Ищете врача или клинику? Поможем найти!

Пресс-релиз по трансплантации костного мозга (гемопоэтических стволовых клеток)

Пресс-релиз  по трансплантации костного мозга (гемопоэтических стволовых клеток)

Сегодня впервые в Научном центре педиатрии и детской хирургии проводится трансплантация костного мозга двум детям из регионов Казахстана.

С 1993 года в НЦПиДХ проводится высокодозная програмная химиотерапия  для лечения лейкозов и других опухолей детского возраста по Германским протоколам. За эти годы создана мощная жизнеспособная структура, подготовлены высококвалифицированные специалисты, владеющие современными методами диагностики и лечения онкогематологических заболеваний. Специалисты этого центра обучались в лучших клиниках Германии, Израиля, Южной Кореи, Чехии, России, Республике Беларусь.

Полученные результаты лечения лейкозов приближены к результатам разработчиков этих протоколов, т.е. в нашей Республике 75% детей выздоравливают от острого лимфобластного лейкоза. Не так давно, казалось бы, обреченные дети получили шанс на выздоровление.Достигнутые успехи в лечении  детей с онкогематологическими заболеваниями в первую очередь связаны с проведением программной высокодозной полихимиотерапии. Без проведения программной химиотерапии не должен ставиться вопрос о трансплантации костного мозга. Трансплантация костного мозга имеет строгие показания.

Международный опыт показал, что у части больных с онкогематологическими заболеваниями проведение высокодозной химиотерапии наиболее эффективно в сочетании с трансплантацией костного мозга.

Так при резистентных к химиотерапии случаях и при рецидивах острых лейкозов, лимфом, некоторых солидных опухолях методом выбора является трансплантация костного мозга с массивной химиотерапевтической подготовкой.

В 2012 году с введением нового корпуса при Научном центре педиатрии открытоотделение трансплантации костного мозга на 6 коек. Боксы изолированы, в них созданы стерильные условия – создан ламинарный поток воздуха с оснащением HEPА-фильтрами, что обеспечивает доступ высокоочищенного воздуха, поддерживается оптимальная температура, влажность.

При аутологичной трансплантация (АутоТГСК) в качестве источника гемопоэтических стволовых клеток используются «мобилизованные» стволовые клетки периферической крови больного.

Проведена большая подготовительная  работа для проведения трансплантации костного мозга.

Трансплантация гемопоэтических стволовых клеток включает в себя большой комплекс высокотехнологичных последовательных взаимосвязанных процессов:

1. многокомпонентную высокодозную химиотерапию с мобилизацией гемопоэтических стволовых клеток.
  2. Забор стволовых клеток  у пациента, криоконсервирование и хранение.
  3. Проведение протокола кондиционированияс использованием иммуносупрессивной химиотерапии, призванной обеспечить беспрепятственное приживление стволовых клеток, а также комплекса сопроводительной терапии, которая сделала бы максимально безопасным течение посттрансплантационного периода.
  4. Процедуры размораживания итрансплантации ГСКК
  5. Проведение комплекса уникальных лабораторных исследований. Это определение вида трансплантации, HLA-типирование для подбора донора, определение минимальной остаточной болезни, мониторинг приживления гемопоэтических стволовых клеток, основанных на выделении ДНК, цито-молекулярногенетических исследованиях.

Уникальность проводимых трансплантаций в том, что все этапы трансплантации гемопоэтических стволовых клеток, все виды необходимых лабораторных исследований проводятся на базе НЦПиДХ.

Имеется мощная клиническая база на 80 коек с одноместными палатами для детей с онко-гематологическими заболеваниями и их родителей. Для амбулаторного наблюдения больных создан дневной стационар.

Первые аутотрансплантации периферических гемопоэтических стволовых клеток крови в Казахстане при Научном центре педиатрии проводятся совместно с партнерами из Республики Беларусь (г. Минска)имеющих большой опыт работы и навыки по трансплантологии стволовых клеток.

Трансплантация костного мозга даст дополнительный шанс пациентам не поддающихся химиотерапии (с резистентными формами) онкологических, гематологических наследственных заболеваний на излечение.

Глоссарий

Гемопоэтические стволовые клетки - клетки, из которых затем в процессе размножения и дифференцировки формируются все прочие клетки крови (короче - «прародительница» всех клеток крови)

Лимфобластный лейкоз (лимфолейкоз)-злокачественное заболевание, возникающее в результате бесконтрольного размножения незрелых лимфоидных клеток

Лимфома– опухоли лимфоидной ткани

Программная высокодозная полихимиотерапия– специально разработанные схемы лечения злокачественных новообразований с одновременным использованием высоких доз нескольких химических препаратов

HEPА-фильтры  - отангл. High Efficiency Particulate Air или High Efficiency Particulate Absorbing — высокоэффективное удержание частиц — вид воздушных фильтров тонкой очистки.

Стволовые клетки периферической крови- это незрелые клетки циркулирующие в кровотоке из которых впоследствии образуются клетки крови

Проведение протокола кондиционирования-подготовка пациента к трансплантации костного мозга  с проведением интенсивной терапии, которую больной получает непосредственно перед процедурой трансплантации.

Иммуносупрессивная химиотерапия(иммуносупресия - подавление иммунитета) - химиотерапия высокими дозами лекарствдля уничтожения в организме максимального числа опухолевых клеток при трансплантациях по поводу онкологических заболеваний и  подавления иммунитета больного для предотвращения отторжения трансплантата, то есть пересаживаемых донорских клеток.

ГСКК – гемопоэтические стволовые клетки

HLA-типирование– от англ. HLA, Human Leucocyte Antigens — группа антигенов тканевой совместимости. На поверхности практически всех клеток организма представлены молекулы (белки), которые носят название антигенов главного комплекса гистосовместимости (HLA антигены). Название "HLA антигены" было дано в связи с тем, что эти молекулы наиболее полно представлены именно на поверхности лейкоцитов (клетки крови). Каждый человек обладает индивидуальным набором HLA - антигенов. HLA антигены выполняют роль своеобразных "антенн" на поверхности клеток, позволяющих организму распознавать собственные и чужие клетки (бактерии, вирусы, раковые клетки и т.д.) и при необходимости запускать иммунный ответ, обеспечивающий выработку специфических антител и удаление чужеродного агента из организма.

Цито-молекулярногенетические исследования -высокочувствительные диагностические технологии ультрамикроанализа, основаны на анализе структуры ДНК или РНК человека, для обнаружения унаследованных или приобретенных дефектов (мутаций) генов, выявлении в биологических жидкостях и тканях организма пациента вирусной или бактериальной нуклеиновой кислоты (установление факта наличия в организме возбудителя инфекционного заболевания); дают возможность обнаружить повреждение в структуре конкретного гена.

Спикеры:

НУКУШЕВА САУЛЕ ГАЛИМОВНА – директор НЦ педиатрии и детской хирургии, доктор мед.наук, профессор

БОРАНБАЕВА РИЗА ЗУЛКАРНАЕВНА – зам.директора НЦ педиатрии и детской хирургии, главный детский гематолог РК, д.м.н.

ОМАРОВА КУЛЯН ОМАРОВНА – руководитель онко-гематологического центра при НЦ педиатрии и детской хирургии, д.м.н., профессор