Группа ученых из лаборатории биологии развития и исследований рака при Еврейском университете (г.Иерусалим) уже давно изучает разнообразные функции протеина S. Этот белок известен как один из основных компонентов противосвертывающей системы крови. Однако израильские исследователи выяснили, что протеин S способен также подавлять образование метастазов при раке.
Это первое значительное исследование протеина S, проведенное в области лечения онкологии. Его результаты были опубликованы в The Journal of Clinical Investigation.

Лечение рака. Новые исследования

Новая роль известного протеина

Протеин S известен как антикоагулянт: он отвечает за то, чтобы кровь в сосудах оставалась жидкой и не сворачивалась. Хотя эта его функция хорошо изучена, очень немногие исследователи понимают, что у протеина S есть дополнительные свойства, не менее важные.

Коллектив израильских ученых под руководством профессора Таль Бурстин-Коэн пытается понять и расшифровать скрытые функции протеина S, чтобы узнать о его новых свойствах, ранее неизвестных. Во время предыдущего исследования израильские ученые поняли, что этот протеин проявляет высокую активность в раковых клетках. Однако, к удивлению профессора Бурстин-Коэн и ее группы, новые результаты показали, что в иммунных клетках этот же протеин производит совершенно противоположное действие, подавляя образование метастазов.

Исследования роли протеина S в подавлении метастазов при раке

Руководитель исследования профессор Таль Бурстин-Коэн считает, что именно из-за непонимания функций протеина S многие методы лечения рака терпят неудачу. "Понимание того, что протеин S помогает организму бороться с метастазами, дает "красный свет" противораковой терапии, которая использует ингибирование этого белка. Такое лечение может оказаться неэффективным, ведь оно нейтрализует, среди прочего, защитную функцию протеина S", - говорит она.

Израильское исследование показало, что присутствие протеина S в иммунных клетках в 3,3 раза снижает средний размер метастазов при метастатическом раке молочной железы и в 2,2 раза – при метастатическом раке легкого.

Ученые обнаружили, что протеин S играет важную роль в регулировании и контроле воспалительной реакции, что косвенно влияет на развитие метастазов. Оказалось, что этот белок подавляет воспаление в иммунных клетках – макрофагах. При отсутствии протеина S макрофаги выделяют воспалительные вещества в организме, и в частности в легких - "излюбленном" месте метастазирования большинства видов рака.
Лечение онкологии

Протеин S в онкологии: настоящее и будущее

"Результаты нашего исследования показывают, что противовоспалительная активность протеина S важна для контроля воспалительных процессов, - говорит профессор Бурстин-Коэн. - Можно сказать, что мы нашли "молекулярный переключатель", определяющий, будет ли метастазов много и будут ли они крупными. Сейчас нам нужно будет принять в расчет все побочные эффекты, которые могут появиться в результате манипуляций с этим белком. Но нет сомнения, что у изучения протеина S вне системы коагуляции многообещающие перспективы. Сегодня нам ясно, что, хотя в раковых клетках этот белок только подливает масла в огонь, - когда речь идет о макрофагах, он задерживает образование метастазов. Сейчас мы работаем над пониманием сложной работы протеина S, чтобы направить его активность на борьбу против рака. Это поможет предотвратить развитие метастазов и спасти жизни".

Автор материала: доктор Михаил Зейгарник

* Статья партнеров "МедЭлемент"

Источники и литература по теме материала

По разделам медицины По категориям международного классификатора болезней МКБ-10

Внимание, важная информация!

Занимаясь самолечением, вы можете нанести непоправимый вред своему здоровью!
Если вы не являетесь медицинским специалистом:
  • Информация, размещенная на сайте MedElement и в мобильных приложениях "MedElement (МедЭлемент)", "Lekar Pro", "Dariger Pro", "Заболевания: справочник терапевта", не может и не должна заменять очную консультацию врача. Обязательно обращайтесь в медицинские учреждения при наличии каких-либо заболеваний или беспокоящих вас симптомов
  • Выбор лекарственных средств и их дозировки, должен быть оговорен со специалистом. Только врач может назначить нужное лекарство и его дозировку с учетом заболевания и состояния организма больного
  • Сайт MedElement и мобильные приложения "MedElement (МедЭлемент)", "Lekar Pro", "Dariger Pro","Заболевания: справочник терапевта" являются исключительно информационно-справочными ресурсами. Информация, размещенная на данном сайте, не должна использоваться для самовольного изменения предписаний врача