в митинги протеста и в поджигание полей, которые засеяны такими трансгенными культурами.

Генная инженерия требует обширных знаний, как в молекулярной биологии, так и в генетике. А человек, у которого нет знаний или понятий в определенной области все воспринимает с опаской, недоверием и страхом.

Вот три мифа:

№ 1 ГМО виновны в аллергии. Часто обвиняют в этом ГМ-сою и те продукты, из которых она производится. Хотя соя числится вторым после арахиса аллергическим продуктом. По теории любой продукт, не употреблявшийся ранее человеком в пище, склонен вызвать аллергию. В данном случае причина не в генетической модификации, а в белке.

По правилам, ГМ-продукты проходя тесты на аллергенность и информируют аллергиков. Хотя, все привезенные экзотические фрукты и овощи несут в себе большую опасность, так как их не тестируют.

Мифы и правда про ГМО№ 2 Особой фантазией иногда удивляют противники ГМО, например, что съев ГМ-пищу к нам переходят в кишечник гены из этой самой пищи, потом — в кровь, а дальше — в ДНК. И в итоге все это выходит в кошмар и ужас.

Но, если продолжать развивать эту мысль, то из тех животных, птиц или растений, которых мы съели, к нам должны перебраться и их гены. А это не возможно, так как они не могут сами переползать туда куда пожелают. Даже если бы и оказались в микрофлоре кишечника, так все равно бы разложились.

№ 3 Все что не ГМО то не опасно. Вмешательство генных инженеров не одобряют и обвиняют их в том, что вмешиваясь в программу жизни на земле, создают мутантов. Хотя множество сортов культурных растений получали, подвергая их облучению, но при этом их не тестировали.

Взять, к примеру, нут (турецкий горошек) в котором нейротоксин вызывает паралич мышц, если употребить его сырым в пищу. Чаще всего его жарят. А там, где не знают способы его приготовления, существует опасность отравлений, даже со смертельным исходом. А он вовсе не ГМО, а натуральный продукт.

Немифические опасности и надежды

А вот опасения специалисты по поводу ГМО связывают, прежде всего, с трансгенными микробами, которые могут переносить гены от одной бактерии к другой.

Просто не все еще микроорганизмы изучены, а с этим возникает опасность выноса трансгенных микроорганизмов в окружающую среду. Кроме того, выпущенные они могут быть непредсказуемы, и их обратно уже не поймаешь.

Но трансгенез может помочь в создании живых ферментов. Ген необходимого фермента встраивается в геном животного и выделяется вместе с молоком. Его очищают и применяют как медицинский препарат, который могут принимать люди, у которых его нет.

Надеются, что подобным синтезом создадут противотромбические средства для предотвращения инфарктов или белки свертываемости крови для тех людей, которые страдают гемофилией. Cейчас такие белки вырабатывают из донорской крови и их мало, а живые ферменты будут вырабатываться в достаточном количестве.

agrotrek.ua