Вадим Свинобаев: «Существует ответственность пациента!»

Вадим Свинобаев: «Существует ответственность пациента!»

Как добиться успеха в медицинском бизнесе? Чем хороший больной отличается от плохого? Что нужно сделать получив диплом врача? Как добиться привилегии выбирать себе пациентов? На эти и многие другие вопросы отвечает совладелец стоматологической клиники Da Vinci, хирург-имплантолог Вадим Евгеньевич Свинобаев.

В чем секрет вашего успеха как врача, стоматолога-хирурга, совладельца клиники?

Вы считаете, у меня уже успех? Надеюсь, успех еще впереди. Никаких секретов нет. Просто я прилагаю много усилий, постоянно учусь.
 
Не всем это помогает... А какой процент полученных знаний удается применить на практике?

Надо не просто учиться чему-то, а только тому, что можно внедрить, применить в своей практике, если не сегодня, то завтра. Это обучение не ради бумажек, которые я и сам когда-то гордо коллекционировал, а сегодня уже и забыл, где эта пачка хранится. Я получаю удовольствие, когда внедряю новое и получаю положительный результат. Двигаясь таким курсом, получается внедрять новое в 100% случаев. А чтобы послушать, поаплодировать и уехать… на это нет смысла тратить время и, между прочим, немалые деньги.
 
Если вернуться на много лет назад. Что бы вы себе как начинающему доктору посоветовали?

Начать сразу дополнительно учиться! Институт или университет дают только базу. Хорошую, но базу. На тот момент уже происходила революция в стоматологии. Наверное, я бы раньше начал посещать все конгрессы и конференции.
 
А если заглянуть на 20 лет вперед и дать совет себе сегодняшнему?

Так-так... Мне 57, предпенсионный возраст... Надеюсь, сегодня я уже делаю все, что в моих силах для того, чтобы стать тем, кем хотел бы себя увидеть в 57 лет.
 
1С чего начался ваш путь в стоматологию?

Я не из династии врачей. Папа военный, а мама домохозяйка с образованием бухгалтера, но мы так часто переезжали, что нужно было все время менять работу. А я с детства хотел быть врачом, больше всего хирургом. Возможно, потому что в детстве я сильно переболел, была тупая травма живота, операцию не делали, но пролежал в больнице долго, и после выписки оставался под наблюдением специалистов. Мама очень тщательно за мной ухаживала, по сути, стала доктором ради того, чтобы вернуть меня к нормальной жизни.
Так я и начал строить планы, как стать доктором. Мне нравилась биология, я любил наблюдать за различными процессами в природе, за животными.
Время, когда пришлось решать, кем становится, пришлось на тяжелые 90-е годы, когда важнейшие профессии – учителя и врачи, остались за бортом.
А вот стоматологи и тогда были особняком. Семья у нас была небогатая, и мама посоветовала мне попробовать: «Всегда будешь при деле, а в процессе учебы всегда можно поменять факультет и стать тем, кем ты захочешь...» Я прислушался к ее мнению, а когда начал учиться, меня затянуло, потому что с детства я любил рукодельничать. Поделки, конструкторы.
 
А как связано рукоделие со стоматологией?

Восковая моделировка, всевозможные модели, особенно варка протезов — это маленькое производство (так и вспоминается литературный герой, мечтавший иметь свечной заводик, да?)
На факультете нам не показывали новые технологии, это были едва ли не подручные средства с минимальным количеством оборудования. Но сам процесс завораживал. Я увлекся. Когда получил допуск в клинику, заинтересовался хирургией, особенно хирургической стоматологией в стационарах, мне нравилось наблюдать за всеми операциями. Пользовался любой возможностью постоять и ассистировать хирургу во время пластики, например, врожденной расщелины неба. После занятий ходил в областную больницу и делал там всю работу, перевязки, находился в ожидании первичных пациентов со скорой помощи. Хотелось бы сказать отдельное спасибо Марату Шамшиевичу Искакову, на тот момент он был заведующим отделением челюстно-лицевой хирургии в областной больнице — очень хорошо ко мне относился и позволял оставаться, помогать. Под его чутким руководством проводили удаление зубов.
 
Иными словами, рука была набита и страха не было?

Нет, было страшно и рука не была набита. Но страх не останавливал, а повышал интерес. Я чувствовал, что рядом есть преподаватель, старший коллега, который подстрахует.
 
А сейчас бывает страшно?

Назовем это ответственностью, которую я ощущаю на себе за принятие решений. Начиная с того, что может кому-то показаться незначительным, – удалять зуб или лечить. Некоторые люди относятся к своим зубам с меньшим трепетом, чем я. «Да удаляй, болит же! Все равно!»
К счастью, сейчас у нас сформировался такой круг пациентов, которые намного больше ценят свое здоровье, и с подобным я уже не сталкиваюсь. Раньше приходилось уговаривать людей полечить зуб. И вот, начиная от такого бы, казалось бы, простого решения и заканчивая вариантами протезирования, когда планируем сложную, большую работу. Пациент ведь хочет, чтобы всю ответственность за принятие решения нес на себе его доктор.
 
А разве есть ответственность пациента?

Конечно. Ответственность пациента в том, чтобы строго следовать тем рекомендациям, которые получил, – это раз; в том, чтобы доводил начатое до конца – это два. Сейчас я хочу работать с теми пациентами, которые на себя такую ответственность берут. Человек решает: лечиться у нас, и наблюдаться столько, сколько мы ему скажем. Это его ответственность. Плюс ответственность -  оплатить услугу.
Мы хотим развиваться, а это в себя включает не только совершенствование навыков, но и закупку нового оборудования. Стоматология — та отрасль медицины, которая обновляется особенно быстро. Если в какой-то профессии достаточно купить одну машину и очень долго на ней работать, то с бормашиной все по-другому, существует очень много дополнительного оборудования, инструментов. И все это стремительно меняется. Оборудование хорошей стоматологии сопоставимо с оснащением операционных хирургического отделения.
 
Что вам в вашей профессии мешает больше всего? Есть то, что раздражает, злит?

Конечно. Один из раздражающих моментов – ограниченность материальными рамками. Не всегда то лечение, которое я хочу сделать, пациент в силах оплатить. А мне как врачу тяжело, а то и невозможно идти на компромиссы, которые противоречат моему пониманию должного. В такой ситуации приходится отказываться от работы вообще. Со стороны это выглядит так, будто я не хочу делать, потому что он не хочет мне заплатить больше («Ему мало денег!»), а ситуация моими глазами видится иной: я не могу применить технологии и материалы, которые позволят сделать всё максимально хорошо. Это тяжело сознавать, когда знаешь, что мог бы этого достигнуть. Раньше я пытался находить компромисс, но на сегодняшний день не готов к этому, потому что в итоге втягиваешься в работу, которую, к сожалению, не удается завершить до конца. Средства потрачены, цель не достигнута. Недовольный пациент, недовольный я.  Вот это раздражает больше всего.
 
А радует что?

Результат. Особенно отдаленный, когда спустя некоторое время приходит благодарный пациент, ты смотришь на него и вспоминаешь. Но вспоминаешь человека, а не тяжелый путь, который пройден. Это как раз забывается. Видишь, что с зубами все в порядке, настолько, что ты даже не сразу замечаешь сам, какие сделаны, а какие нет. Это, конечно, до тех пор, пока не начнешь проводить осмотр.

1
 
С какими пациентами вы точно не будете работать?

Во-первых, с теми, кто не выполняет рекомендаций. Во-вторых, с теми, кто не готов платить за лечение. Кстати, среди них в первую очередь необязательные пациенты, которые не уважают труд врачей и не ценят свое здоровье. Просто не понимают той ценности, которую мы можем дать.
 
Зубы влияют на все здоровье в целом или все же на первом месте эстетика?

Огромное влияние! Но все верно, я хочу делать эстетичные работы, чтобы зубы были максимально приближены к настоящим. Самая важная врачебная цель, которая существует по умолчанию, — восстановить функцию и не навредить. Природная эстетика заключается в том, что все, что функционально, должно быть и красиво. Каждый орган выполняет свою функцию, а лицо к тому же очень важная составляющая нашего тела, и отражение нашего внутреннего мира в том числе. Улыбка — неотъемлемая часть лица.
 
Назовите 3 кита здоровья?

Здоровье в руках самого человека, врач лишь проводник, который направляет и помогает. Заботьтесь о себе! Спасение утопающих...
Соответственно, три кита: режим, правильное питание, психологический комфорт. Мысли — наш внутренний мир. Они материальны, но не в том смысле, чтобы лежать на диване, наевшись от пуза в час ночи, и мечтать о том, чтобы с утра упал миллион, то все так и будет.
 
Насколько вы являетесь автором своей жизни? Она с вами случается или вы ее большей частью формируете?

До какого-то момента она со мной случалась. Надо признать, мне всегда везло, жизнь меня сводила с хорошими людьми. Но в какой-то момент я понял, что очень сильно могу влиять на свою жизнь. Я начинаю осознавать, что все мои сегодняшние поступки сказываются в будущем.
 
Задам неудобный вопрос. XXI век, технологии меняются каждый день, 3d моделирование. Насколько вероятно, что технологии вытеснят ручной труд именно в вашей сфере?

Мы уже сейчас это наблюдаем. 3d-технологиями я начал интересоваться лет десять назад, когда в клиниках начали их применять Другое дело, что это было очень дорого. Но так было 10 лет назад. Сейчас мы уже являемся свидетелями революции цифровой стоматологии, эти технологии становятся доступнее, дешевле. Сейчас мы приобретаем оборудование для того, чтобы печатать хирургические шаблоны, эталоны. Есть зуботехнические лаборатории, где вместо десятка техников с тем же объемом работы справляются двое или трое.
 
Что вероятнее – цифровые технологии или наработки в области генома?

Я не исключаю, что в области генетики ученые совершат серьезный прорыв, но эти технологии у меня лично вызывают опасения. Есть грань, за которую человеку все-таки не стоит заступать. Вы улыбаетесь, а я действительно верю, что, чем глубже изучаешь не только строение организма, а вообще устройство всей природы, тем больше начинаешь задумываться над тем, что за всем этим стоит. И то, чего человечество достигло за короткий срок в области разгадки генома, вызывает серьезные опасения. Мы не знаем, когда и при каких условиях это выйдет из-под контроля и к чему приведет.
 
Если бы у вас была волшебная палочка, какое бы одно глобальное изменение вы совершили?

Подарил бы людям счастливую старость — чтобы они долго жили, сохраняли здоровье и проводили бы остаток своих дней в окружении детей и в путешествиях.
Беседовала Юлия Дьякова


05.05.2018
просмотров 3720