Мужественная красота
Сильная половина с удовольствием делает педикюр, примеряет на себя косметические маски и даже отваживается на эпиляцию. Попытаемся разобраться что же заставляет мужчин ухаживать за собой...
Представители салонов красоты говорят, что всех своих клиентов мужского пола они условно делят на три категории. В первую входят офисные работники и бизнесмены до 40 лет, для них ухоженное лицо и тело - часть дресс-кода, без которого невозможен успех в карьере.
Вторая группа - мужчины старше 40-45 лет, старающиеся скрыть следы старения. Наиболее яркие ее представители - политики, актеры и другие публичные люди, по роду своей деятельности вынужденные оставаться «вечно молодыми». «Ухаживать за собой - признак хорошего вкуса. И для молодого, и тем более для мужчины в возрасте,- рассказал ИП сценарист Виктор Мережко.- Я в обязательном порядке регулярно делаю чистку лица, маски. Мужская кожа более подвержена раздражениям и шелушениям, чем женская, да и стрессов мы испытыва ем больше. Чтобы не выглядеть старой развалиной, я регулярно посещаю косметолога, без маникюра и педикюра не показываюсь на людях. Солярий и тренажерный зал- само собой разумеется».
Наконец третья группа - люди, просто не мыслящие себя без регулярных косметических масок и эпиляции только из соображений имиджа. Эта группа самая малочисленная, но именно она задает моду для всех остальных потребителей индустрии красоты. Ученые уже давно придумали специальный термин для этих людей - «метросексуалы» (подробнее - см. справку). Пока таких клиентов в Москве не больше 1-2% от всех посетителей, но представители косметического бизнеса надеются, что доля их будет расти, пока мужская красота в моде.
Косметологи замечают, что самое трудное для мужчины - это отважиться прийти к ним впервые. Корреспондент ИП испытал это на себе, решив в ходе подготовки материала первый раз в жизни сходить на маникюр и педикюр: понадобилось полдня, чтобы поднять трубку и записаться на прием по телефону. Впрочем, сами салоны о природной робости мужчин знают и делают все, чтобы не напугать нового клиента.
«У большинства салонов - особый подход к клиентам-мужчинам,- рассказала ИП Ирина Попова.- Например, представители сильного пола легче соглашаются на разные процедуры, если по телефону их рекомендует мужчина. Иногда в прейскурантах отдельно прописывают: «мужской маникюр», «маска для мужчин». Я даже встречала один раз «мужской солярий», хотя все одинаково для обоих полов. Все делается с одной целью: мужчина, в первый раз обратившийся в салон красоты, не должен чувствовать себя белой вороной». По утверждениям косметологов, есть несколько услуг, достаточных для образа успешного офисного работника: это качественная стрижка, маникюр и солярий (хотя 80% мужчин в салонах красоты ограничиваются первой позицией). Стоит фирменная стрижка 650-2000 руб.
Известный стилист Сергей Зверев рассказал ИП, что он убежден в необходимости для любого мужчины следующего шага - обработки ногтей в салоне. «Для нас это пока открытие, а за рубежом маникюр и педикюр делают все среднестатистические мужчины - это как зубы почистить»,- говорит господин Зверев. Стоит маникюр порядка 500-1000 руб. Со стилистом можно согласиться хотя бы потому, что во многих компаниях корпоративные правила часто настаивают на ухоженном виде рук.
«В большинстве крупных корпораций, занятых в сфере обслуживания клиентов, от персонала требуется ухоженный вид, в том числе и рук,- рассказала ИП специалист агентства по подбору персонала «Анкор» Анна Артюк.- Прямо прописанного требования, чтобы мужчины ходили на маникюр в салоны красоты, я не встречала: работодателю все равно, как именно вы будете приводить ногти в порядок. Но большинство мужчин сами не умеют делать маникюр - им значительно проще записаться в салон красоты».
Хотя «мужской маникюр» часто значится в прейскуранте отдельной строчкой, на самом деле от женского он отличается только тем, что лак или вообще не будет использоваться, или будет бесцветным. Кроме того, мужчины практически никогда не прибегают к сопутствующим процедурам вроде наращивания или разрисовывания ногтей. Резко изменилось и отношение сильного пола к солярию, который еще несколько лет назад считался развлечением для дам. Сейчас мужчин под московскими ультрафиолетовыми лампами до 40% от общего числа посетителей. Причины очевидны: процедура дешевая (в среднем 20- 25 руб. за минуту), быстрая (порядка 10 минут) и полезная для здоровья. «Многие мужчины стали считать солярий даже не косметической, а оздоровительной процедурой»,- объясняет Ирина Попова.
Мужской педикюр (его цена по Москве колеблется от 600 до 1200 руб.) мужчинами пока не так востребован, как маникюр. В офисах все равно все ходят в ботинках. Интерес к педикюру просыпается, как правило, к лету, когда те, кому позволяет дресс-код, переобуваются в сандалии. Как рассказала ИП специалист центра красоты «Эстетик-клуб» Ольга Зарина, мужской педикюр немного отличается от женского. Существует три вида обработки ногтей ног. Классический, когда стопу распаривают в ванночке, после чего сухие мозоли и натоптыши срезаются, а сами ногти обрабатываются. При аппаратном педикюре ступни размягчают специальным веществом, потом обрабатывают специальной машинкой с различными полирующими насадками. Наконец, существует SPA-педикюр, при котором на ноги воздействуют термальной водой, грязями, водорослями, растительными экстрактами и массой других косметических средств. После этого проблемные места на ногах зачищают скрабами или тем же шлифовальным аппаратом, затем следует массаж стопы.
У мужчин наибольшей популярностью пользуется аппаратный маникюр - самый безболезненный и быстрый. SPA-педикюр пока считается по большей части женским.
У мужчин за 40 свои излюбленные косметические процедуры: здесь основная борьба идет за сохранение молодой внешности. Наиболее популярны коррекция фигуры и война с морщинами. Как показывают прошлогодние исследования ВЦИОМ, всерьез заняться своим внешним видом хочет треть российских мужчин в возрасте 40-65 лет. Правда, времени, сил и денег хватает далеко не у всех.
Видов и способов коррекции фигуры множество - от классического массажа до SPA-процедур. Последние новинки: в кедровую бочку, из которой наружу торчит только голова клиента, подается пар из пантового концентрата (панты - обрезанные рога оленя-марала). Стоит такое удовольствие от $150. С этой процедурой схожа по воздействию детоксикация, когда распаренное тело заворачивают в водоросли. Другой популярный метод убрать «лет десяток с плеч долой» - микротоковая терапия, во время которой можно подтянуть живот и подкачать мышцы. Вы ложитесь на кушетку, к вашему телу прикрепляются электроды, по которым и проходят микротоки. Боли нет, только легкое покалывание. Рекомендуемый курс - 8-10 процедур. Цена за каждую - от 1500 руб. Кстати, точно таким же образом можно укрепить овал лица, если щеки упрямо стремятся за его пределы.
«Все виды коррекции фигуры- это не разовые процедуры,- предупреждает ИП косметолог московского салона красоты «Престиж» Наталья Ананьева.- Нужно настроиться на длительную работу над собой. К каждому клиенту вырабатывается индивидуальный подход».
Уход за лицом, по признанию косметологов, по сравнению с воздействием на тело, пока московскими потребителями востребован мало. «Процедуры по уходу за лицом мужчины не отличаются от тех, что делают женщины, и даже редко выделены в отдельный прейскурант - все те же массажи лица (от 450 до 750 руб.- ИП), маски, помогающие увлажнить кожу, напитать ее необходимыми веществами, снять стресс и усталость,- рассказывает косметолог салона красоты «Терра фитнесс» Екатерина Пугачева.- Но, хотя процедуры и одинаковые, косметика разная. Ведущие компании разработали кремы, учитывающие особенности мужской кожи». Кожа у представителей сильной половины человечества отличается большей плотностью и упругостью. У нее более высокий кислотный баланс, поэтому женские косметические средства мужчинам подходят плохо.
Самой же востребованной среди мужчин остается омолаживающая маска, которая в разных салонах может иметь разные названия: «маска молодости» или «маска моментальной красоты». Цена - от 450 руб. «Моментальная красота» (на самом деле маска наносится на 30-40 минут) обеспечивается с помощью пластифицирующего эффекта маски: на лицо ее накладывают в виде жидкого геля, который за 15-20 минут застывает, превращаясь в плотный «панцирь». Кожа при этом стягивается, в ней усиливаются кровоснабжение и лимфоток, нормализуются питание и дыхание клеток. Удовольствие, конечно, не для слабонервных. Косметологи утверждают, что к такой маске иногда прибегают и достаточно молодые люди, когда нужно во что бы то ни стало скрыть следы бурных выходных.
Лишь каждый сотый посетитель салонов красоты, по словам их работников, может считаться метросексуалом в полном смысле слова. Это те мужчины, кто пользуется практически всем спектром услуг, изначально придуманных для женщин. Здесь и окраска волос, и наращивание ногтей, и очистка лица (если, конечно, ее необходимость не диктует сильная угревая сыпь).
Одна из самых редких процедур в мужской среде, по которой безошибочно выявляется метросексуал,- эпиляция. Несмотря на небольшую популярность, эта услуга предлагается для мужчин во множестве вариантов: от механической эпиляции, проводящейся с помощью пинцета, до лазерной и фотоэпиляции. Волосы удаляют на всех участках тела. Есть даже эпиляция волос на лице, которая «поможет надолго забыть о проблемах с бритьем». Цены начинается от тысячи рублей за обработку воском небольшого участка тела.
«Вопрос наличия волос на теле каждый решает в индивидуальном порядке. Кому-то они даже нравятся,- расказывает ИП мастер салона красоты «Студия модельер» Ирина Агафонова.- За такими услугами в салоны, как правило, ходят молодые люди- до 30 лет. Прежде всего артисты, танцоры. Многих мужчин явно пугает, что эпиляция делается в несколько заходов и иногда связана с неприятными ощущениями».
Впрочем, даже самые экзотические для большинства косметические процедуры - не главный и единственный признак метросексуалов.
«Метросексуал- это не только человек с ухоженными ногтями,- говорит независимый психолог Татьяна Рощина.- Тут нужно учитывать целый комплекс вопросов: модная одежда, свой стиль, способность разбираться в моде. Ухоженное тело - только один из критериев. В целом это явление связано с развитием феминизма: в мире, где женщины начинают играть все большую роль, мужчины берут себе некоторые их качества».
Стилист Сергей Зверев утверждает, что метросексуалы - явление вне времени и категорий. «Они были всегда, просто у нас узнали о них совсем недавно, и то благодаря звездам. В Англии метросексуал- это Дэвид Бэкхем, а в России - я,- говорит Зверев.- Я регулярно посещаю салоны красоты. Это же огромное удовольствие: делать прическу, красить волосы плюс маникюр, педикюр, очищающие маски. Мужчина обязан следить за собой. Что радует: сейчас вы можете зайти в любой салон красоты в Москве и увидите мужчин, которые подкрашивают волосы, делают коррекцию лица».
Между тем психологи и культурологи предрекают, что мода на ухоженных мужчин пройдет. Опрос, проведенный в мае этого года в США аналитической компанией Harris Interactive по заказу автомобильной компании Dodge, показал, что женщины снова хотят видеть мужчин мужественными. 61% опрошенных американок заявили, что руки у мужчины должны быть грубыми, натруженными, а не с маникюром. Лишь 16% отметили, что при выборе партнера они ориентируются на «соответствие моде и уход за собой».
Падение моды на метросексуалов, разбирающихся в косметике не хуже женщин, более заметно и в Западной Европе: в 2005 году продажи мужской косметики во Франции увеличились всего на 0,3%, а в Германии даже упали почти на 5%.
Рынок мужской парфюмерии в России тем не менее продолжает расти: в 2005 году баночек и флакончиков для мужчин продали почти на $500 млн - на 13% больше, чем в 2004 году. «Несмотря на большие ожидания, внедрение новых средств по уходу за кожей для мужчин сталкивается с серьезными препятствиями,- говорит вице-президент экспомедиагруппы «Старая крепость» Анна Дычева-Смирнова.- Главная проблема - консерватизм, который так и не удалось сломить активистам метросексуальной революции».
В 2005 году появился только один новый действительно метросексуальный брэнд - Le Male от Жан-Поля Готье, который предлагает не только средства по уходу за кожей, но и декоративную косметику для мужчин. Например, матирующую пудру, контурный карандаш для глаз, средства по уходу за бровями и ресницами. Все остальные новинки были более консервативны. Например, марка Nickel 2005 года рождения определяет своих клиентов как «молодых, успешных людей, живущих светской жизнью и не лишенных чувства юмора». Некоторые средства новой линейки упакованы в миниатюрные канистры и носят небанальные названия - «Огнетушитель» (бальзам после бритья), «Супермен» (средство для лица). Не совсем женственная эстетика.
Вообще говоря, лучше себя начинают чувствовать марки, которые традиционно ассоциируются с мужественностью и агрессией. К таким, например, относится Hugo Boss. Как пояснил ИП официальный представитель марки Филипп Волфф, «последняя мужская серия была запущена в июне, и рекламная кампания будет ориентирована на традиционные ценности: силу, мужественность и уверенность». Появление метросексуалов и, соотвественно, продукции для них господин Волфф считает «временным и уже проходящим явлением».
Однако и в наборе для «настоящего мачо» от Boss есть скраб для лица, увлажняющий гель, восстанавливающий крем, подтягивающий серум и крем для век. Никто ведь не говорит, что если мода на метросексуалов проходит, то уже и не нужно ухаживать за собой. Просто теперь у производителей стоит задача продать косметику антиметросексуалам, которые кичатся своим невниманием к моде и внешнему виду.