Необъяснимая устойчивость

Необъяснимая устойчивость

Необъяснимая устойчивостьВ таких случаях, отмечает доктор Уолкер, дело заключается отнюдь не в «дефективности» вируса, которым были заражены больные: как было установлено в ряде случаев, когда удавалось проследить источник заражения, им приходилось бороться с теми же разновидностями ВИЧ, от которых заболевали и умирали их близике.

Таким образом, полагает Уолкер, можно с уверенностью утверждать, что причины повышенной устойчивости к смертельному для других вирусу кроются в особенностях организма самих пациентов. По мнению ученого, масштабное изучение генетических особенностей этих людей может привести к открытию новых путей борьбы с эпидемией ВИЧ/СПИДа в «Сумев понять, как им это удается, мы сможем попытаться повторить это», - заявил Уолкер на пресс-конференции в Торонто.

После постановки диагноза «ВИЧ», прием антиретровирусных препаратов начинается не сразу, а только после того, как концентрация вирусных частиц в крови достигнет определенного уровня. Обычно этот момент наступает в течение первых двух лет после заражения. В некоторых случаях, однако, минимальный уровень концентрации сохраняется на протяжении неопределенно длительного времени.

Впервые целенаправленное наблюдение ВИЧ-инфицированных пациентов с необыкновенно долгим течением болезни началось в середине 90-х годов. За прошедшее время состояние ряда таких больных ухудшилось, а концентрация вирусных частиц в их крови стала неуклонно возрастать. В то же время у части наблюдаемых содержание вирусных частиц продолжало оставаться на уровне, не выявляемом обычным лабораторным оборудованием – мене 50 частиц на миллилитр крови. Именно таких пациентов доктор Уолкер предлагает относить к группе «элитных контроллеров».

Заражение вирусом иммунодефицита человека половым путем считается возможным, когда его концентрация в крови носителя превышает 2000 частиц на миллилитр. В отдельные периоды болезни этот показатель может быть превышен в десятки раз.

В настоящее время в поле зрения Уолкера, занимающегося изучением проблем СПИДа в Гарвардской школе медицины, находится около 200 ВИЧ-положительных пациентов, обходящихся без антиретровирусной терапии более 15 лет. Уолкер считает более чем вероятным, что большинство из этих людей смогут дожить до глубокой старости, и скорее всего, умрут не от СПИДа.

Эти люди не ищут контакта с врачами, поскольку не нуждаются в постоянном медицинском наблюдении. Кроме того, многие из них не любят говорить о своей болезни из-за мучающего их чувства вины перед умершими намного раньше них друзьями. И все же доктор Уолкер надеется, что предпринятое им обращение с трибуны международной конференции позволит ему найти в США и Канаде еще около 800 таких пациентов, готовых, на условиях строгого соблюдения анонимности, принять участие в его исследовании.

«Вы испытываете удивительное ощущение, сидя за одним столом с одним из таких людей, - говорит Уолкер, - Вы чувствуете, что ответ здесь, и его остается только вытащить на поверхность».

По некоторым данным, общее число «элитных контроллеров» в США может достигать 2000 человек.

В качестве контрольной группы к исследованию планируется привлечь до 1000 так называемых «вирусоэмических контроллеров». Этим термином обознаются люди, не способные обходиться без антиретровирусной терапии, однако в течение длительного времени поддерживающие концентрацию вируса на уровне менее 2000 частиц на миллилитр крови.

По словам Брюса Уолкера, расшифровка генома человека, завершенная некоторое время американскими и британскими генетиками, делает вполне выполнимым скрупулезное генетическое исследование с участием столь значительного числа добровольцев . Однако, даже несмотря на это, исследование потребует немалого финансирования. Сканирование генов каждого отдельно взятого добровольца и последующее сопоставление полученных данных с накопленной информацией об известных модификациях генома человека обойдется организаторам и их спонсорам приблизительно в 10 000 долларов США.

Впрочем, на данный момент предположения Уолкера и его единомышленников относительно того, что должно считаться конечной целью столь амбициозного проекта, остаются весьма расплывчатыми. «Есть большая вероятность, что благодаря этому нам удастся выяснить нечто очень важное», - сообщил он журналистам, добавив также, что полученные в ходе исследования данные могут ускорить разработку вакцины или лекарства против СПИДа.

mednovosti

18.09.2006
просмотров 2313