Перхоть: новые аспекты

Перхоть: новые аспекты

Перхоть: новые аспектыВпрочем, статистические данные очень разнятся. Так, некоторые европейские дерматологи считают, что перхотью страдают 40% населения, а Фитцпатрик (1999 г.) приводит в своем руководстве цифру 5%. Наиболее часто и в тяжелой форме перхоть встречается у людей в возрасте около 20 лет и реже отмечается у тех, кому за 50. Мужчины болеют несколько чаще, чем женщины.
Перхоть, представляющая собой стойкое отрубевидное шелушение кожи волосистой части головы, может быть единственным или одним из нескольких симптомов себореи или себорейного дерматита, поэтому причины и механизмы ее появления неправильно было бы рассматривать отдельно от этих заболеваний.

Себорейный дерматит

симптомом которого может быть появление перхоти, -хроническое воспалительное заболевание, поражающее те участки кожи, где наиболее сосредоточены сальные железы. Впервые гипотеза об инфекционной природе себорейного дерматита была высказана в 1873 году: Malassez предположил, что возбудителем себорейного дерматита является Pityrosporum - подобный микроорганизм. В дальнейшем это было подтверждено учеными - дерматологами Unna и Sabourand, идентифицировавшими возбудитель как Pityrosporum ovale.

В настоящее время известно, что эти дрожжеподобные грибы являются постоянным компонентом нормальной микрофлоры кожи более чем у 90% населения. Они концентрируются вокруг сальных желез и используют их секрет как источник жирных кислот, необходимых грибам для роста и развития.
В норме кожа обладает хорошим механическим барьером для проникновения и размножения грибковой флоры. Кислая среда поверхности кожи, липиды, выделяемые сальными железами, и продукты их превращения губительно действуют на возбудителей инфекции, наконец, физиологический процесс слущивания эпителия также выполняет защитную роль и удаляет с поверхности кожи заселившие ее микроорганизмы. Однако при определенных условиях организм теряет способность контролировать рост питироспоровых грибов и удерживать их в сапрофитном состоянии. Если в норме микрофлора волосистой части головы содержит 46% Pityrosporum ovale, то при появлении перхоти (т.е. легкой форме себорейного дерматита) она уже на 74% состоит из этих грибов. При клинически выраженном се-борейном дерматите наблюдается бурный рост грибка Pityrosporum ovale, который выделяет липазу, расщепляет кожное сало с образованием свободных жирных кислот и провоцирует воспаление кожи в областях его колонизации.

Общее состояние организма

В настоящее время выявлены факторы, способствующие гиперактивации грибковой микрофлоры и, как следствие, возникновению себорейного дерматита - это нейрогенные, гормональные и иммунные механизмы. Общеизвестно, что обострения себорейного дерматита нередко связаны с нервными стрессами. На фоне стресса нарушается нейровегетативная регуляция сальных желез и снижается функциональная активность клеток иммунной системы. При иммунодефицитных состояниях значительно активизируется вся сапрофитная флора, в т.ч. на коже волосистой части головы. Примером влияния гормональных факторов могут быть ситуации, когда себорейный дерматит наблюдается в неонатальном периоде жизни и обычно исчезает в возрасте 6 - 12 месяцев. В этом случае себорейный дерматит может рассматриваться как реакция на стимуляцию материнскими гормонами. Кроме того, себорейный дерматит и перхоть часто дебютируют у лиц в постпубертатном возрасте. Научными исследованиями показано, что себоцит человека реагирует на андрогенную стимуляцию. И действительно, у мужчин себорейный дерматит наблюдается чаще, чем у женщин, что согласуется с предположением о контролировании андрогенами деятельности сальных желез.

Определенная роль в возникновении перхоти и себорейного дерматита отводится генетическим факторам. При этом характерна так называемая «себорейная конституция», которая отражает высокую генетическую предрасположенность к развитию данного заболевания. Обычно у пациентов выявляется семейный анамнез, т.е. наличие себореи у близких родственников. Нельзя не учитывать и некоторые соматические заболевания, которые могут усугублять проявления себореи: хронический колит, запоры, дисбактериоз, патология печени и желчных путей. Среди этиологических факторов можно указать повышенную потливость, ношение головного убора (зимнее время года), повышенное салоотделение, применение моющих средств, содержащих жесткие поверхностно-активные вещества.

Локализация и симптоматика


Себорейный дерматит поражает те участки кожного покрова, которые характеризуются значительным развитием сальных желез и их повышенной активностью. В качестве характерных клинических симптомов заболевания рассматриваются шелушение и воспаление (эритема) кожи, часто сопровождающиеся зудом. Классическим вариантом является симметричное вовлечение в патологический процесс кожи волосистой части головы, границы роста волос, бровей и ресниц. Одной из характерных особенностей себорейного дерматита на коже головы является наличие мелких белых муковидных чешуек, хотя в ряде случаев шелушение может принимать и крупнопластинчатый характер. Шелушение может быть диффузным или располагаться отдельными очагами (фото 4). Этот вариант течения себорейного дерматита характеризуется отсутствием островоспалительных изменений на коже и трактуется как сухая себорея. Иногда пациенты считают, что чешуйки появляются из-за сухости кожи, поэтому они реже моют голову, что способствует усилению процесса.
В ряде случаев наслоения чешуек бывают столь обильными, что воспалительная эритема не всегда визуально определяется на скальпе. При жирной себорее чешуйки перхоти могут приобретать желтоватый цвет и более плотно прилегать к коже головы. Если лечение не проводится, то при тяжелых формах себорейного дерматита шелушение становится очень интенсивным, чешуйки утолщаются, пропитываются кожным сапом, под ними образуются эрозии, усиливается зуд. Такое состояние расценивается уже как себорейная экзема; возможно присоединение вторичной бактериальной инфекции.

Образование перхоти является результатом воспаления, вызванного грибами и продуктами распада кожного сала; происходит нарушение процессов ороговения эпидермиса. При этом обнаруживается ускорение деления клеток, усиление слущи-вания рогового слоя (фото 5, 6). В клетках рогового слоя не завершается процесс ороговения и клетки сохраняют ядра (в норме клетки рогового слоя безъядерные).


Дифференциальная диагностика

Помимо себореи стойкое шелушение кожи головы наиболее часто наблюдается при псориазе, атопическом дерматите и некоторых редких наследственных дерматозах. При псориазе мы видим на волосистой части кожи головы инфильтрированные папулы и бляшки с серебристо-белыми чешуйками на поверхности (фото 7), Инфильтрация кожи обязательно выражена при псориазе и редко наблюдается при себорей-ном дерматите. Атопический дерматит помимо сухости и шелушения волосистой части головы характеризуется инфильтрацией подколенных и локтевых сгибов, задней поверхности шеи и сильным зудом. Разноцветный отрубевидный лишай локализуется, в основном, на коже шеи, поражение не переходит выше этой зоны.

Для дерматолога обычно не представляет затруднений дифференциальный диагноз между этими заболеваниями.

Лечение перхоти

Очень важно разъяснить пациенту с проявлением перхоти и себорейного дерматита, что это состояние относится к длительно текущим заболеваниям с периодами обострений и ремиссий. Лицам с себорейной конституцией рекомендуется диета с ограничением животных жиров, жареной, острой и сладкой пищи. Не рекомендуется употреблять кофе, пиво и другие алкогольные напитки. Все эти продукты могут усиливать салоотделение и усугублять проявления себореи.

При обострении, которое выражается более интенсивным образованием перхоти, противопоказано посещение бани, жаркий и влажный микроклимат в помещении. В период ремиссии очень важен правильный уход за кожей головы. Необходимо выбирать шампуни, кондиционеры и тоники в соответствии с типом волос, учитывая жирность кожи и стержней волос, их длину, толщину, факторы окрашивания, химической завивки. Желательно использовать мягкие шампуни, которые поддерживают постоянный уровень кислотности кожи, обеспечивают очищающий и щадящий обезжиривающий эффект.

Лекарственные добавки для шампуней, бальзамов и тоников разделены на отдельные группы: кератолитики, цитостатики, кортикостероиды, противогрибковые, противозудные и противовоспалительные средства. Кортикостероиды обычно назначаются при себорейной экземе и тяжелых формах себорейного дерматита.

Из противогрибковых средств используют пироктоноламин (октопирокс), климбазол, кетоконазол и другие.

Помимо противогрибкового эффекта пироктон оламин оказывает бактерицидное действие и препятствует присоединению к процессу микробной флоры. Особенно это важно при расчесывании кожи, когда возникает возможность внесения инфекции. Кроме того, препарат снижает шелушение, купирует зуд и раздражение кожи головы. Пиритионат цинка, в отличие от пироктон оламина, практически нерастворимое в воде соединение, поэтому при его использовании не удается получить прозрачных шампуней, кроме того он несовместим с некоторыми катионными поверхностно-активными веществами. Он лучше подходит для кремов, лосьонов, гелей. На его основе готовят лечебные суспензии, которые необходимо перемешивать перед употреблением. Обладает противогрибковым эффектом и способностью уменьшать степень секреции сальных желез.

Преимуществом климбазола (кринипан) является то, что он обладает противогрибковой активностью, но в то же время не оказывает вредного влияния на нормальную микрофлору кожи головы. В косметических изделиях стабилен в широком диапазоне рН, подходит для прозрачных продуктов.

В средставах против перхоти добавляются и корректоры салоотделения, например препараты серы, которые кроме того уменьшают воспаление.

Сульфид селена улучшает обновление клеток эпидермиса и тормозит процесс расщепления липидов (жиров); деготь уменьшает синтез липидов, тормозит пролиферацию клеток эпидермиса; салициловая кислота обладает противовоспалительным и отшелушивающим (кератолитическим) эффектом.

Домашний уход

Правила ухода за волосами сходны с этапами ухода за кожей - это очищение, питание, увлажнение и защита. Очень важен правильный выбор шампуня, особенно если клиент моет голову каждый день. Функцию дополнительного питания выполняют бальзамы и специальные маски. Средства для укладки и фиксации прически (гели, муссы, лаки, воски) способны образовывать на поверхности волос и кожи головы непроницаемую пленку, поэтому после их употребления волосы нужно тщательно промывать. Частое и нерациональное употребление средств для стайлинга может привести к нежелательным изменениям в воднолипидной мантии кожи головы и явиться провоцирующим моментом для развития перхоти. Защитные функции осуществляют и бальзамы, содержащие УФ-фильтры, которые необходимо использовать при пребывании на солнце.

Лечение у трихолога

Отличие лечения у врача-специалиста от домашнего ухода состоит в точной диагностике, индивидуальном подходе с учетом аллергологического анамнеза, возможности его проведения под контролем микрофотографирования. Профессиональная косметика, назначаемая трихологом, содержит активные ингредиенты в более высоких концентрациях, чем в обычной косметике, а ее эффективность подтверждается специальными исследованиями.

Проблемы лечения перхоти и субстантивность

Эффективность средств против перхоти в большой степени определяется субстантивностью, т.е. способностью вещества удерживаться на поверхности волоса путем связывания с кератином. Лечебное средство, находящееся на поверхности волоса более длительно, действует эффективней. За счет высокой субстантивности вещество может оставаться на стержне волоса даже после смывания. Высокой субстантивностью обладает, например, пироктон оламин. Он хорошо адсорбируется на поверхности волоса и дает пролонгированный лечебный эффект. Опыты показали, что после однократного мытья головы шампунем, содержащим 1% препарата, на волосах и коже головы адсорбируется около 20 мг действующего вещества. Более точные исследования по определению адсорбции пироктон оламина на поверхности кератина проводились с радиоактивно меченым препаратом (метка по изотопу С14) на изолированных волосах человека. Опыты проводились на европейских волосах при рН-7.0 В этих стандартных условиях адсорбция пироктон оламина составила 140 ± 18 мкг на 1 волос.

geocosmed.ru

30.07.2006
просмотров 6055