Исследования, которые изменят ваше представление об аллергии

Вот лишь пять самых интересных, на наш взгляд, научных исследований, которые меняют представление об аллергии.

1. Пробиотики уменьшают симптомы пищевой аллергии

О том, что пробиотики улучшают пищеварение и повышают иммунитет, вы наверняка знаете. А вот недавние исследования показали, что они способны уменьшить симптомы пищевой аллергии. Причем эффективны в этом отношении не все группы полезных бактерий, а только бифидобактерии. Как выявили тесты Института фундаментальной науки, США (Institute for Basic Science), именно они подавляли проявления аллергии у мышей. Подопытным грызунам вводили белок альбумин, смешанный с квасцами, вызывая гиперответ иммунной системы. У мышей с преобладанием в микробиоте кишечника бифидобактерий была меньше диарея — один из индикаторов пищевой аллергии.

Каким образом бифидобактериям удается взять «ситуацию» под контроль? Как утверждают ученые, они производят особый белок (ESBP), который разрушает в кишечнике тучные клетки. «Тучные клетки — главные виновники всех аллергических реакций, — рассказывают они. — Так что белок ESBP может быть универсальным лекарством не только от пищевой аллергии. Его, например, можно также включать в кремы и мази для лечения кожной экземы».

2. Арахисовое масло в рационе малыша — хорошая профилактика аллергии в будущем

Еще несколько лет назад было принято ограждать малыша до года от контакта с любыми сильными аллергенами. С большой осторожностью в прикорм вводили куриные яйца, рыбу, некоторые фрукты. А уж арахисовое масло, которое, по статистике, является одним из самых сильных аллергенов, появлялось в рационе ребенка только после трех лет. Считалось, что это будет профилактикой реакций.

Исследования, проведенные под руководством специалистов Королевского колледжа в Лондоне (King’s College London), это опровергли. Ученые установили, что раннее (до года) введение в рацион крохи арахиса значительно снижает риск развития аллергии на данный продукт у детей младше шести лет. Причем, как показывают эксперименты, ребенок для этого должен есть арахис регулярно в первые пять лет жизни. За счет чего развитие реакций на продукт уменьшается более чем в пять раз! Авторы предупреждают, что установить минимальную частоту и порции употребляемого арахиса пока не удалось — эти параметры очень индивидуальны и подбираются врачом. «Уже известно, что дети остаются защищенными от аллергии в течение еще 12 месяцев после окончания регулярного потребление арахиса, — дополняет профессор Гидеон Лэк, заведующий кафедрой детской аллергологии Королевского колледжа в Лондоне. — Возможно, результаты такой тренировки иммунитета будут более долгосрочными».

3. Риск развития аллергических заболеваний связан с днем рождения

Исследователи из Саутгемптонского университета (University of Southampton) обнаружили, что у детей, рожденных зимой и осенью, чаще развиваются определенные виды аллергии. «В частности, у них выше риск экземы в сравнении с малышами, появившимися на свет весной, — считает автор исследования, профессор аллергологии и респираторной генетики Джон Холлоуэй. — Чаще страдают они и от астмы».

Такие выводы исследователи сделали по специфическим маркерам, которые отражают активность определенных участков ДНК, связанных с развитием аллергических реакций. Ученые полагают, что температура, уровень солнечной активности, особенности сезонного питания могут влиять на экспрессию генов (реализацию генетической информации), что и повышает риск развития некоторых видов аллергии. Изменить свой день рождения невозможно, но предупрежден — значит, вооружен.

4. Дети, живущие в сельской местности, меньше подвержены астме

Контакт с животными, обилие разнообразных растений — казалось бы, эти факторы должны усугублять течение аллергии у детей. Однако исследователи Института биотехнологий Фландерса (Flanders Institute for Biotechnology) и Университета Гента (Ghent University) утверждают обратное. Оценив состояние здоровья более 2000 детей, живущих на фермах, ученые выяснили, что все они защищены от развития астмы особым белком А20 — его дефицит и становится причиной развития этого заболевания. «В дальнейшем мы планируем выяснить, что именно создает эту мощную защиту, — говорит профессор Гамид Хаммад. — Есть предположение, что это особые вещества, образованные бактериями, которые живут в сельскохозяйственной пыли. Возможно, в течение нескольких лет на их основе нам удастся разработать вакцину против астмы».

По словам исследователей, частички этой «фермерской пыли» пыли делают слизистую оболочку дыхательных путей устойчивее к воздействию более серьезных аллергенов, например, к клещам, живущим в домашней пыли.

5. Потребление продуктов с витамином D во время беременности снижает риск развития аллергии у ребенка

В Школе медицины Икан Маунт-Синай (The Icahn School of Medicine at Mount Sinai) провели очередное исследование, доказавшее тесную связь рациона беременной со здоровьем будущего малыша. На это раз под пристальное внимание ученых попал витамин D, от дефицита которого, в частности, страдает более 80% населения России.

Ученые исследовали 1250 матерей и их детей в США в течение долгого времени — с первого триместра беременности и до достижения детьми семилетнего возраста. Оказалось, что потребление пищи с высоким содержанием витамина D (не добавок!) во время беременности на 20% уменьшило частоту заболеваний поллинозом у детей школьного возраста. «Иммуномодулирующие свойства витамина D уже давно известны, — рассказывает доцент кафедры педиатрии Супинда Биньяванич. — Набирая суточную норму витамина D c продуктами питания (около одного стакана молока в день) можно существенно снизить риск развития аллергии у ребенка. Доступными источниками этого витамина являются также яйца, рыба, все молочные продукты, грибы».

jv.ru