Профилактика рака: практические рекомендации

В России наблюдается рост онкологической заболеваемости. В 2005 г. зарегистрировано 469195 новых случаев рака, показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 330,5, прирост за 10-летний период - 17,4%. Смертность от злокачественных опухолей в России не уменьшается. В 2005 г. от рака умерли 285402 человека; показатель смертности составил 200,6 на 100000 населения, за 10 лет данный показатель существенно не изменился. Кумулятивный риск заболеть раком сегодня в нашей стране составляет 22,7%, то есть более чем каждый 5-й россиянин в течение жизни по статистике заболеет раком, если ситуация не начнет меняться к лучшему. В то же время в ряде экономически развитых стран в последние годы снижаются заболеваемость и смертность от многих форм рака, что удалось добиться за счет активного использования научно обоснованных мер профилактики злокачественных опухолей.
Рак причисляют к болезням цивилизации. Научно-технический и промышленный прогресс значительно улучшил условия жизни и увеличил ее среднюю продолжительность, сделал менее страшными по своим последствиям инфекционные и многие другие болезни, но одновременно так изменил среду обитания человека, его образ жизни, что стали массовыми ранее не столь значимые заболевания. Кроме рака, к болезням цивилизации относят большую часть сердечно-сосудистых заболеваний: атеросклероз и связанные с ним ишемическая болезнь сердца, нарушения периферического и мозгового кровообращения, инфаркт миокарда и инсульт головного мозга, гипертоническая болезнь; а также сахарный диабет 2-го типа или сахарный диабет пожилых; полиартрозы, остеохондроз позвоночника, остеопороз; катаракту глаза; аллергии, иммунодефициты и др. Болезни цивилизации имеют ряд общих причин и факторов риска.
В современной научной и практической медицине все большее значение приобретает профилактика. Ученые всего мира признают, что только широкое применение научно обоснованных мер профилактики болезней цивилизации поможет справиться человечеству с этой напастью. Рак дремлет в каждом из нас. Просто не все доживают до того, как болезнь проявится. В настоящее время есть только два способа надежной борьбы со злокачественными опухолями: профилактика и диагностика на ранних стадиях, что позволяет "заморозить" рак на долгие годы или успешно его излечить.
К развитию злокачественной опухоли могут привести много причин и способствующих факторов, длительно действующих на организм. По оценкам специалистов до 80% этих причин и факторов риска можно устранить. Следовательно, теоретически 80% случаев рака можно предупредить, но профилактика рака должна быть комплексной, многосторонней и длительной.
Современная онкологическая наука разработала и предлагает ряд рекомендаций по профилактике злокачественных опухолей.
 В данной статье в кратком виде представлены основные сведения о злокачественных опухолях и мерах индивидуальной защиты от них, что может служить популярным руководством по индивидуальной профилактике рака.
Многие практические рекомендации, дающиеся в статье, не направлены узко только на профилактику рака, а касаются всех болезней цивилизации. Конечно же, каждая из данных болезней имеет свои особенности и специфику в системе профилактики. Но, в целом, соблюдение практических рекомендаций, изложенных в статье, поможет повысить уровень своего здоровья и снизить риск болезней цивилизации, к которым относится и рак.

1. Природа и причины рака

Под понятием рак объединяют более 200 различных видов опухолей, сходных по своей природе. Опухоли встречаются практически во всех органах и тканях. В зависимости от тканевого происхождения злокачественные опухоли делят на 3 основные группы: собственно рак, происходящий из эпителиальных (покровных) клеток различных органов; саркомы, растущие из соединительной ткани мышц, костей, внутренних органов, и системные опухоли, происходящие из кроветворной и лимфатической ткани.
Что же заставляет клетку пойти по раковому пути? Начинается все со стадии инициации опухолевого процесса, заключающейся в поражении генома клеток различными канцерогенами - агентами, вызывающими рак. Это могут быть химические вещества, физические излучения или вирусы. Химические и физические вредные агенты повреждают генетический аппарат клетки, прежде всего молекулы ДНК. Если защитные механизмы клетки и организма не ликвидируют повреждения генома, индуцированные канцерогенами, то опухолевый процесс развивается дальше, начинается стадия промоции опухолевого процесса, которая у человека может длиться годами и десятилетиями. Известно также, что ряд химических, физических или инфекционных агентов могут сами не вызывать злокачественное перерождение клетки, но способствуют или ускоряют развитие злокачественной опухоли. Такие агенты называют промоторами злокачественного роста. На стадии промоции происходит активация так называемых онкогенов - генов, включающих и обеспечивающих злокачественное перерождение клетки, и инактивация генов-супрессоров - генов, подавляющих опухолевый процесс; в результате чего нарушаются процессы клеточного созревания и деления, происходит отбор клонов генетически поврежденных клеток, в тканях возникают предраковые изменения. Опять же в случае недостаточности защитных механизмов клетки, иммунной системы, клон генетически измененных клеток перерождается в злокачественную опухоль, после чего начинается стадия прогрессии опухолевого процесса. На стадии прогрессии врач и обнаруживает злокачественную опухоль. Рак - это длительный многостадийный процесс. Доказано, например, что до достижения опухолью легкого, желудка, молочной железы размера 1-1,5 см в диаметре проходит 5-10 и более лет. А процессы инициации и промоции начинаются еще раньше. Таким образом, большинство опухолей закладываются в 25-40 лет, а в ряде случаев и в детстве. В идеале и профилактику рака следует начинать с раннего детства.
Рак сегодня определяют как приобретенное или врожденное генетическое заболевание. В длительном процессе злокачественного перерождения генетический аппарат клетки ломается несколько раз, рак иногда называют болезнью нескольких мутаций. Было выяснено, что в каждой нормальной клетке имеются особые гены, которые способны превратить нормальную клетку в раковую. Соответственно эти гены и были обозначены как онкогены или "раковые" гены. У человека на сегодня обнаружено и охарактеризовано более 100 различных онкогенов. Большинство онкогенов в нормальной клетке взрослого организма не функционирует или существует в виде протоонкогенов, которые участвуют в процессах клеточного деления. Пробуждение онкогенов к жизни вызывает злокачественное перерождение клетки и передачу злокачественных свойств при размножении клеток. Онкогены вырабатывают специфические онкобелки, которые и заставляют раковые клетки беспрерывно делиться. В нормальной клетке обнаружены также антионкогены или опухолеподавляющие гены, главная задача которых блокировать работу онкогенов или запускать процесс самоуничтожения переродившихся в злокачественные клеток.
Таким образом, в каждой клетке заложена потенциальная предрасположенность к злокачественному перерождению в виде "спящих" онкогенов. Заставить их проснуться может множество причин. Рак называют полиэтиологическим заболеванием, это означает, что он вызывается самыми различными факторами. Основоположник отечественной онкологии профессор Н.Н. Петров писал: "Опухоли - результат пролиферативной дистрофической реакции организма на различные несмертельные вредные факторы, внешние или внутренние, врожденные или приобретенные".
Сегодня науке известны сотни причин, способных вызвать злокачественную опухоль. Английские ученые Р. Долл и Р. Пито подсчитали удельный вес различных факторов, вызывающих рак. Главная роль принадлежит питанию - факторы диеты среди причин рака составляют 30-35%, и курению - 30-32% случаев рака обусловлено курением табака. Инфекционные агенты, прежде всего, вирусы вызывают 10% злокачественных опухолей; сексуальные факторы - 7%; производственные канцерогены - 4%; алкоголь - 3%; непосредственное загрязнение окружающей среды - 2 %; онкологически отягощенная наследственность - 2 %; пищевые добавки, ультрафиолет солнца и ионизирующая радиация - по 1 %; и, наконец, 5% случаев рака обусловлены неизвестными причинами. Примерно такой же удельный вес причин смерти от злокачественных опухолей дает Международное агентство по изучению рака. Разумеется, нельзя рассматривать каждый из этих факторов в отрыве от друг от друга, все решает их сложная совокупность. В течение жизни на человека могут действовать одновременно как все вышеперечисленные, так и другие вредные факторы. В каждом конкретном случае трудно с полной уверенностью сказать, что явилось причиной рака у больного. Но в целом сегодня ясно, что около 80% случаев рака связаны с неправильным стилем жизни и воздействием вредных факторов окружающей среды. Рак - это расплата за неправедно прожитые молодость и зрелость. Средневековый голландский философ Эразм Роттердамский писал: "То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости". Найдите человека, который не грешен по отношению к своему здоровью. Мы легкомысленно ежедневно подвергаем риску свое здоровье: из-за незнания принципов профилактики; из-за лени и занятости более важными, на наш взгляд, делами; в надежде на то, что все обойдется без последствий.
Современная онкология располагает мощными методами хирургического, лучевого и лекарственного лечения рака, которые в ряде случаев, особенно на ранних стадиях, позволяют добиться успеха. Если 60 лет назад от рака излечивали примерно 5% больных, то сейчас, в целом, более 30%. При некоторых раковых заболеваниях сегодня полностью излечивают большинство больных. Однако в онкологии особенно актуальна аксиома медицины: "Болезнь легче предупредить, чем лечить". Процесс злокачественного перерождения клетки на этапах инициации, промоции и даже ранних стадиях прогрессии является обратимым, что позволяет считать профилактику рака реальной и эффективной.
В профилактической онкологии различают первичную профилактику рака: нормализация питания и образа жизни, борьба с курением, предупреждение воздействия канцерогенов, повышение устойчивости организма к вредным факторам у практически здоровых людей; вторичную профилактику: выявление и лечение предраковых заболеваний, наблюдение за группами повышенного онкологического риска, ранняя диагностика рака; и третичную профилактику: предупреждение рецидивов и метастазов у больных злокачественными опухолями, а также предупреждение новых случаев злокачественных опухолей у излеченных онкологических больных. Выделяются также санитарно-гигиеническая профилактика рака, направленная на охрану окружающей среды от загрязнения канцерогенными веществами; диетическая профилактика рака - разработка и применение диетических рекомендаций, направленных на снижение риска онкологических заболеваний; медицинская или клиническая профилактика рака - комплекс мер противораковой борьбы, осуществляемых профессионалами здравоохранения с целью снижения заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей; химиопрофилактика рака - разработка и применение специальных лекарственных препаратов и натуральных средств, снижающих онкологический риск. Выделяют общую профилактику рака, относящуюся к онкологическим заболеваниям вообще, и частную профилактику - специальные рекомендации по предупреждению рака отдельных локализаций. Выделяется понятие индивидуальной профилактики рака как набора знаний и практических рекомендаций, которые необходимо знать и соблюдать конкретному человеку, желающему снизить индивидуальный онкологический риск.
2. Питание и рак. Диетическая профилактика злокачественных опухолей
Диетическая профилактика злокачественных опухолей является самым эффективным направлением противораковой борьбы. Ученые разработали диетические рекомендации по профилактике рака, которые состоят из ограничительной и расширительной части.

Ограничения

Употребляйте в пищу преимущественно экологически чистые продукты, полностью исключите плесневую пищу, исключите или существенно сократите употребление копченых продуктов.
Используйте для питья и приготовления пищи водопроводную воду только после доочистки ее с помощью бытовых фильтров, а также родниковую, бутилированную экологически чистую питьевую и слабоминерализованную воду.
Сократите употребление жареной на жиру пищи, белковых продуктов после высокотермической обработки, консервированных, маринованных и соленых продуктов, продуктов с добавками нитрита натрия. При приготовлении пищи не жарьте продукты, а лучше варите и тушите, готовьте белковые продукты в щадящем тепловом режиме. Старайтесь ограничить приготовление пищи во фритюрницах, грилях, кастрюлях-скороварках; широко используйте микроволновую печь, сковороды с тефлоновым покрытием. Не употребляйте чрезмерно горячие пищу и питье.
Откажитесь от алкоголя или, по крайней мере, употребляйте его в количестве не более 20 г чистого спирта в день (рюмка водки, стакан сухого вина или бутылка пива).
Соблюдайте умеренность в пище, поддерживайте нормальный вес тела. Сократите калорийность ежедневного рациона при обычной физической активности до 2000-2500 калорий. Для тучных людей - избавляйтесь от лишнего веса.
Уменьшите потребление жира до 20-25% от общей калорийности пищи, при обычной двигательной активности съедайте в день не более 50-70 г жира со всеми продуктами. Шире используйте обезжиренные продукты.
Стремитесь к ограниченному употреблению животных продуктов, периодически проводите разгрузочные дни и недели по типу религиозных постов, что особенно важно для людей старших и пожилых возрастных групп.

Увеличение и расширение

Максимально разнообразьте свое меню.
Ежедневно не реже 5 раз в день употребляйте фрукты, овощи и другую растительную пищу, соки; широко их варьируйте.
Больше потребляйте продуктов, содержащих натуральные антиканцерогенные вещества: желто-зеленые и оранжевые овощи и фрукты, цитрусовые фрукты, крестоцветные овощи, ягоды, зеленые листовые овощи, бобовые, чеснок и лук, чай, сухофрукты, молочные продукты, морские водоросли и другие морепродукты.
Увеличьте потребление пищевых волокон до 35 г в день с продуктами из цельных зерен или с отрубями злаковых.
Дополните питание употреблением биологически активных добавок к пище, содержащих натуральные антиканцерогенные вещества.
У целого ряда пищевых веществ обнаружена способность препятствовать злокачественному перерождению клеток, то есть проявлять антиканцерогенную активность. Эти антиканцерогенные пищевые вещества нейтрализуют канцерогены и выводят их из организма, восстанавливают поврежденный канцерогенами генетический аппарат клетки и подавляют работу онкогенов, уничтожают перерожденные клетки, стимулируют работу иммунной системы и другие защитные механизмы. В таблице 1 приведены антиканцерогенные вещества пищевых продуктов, физиологическая суточная потребность в данных веществах и их основные пищевые источники.

Таблица 1. Натуральные антиканцерогенные вещества и продукты, их содержащие
Антиканцерогенные вещества
Адекватный уровень потребления в сутки
Пищевые источники
Пищевые волокна: целлюлоза, гемицеллюлозы, лигнин, пектин, каррагинаны, альгинаты
20 г
Отруби злаковых, бобовые, капуста, фрукты и овощи
Полиненасыщенные жирные кислоты омега-3 типа
1 г
Рыбий жир, рыба, , морепродукты, льняное масло
Органические кислоты: фумаровая, яблочная, янтарная и др.
500 мг
Ягоды, цитрусовые фрукты, мед, ревень, спаржа
Фитостерины: бета-ситостерин, бета-ситостерин-D-гликозид, стигмастерин
20-300 мг
Соя, бобовые, морковь, инжир, кориандр, помидоры, шиповник
Бета-каротин, альфа-каротин, ликопин, лютеин и другие каротиноиды
15 мг
Морковь, тыква, зелень, помидоры, абрикосы, облепиха, рябина
Витамин А (ретинол и его эфиры)
1 мг (3300 МЕ)
Печень, рыбий жир, яйца, сливочное масло, молоко
Витамин Е (токоферолы, токотриенолы и их эфиры)
15 мг
Растительные масла, орехи, семечки, рыбий жир
Витамин D
2,5 мкг (100 МЕ)
Рыбий жир, яйца, печень, сливочное масло
Витамин С (аскорбиновая кислота, ее соли и эфиры, дегидроаскорбиновая кислота)
70 мг
Ягоды, фрукты, овощи
Витамин B2 (рибофлавин)
2 мг
Молочные продукты, яйца, зерновые продукты, рыба
Витамин B3 (PP, никотиновая кислота)
20 мг
Зерновые, бобовые, рыба
Витамин В6 (пиридоксин)
Зерновые, бобовые, орехи, рыба
Витамин B9 (фолиевая кислота)
400 мкг
Бобовые, зелень, орехи, виноград, лимоны, печень
Калий
2500 мг
Отруби злаковых, сухофрукты, орехи, картофель, бананы, бобовые
Кальций
1250 мг
Молочные продукты, зелень, орехи, бобовые
Магний
400 мг
Орехи, семечки, отруби злаковых, крупы, бобовые, изюм
Цинк
12 мг
Печень, морепродукты, отруби злаковых, сыр, яйца, бобовые
Йод
150 мкг
Морские водоросли, морская рыба и другие морепродукты
Селен
70 мкг
Отруби злаковых, зерновые, чеснок, морепродукты, мясные субпродукты
Марганец
2 мг
Орехи, отруби злаковых, какао, чай, кофе, бобовые
Медь
1 мг
Печень, морепродукты, отруби злаковых, орехи, какао
Хлорофилл
100 мг
Зеленые листовые овощи, морские водоросли
Полифенольные соединения: флавонолы, дигидрофлавонолы, проантоцианидины, флаволигнаны, изофлавоны
85 мг
Ягоды, цитрусовые и другие фрукты, бобовые, орехи, кофе, какао, красный перец, яблоки, морковь, свекла, чай, красное вино
Глюкозинолаты: изотиоцианаты, индол-3-карбинол, синигрин, брассинин
50 мг
Крестоцветные овощи: капуста, репа, редис, брюква, редька
Метилксантины: кофеин, теобромин, теофиллин
35-50 мг
Чай, кофе, какао
Бетулин
40 мг
Хурма, иссоп
Куркумин
10 мг
Куркума
Глицирризиновая кислота
10 мг
Солодка в качестве вкусовой добавки
Монотерпеновые соединения: лимонен, аураптен, карвеол
5 мг
Цитрусовые фрукты, укроп, сельдерей, тмин, кардамон
Сернистые соединения: диаллилсульфид, аллилсульфид, аллицин
4 мг
Чеснок, лук, черемша
Пептидные соединения - ингибиторы протеаз
не определен
Соя и другие бобовые
Лигнаны
не определен
Отруби злаковых, бобовые, растительные масла, ягоды и фрукты, красное и белое вино

3. Курение и рак

В России сегодня курят более 60% мужчин и 20% женщин. В расчете на одного россиянина выкуривается 1800 сигарет в год. За последние 10 лет количество курильщиков в России увеличилось на 14%. До сих пор в России курят около 40% врачей. А приказ Минздрава, запрещающий медицинскому персоналу курить в медицинских учреждениях, почти не соблюдается. Для сравнения, практически все американские врачи некурящие; курить запрещает профессиональная этика и боязнь потерять пациентов, которые не идут лечиться к курящему врачу. Табачные гиганты, теряя свои позиции в США и Западной Европе, переключают свое внимание на Россию и страны третьего мира. В индустриально развитых странах на лечение болезней, вызванных курением, ежегодно расходуется около 200 млрд долларов. В России таких денег нет, поэтому участь жертв производителей табака более печальна.
У курящих рак легкого развивается в среднем в 10 раз чаще, чем у некурящих. Курение может вызывать также еще и рак ротовой полости, глотки, гортани, полости носа, пищевода, желудка, поджелудочной железы, желчного пузыря, мочевого пузыря, почек и шейки матки. У курильщиков риск развития злокачественных опухолей вышеперечисленных органов повышается по сравнению с некурящими в 2-15 раз. Пассивное курение или вдыхание загрязненного табачным дымом воздуха способствует развитию у некурящих заболеваний, свойственных курильщикам.

Практические рекомендации по борьбе с курением как мере профилактики рака

Как сказал Марк Твен: " Есть несколько рецептов устоять перед соблазнами, но лучший - трусость". Никогда не начинайте курить из любопытства, из познавательных целей, по примеру родственников или авторитетных для вас людей, под давлением друзей или каких-либо других побудительных мотивов, например, с целью похудеть. Особенно это касается подростков и молодых людей, потому что замечено: если человек не взял в рот сигарету к 18-20 годам, то он имеет более низкие шансы сделать это впоследствии. Помните, что курение - наркотик, в это опасное занятие легко втянуться, а затем очень трудно отказаться. Не тешьте себя мыслью, что вы не курите, а только "балуетесь". По аналогии с алкоголизмом, большинство серьезно пьющих людей себя таковыми не считают.
Женщинам следует знать, что курение подавляет выработку женских половых гормонов, которые делают женщину привлекательной для противоположного пола. Курение изменяет в худшую сторону цвет лица, ускоряет образование кожных морщин. Курящая женщина выглядит на 5-10 лет старше. Курение нарушает детородную функцию женщины. Одна из основных природных потребностей женщины - быть красивой и нравиться мужчинам. Только хотя бы ради этой потребности женщине не следует начинать курить.
Избегайте пассивного курения у себя в квартире, на работе, в общественных местах. Помните, что табачный дым содержит очень сильные канцерогенные вещества.
Если вы курите, то самым благоразумным будет бросить курить как можно раньше. Даже если отказаться от курения позже среднего возраста - продолжительность жизни увеличится, а если это сделать до 35, перспективы примерно такие же, как у некурящих.
Один из самых эффективных и казалось бы самых простых путей профилактики рака это прекратить курить. Право же следует руководствоваться прямолинейным призывом В.В. Маяковского: "Курить бросим - яд в папиросе". Однако специалисты утверждают, что в нашей стране 6 из 10 курильщиков хотят бросить курить, но не могут, а успех вмешательства врачей не превышает 15%.
Если вы курите, то лучше курить более дорогие сигареты с низким содержанием смол и никотина, сигареты с фильтром, делать это вне своего жилища и рабочего помещения, не подвергая пассивному воздействию табачного дыма как окружающих, так и себя. В последнее время в продаже появились специальные фильтрующие мундштуки, содержащие биофильтры с гемоглобином, хлорофиллом и другими активными компонентами, которые задерживают 50-80% вредных веществ табачного дыма. Разработан специальный порошкообразный фильтр-ароматизатор, который наносится на кончик сигареты перед закуриванием, и резко снижает поступление в организм вредных смол и никотина. Данные биофильтры достаточно дорогие, но следует учитывать, что лечение онкологического заболевания еще дороже.
В моей практике встречались больные с многолетним стажем курения, утверждавшие, что они не в состоянии бросить курить, и тем не менее резко и навсегда бросавшие курить после попадания в кардиологическую или онкологическую клинику с диагнозом: инфаркт миокарда или раковое заболевание. Попробуйте представить себе такую ситуацию, вам, наверняка, будет легче отказаться от курения. Помните, что люди, бросившие курить, живут дольше; курильщик, отказавшийся от своей вредной привычки, уменьшает риск смерти от заболеваний, вызываемых курением, в течение последующих 15 лет.
Попробуйте отказаться от курения путем подсчета материальных убытков. Если вы выкуриваете по 1 пачке сигарет в день, начали курить в двадцатилетнем возрасте и доживете до 70 лет, то на покупку сигарет вы потратите примерно 20 тысяч долларов США. На эти деньги можно купить несколько отечественных автомобилей. К тому же наверняка вам придется потратиться и на лечение заболеваний, вызванных курением.
Если вы приняли твердое решение бросить курить, но вам не удается это сделать, обратитесь в специализированные центры или к специалистам по борьбе с курением. Такие врачи есть в нашей стране. Практикуется множество программ по прекращению курения. Вам могут предложить психологическую поддержку, психологическое консультирование, психотерапию, гипнотерапию. Могут оказаться полезными сборы лекарственных трав или биодобавки, помогающие бросить курить. Наконец, достаточно давно разработаны и продаются в аптеках никотинзамещающие препараты - пластыри, таблетки, жевательные резинки, пастилки, содержащие никотин. Они снабжают организм легким наркотиком никотином, но не могут вызывать онкологические заболевания. Постепенно уменьшая дозу никотинзамещающих препаратов, можно добиться полного избавления от никотиновой зависимости. Подобное лечение должен назначать врач.
Если вы курите или курили в прошлом, то знайте, что вы относитесь к группе повышенного онкологического риска, для вас особенно актуальными являются все практические рекомендации по профилактике рака.
О пользе курения
Справедливости ради надо отметить, что курение имеет и положительные свойства, в том числе и в онкологическом аспекте. Курение может положительно влиять на умственную деятельность, что проявляется активизацией мыслительных процессов, лучшей обработкой информации, улучшением памяти. Курение оказывает антистрессорное действие при эмоциональном перенапряжении. Курение снижает риск заболеть болезнью Альцгеймера, которую по-простому называют старческим маразмом; и болезнью Паркинсона, проявляющейся в постоянном дрожании конечностей и головы. Никотин табака оказывает лечебный эффект при шизофрении. Курение способствует снижению массы тела. Ранее говорилось, что табачный дым действует как антиэстроген, то есть угнетает выработку женских половых гормонов. Это положительно сказывается на заболеваниях, возникающих на фоне их избытка. У курящих женщин немного снижается риск фибромиомы и рака тела матки, а также - рака молочной железы. Курение снижает риск развития рака толстой кишки у больных с язвенным колитом. Нет ничего абсолютно вредного или абсолютно полезного. Надо взвешивать отрицательные и положительные стороны. В отношении курения его вред многократно превышает полезные свойства. Хотя некоторые врачи советуют начинать курить с 70 лет с целью профилактики болезни Альцгеймера. Здравое зерно в этом есть, ведь до развития рака нужно курить лет 20-30. Однако все таки сначала нужно до 70 лет дожить и не умереть преждевременно от вредных последствий курения.

4. Окружающая среда, жилище и профилактика рака

Химические вещества

Мы живем в океане естественных и искусственных химических веществ. В банке данных химиков сегодня зарегистрированы более 18 млн. химических соединений, причем более 60 тыс. находят широкое применение в многообразных сферах жизни и постоянно используются людьми. Влияние большей части этих химических веществ на человека не изучено. Например, из более чем 100 тыс. химических веществ, выделяемых промышленными предприятиями в окружающую среду, лишь в отношении 1300 известен характер их действия на организм человека. Международное агентство по изучению рака примерно у тысячи веществ зарегистрировало канцерогенные свойства, причем для почти 60 отдельных соединений, применяющихся в быту, промышленности, медицине и сельском хозяйстве, а также производственных условий доказана безусловная канцерогенная опасность для человека. Химические канцерогены поступают в организм человека с атмосферным воздухом, пищей, водой. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха являются дымовые выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы автомобилей, продукты сгорания тепловых электростанций. Воздух загрязняют также свалки промышленных и бытовых отходов, химчистки, автозаправочные станции, предприятия автосервиса и пр.
Рак может быть профессиональным заболеванием. В таблице 2 приведены основные производства, канцерогенная опасность которых для человека четко доказана.

Таблица 2. Профессиональные вредности, вызывающие рак
Производство
Канцерогены
Локализация рака
Газификация угля
Полициклические углеводороды (ПАУ)
Кожа, мочевой пузырь, легкие
Производство кокса
ПАУ, ароматические амины, фенолы
Легкие, кожа, мочевой пузырь, почки
Выплавка чугуна и стали
ПАУ, формалин, фенол, хром, никель, кадмий
Легкие, желудок, почки, простата
Подземная добыча железной руды
Радон, кремниевая пыль
Легкие
Добыча и переработка асбеста
Асбест
Легкие, плевра, желудок
Очистка никеля
Никель
Полость носа
Алюминиевая промышленность
ПАУ, пек, кристаллический кремний, соединения фтора
Легкие, поджелудочная железа, лейкозы, лимфомы
Резиновая промышленность
ПАУ, сажи, минеральные масла, бензол, нитрозамины
Мочевой пузырь, лейкозы, легкие, головной мозг
Пошив и ремонт обуви
Бензол, хлоруглеводороды, хром
Полость носа, мочевой пузырь, лейкозы
Производство изопропилового спирта
Изопропиловый спирт и сильные кислоты
Полость носа
Нефтехимическое, строительство, типографии, детергенты и др.
Аэрозоли серной кислоты