Раннее развитие или обучение? Почувствуйте разницу!

Раннее развитие или обучение? Почувствуйте разницу!

Сегодня модно, едва оторвав кроху от груди и горшка, вести его в самые разные группы развития, учить буквам и цифрам, чтению и арифметике. Малыш только начинает говорить, а родители мечтают услышать, как он декламирует «Онегина», называет произведения импрессионистов и легко перечисляет планеты солнечной системы в возрастающем порядке.
Утрирую? Нисколько, а все дело в том, что на теме раннего развития сегодня слишком много псевдопрофессиональных спекуляций. В результате мы получаем не гармонично развитую личность, а маленького невротика, накачанного энциклопедическими знаниями, которому трудно общаться с окружающими.
Существует принципиальная разница между ранним развитием и обучением.
Первое - способствует формированию психики ребенка, готовит ее к восприятию самой разной информации, ее обработке. Второе - ничто иное, как процесс передачи знаний и умений
Конечно, развитие и обучение в правильном соотношении и с учетом возраста крохи вещи взаимодополняющие, но все-таки когда речь идет о раннем и младшем дошкольном возрасте, то именно развитию, а не обучению следует отдать пальму первенства.
Итак, давайте познакомимся с методиками, чтобы представлять себе их содержание, сильные и слабые стороны.
Мария Монтессори
Монтессори - известный итальянский педагог, разработавший целую педагогическую систему. Свою первую школу она открыла в 1907 году и занималась там с больными и умственно отсталыми детьми. Со временем методика распространилась и на здоровых детей. Основной метод обучения, который она использовала, был метод самопознания и саморазвития. Когда не педагог ведет за собой ребенка, а, напротив, сам следует за малышом, который исследует организованное вокруг него пространство. А на помощь маленькому «любознателю» педагог приходит только тогда, когда в этом возникает необходимость. Таким образом, основные усилия воспитателя направлены не на обучение, а на создание вокруг ребенка такой «развивающей» обстановки, которая исподволь побуждала бы его идти и самостоятельно познавать окружающий мир. Познавать и взаимодействовать с ним.
С рождения малышу предоставляется максимальная свобода сначала в движении, а затем, по мере его развития, и во всем остальном. Очень важным, по мнению Монтессори-педагогов, считается развитие восприятия. Поэтому огромное внимание уделяется развитию всех органов чувств. С этой целью было разработано множество специальных пособий, игр, манипулируя и играя с которыми ребенок «включает» те или иные навыки. Все они сделаны из натуральных мате- риалов.
Развитие детей «по Монтессори» идет в пяти основных направлениях: сенсорика, или развитие органов чувств, навыки практической жизни, среди которых особое место уделяется поддержанию порядка во всем, математика, родной язык и космическое воспитание (азы географии, биологии, физики, химии). Кроме этого, могут быть организованы занятия музыкой, иностранным языком, рисованием, но определяющим фактором является интерес самого ребенка к этому виду деятельности.
По всему миру существуют множество садов, работающих по системе Монтессори, есть они и у нас. Но в нашей стране, за редким исключением, чаще всего методика используется, как одна из частей педагогического процесса.
В целом, эта методика - сильный развивающий инструмент. Правда, актуален он, прежде всего, в раннем и младшем дошкольном возрасте. Тогда, когда психический процесс восприятия формируется активнее всех остальных. Но потом ребенку этого становится мало. Достаточно пассивная позиция педагога не удовлетворяет потребности маленького ученика во взаимодействии и общении. В общем, Методика Монтессори, в ее оригинальном исполнении, тем меньше удовлетворяет потребности ребенка, чем старше он становится. Да и школ, работающих по этой системе, у нас в стране раз, два и обчелся. А переключиться: стать ведомым вместо ведущего - малышу достаточно сложно.
По результатам наблюдений, дети, воспитывавшиеся в Монтессори-садах, испытывают гораздо больший стресс в адаптационный период, чем малыши, пришедшие в школу из других садиков. Хочу подчеркнуть: это не плюс и не минус данной методики. Это объективный взгляд на происходящее.
Глен Доман
Глен Доман - американский военный врач. В сороковых годах в «Институте развития ребенка» он начал заниматься лечением и развитием детей с травмами головы. Свою систему он построил на выводах о том, что, стимулируя один из органов чувств, можно спровоцировать активность мозга ребенка в целом. Он разработал карточки, на которых крупным красным шрифтом были написаны небольшие слова. Их показывали детям в течение нескольких секунд несколько десятков раз в день, таким образом ребенок, незаметно для себя, овладевал навыком чтения довольно рано. Кроме того, у больных малышей повышалась и познавательная, и двигательная активность. Эти приемы Доман решил «опробовать» на здоровых детях. Результаты были еще более впечатляющими. Детский мозг находится в состоянии активного роста на протяжении первых семи лет жизни. В возрасте двух-четырех лет он перерабатывает просто колоссальный объем информации.
Опираясь на эти выводы, Доман предлагал показывать крохам карточки с красными точками и громко называть их количество, развивая так математические представления о составе числа. А также картинки, содержащие энциклопедические знания. Любая карточка предъявляется карапузу без какой-либо мотивации и громко называется то, что на ней изображено. Так же, опираясь на зрительный анализатор и механическую память, ребенок запоминает слова иностранного языка, физические формулы и другую информацию.
Рациональное зерно в этой методе есть, но и минусы очевидны. Главный состоит в том, что этот метод граничит с элементарным «натаскиванием». Знания ребен-ку навязываются. У него не развивается ничего, кроме зрительной памяти. Малыш не учится думать, применять знания, что делает их бесполезными.
Глену Доману принадлежит также система физического развития. Ее основной принцип - полная свобода физических манипуляций с рождения. Доман утверждал, что физическое развитие стимулирует умственное, поэтому в методике оба фактора были неотъемлемы друг от друга.
И снова оговоримся, что история этой методики - это лечение больных детей. Поэтому и не стоит относиться к ней как к полноценной педагогической системе - она никогда ею не была, да и не претендовала на этот статус. Одна француженка, мама двоих дочек Сесиль Лупан, используя методику Глена Домана для развития и обучения своих девочек, постаралась переделать ее так, как ей казалось наиболее разумно и эффективно. Основываясь на тех же методах, она предлагала давать детям лишь ту информацию, которая в данный момент им интересна. Женщина придала «душевность» методике известного врача. Обобщив свои знания и выводы, она издала книгу «Поверь в свое дитя».
Вальдорфские или Штайнеровские школы
В Германии, в 1919 году философ и мыслитель Рудольф Штайнер организовал для детей из рабочих семей свою первую школу. Его педагогические взгляды основывались на антропософских представлениях (антропософия - человекознание, духовная наука о человеке). Основная идея - уважение к периоду детства, тесная связь с природой и окружающим миром. Огромное внимание уделяется нравственному, духовному развитию маленького человека.
Цель методики: воспитание личности, способной мыслить творчески, обходясь при этом малым.
Развивающей и воспитывающей средой считается окружающий мир. Тут нет особых игрушек, пособий или развивающих материалов. Используется все то, что находится вокруг. Так у малыша формируется ощущение сопричастности ко всему, что происходит вокруг, понимание себя как части мира. Нет в этой педагогической системе и строгих дисциплин, чтения или математики, все взаимосвязано. Знания как бы впитываются ребенком, а задача воспитателя - направлять этот естественный процесс. Весь дошкольный период с детьми вальдорфских детских садов работает только один педагог: он и поет, и рисует, и считает, и читает, и играет с ними. Воспитатель знает индивидуальные особенности каждого ребенка и сам решает, как и чему учить малыша. В штайнеровских школах даже в средних классах нет учебников, дети ведут одну большую тетрадь по всем предметам, она же - учебник. Основной способ передачи знаний детям основан на восприятии. Ребенок должен увидеть нечто, прочувствовать, пережить, удивиться и вслед за этим осознать.
И хотя штайнеровские школы не имеют непосредственного отношения к раннему развитию, именно для маленьких детей они являются оптимальными. И совсем не обязательно, сбиваясь с ног, искать по городу специальный садик. Любая мама способна со своей крохой выйти на улицу, в лес ли, в город, к реке, взять в руки простой осенний листок и на нем одном показать и многообразие цветов, и познакомить с формой. Не усаживая кроху за стол и не кладя перед ним никаких тетрадей, а просто на шишках, палочках, прутьях забора, окнах в домах. И это будет не просто пустая информация, а система взаимосвязанных представлений о себе и своем месте в окружающем мире.
Штайнеровские школы часто подвергаются критике за то, что не формируют у детей мотивации к учебной деятельности. Кроме того, они не дают систематизированных, реальных знаний, позволяющих ребенку в дальнейшем поступить в среднюю школу. Вряд ли можно назвать эти претензии абсолютно справедливыми, но одно совершенно очевидно: детям, которые провели дошкольные годы в вальдорфских детских садах, не просто сложно, а очень сложно учиться в обычных школах.
Система Никитиных
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины - педагоги-новаторы, родители семерых детей - разработали очень интересную систему развивающих игр. Она признана отечественной педагогикой, так как действительно приносит плоды. Никитиным же принадлежит система раннего физического воспитания, отношение к которой менее единодушно, чем к их педагогическим новаторствам.
Система развивающих никитинских игр интересна тем, что рассчитана на совместную игру родителей и детей. На одном и том же материале, например, на всем известных кубиках, можно решать развивающие задачи, актуальные для детей от 1,5 до 7 лет. Более того, их можно использовать в качестве головоломок для школьников. Благодаря одному только принципу «семейственности» эти игры уже имеют право называться мощным развивающим инструментом. Другой их принцип - от простого к сложному. Задача, которая ставится перед ребенком, усложняется на каждом новом этапе игры. Благодаря этому она постоянно остается интересной для малыша. Никитинские игры и головоломки не только формируют и развивают познавательные психические процессы. Они дают крохе знания, стимулируют с самого маленького возраста развитие познавательного интереса.
В большинстве своем игры Никитиных направлены на развитие логического и образного мышления, поэтому, несмотря на их педагогическую ценность, они не могут использоваться как единственное педагогическое пособие для развития ребенка. Идеально, если ими будут дополнены другие методики, решающие проблемы всестороннего развития маленькой личности.
Интересен тот факт, что подавляющим большинством разработчиков идеи раннего развития являются мужчины: Глен Доман, Масару Ибука, Никитин, Зайцев, Чарковский, Гуттерман. Однако сегодня в психологии и психиатрии доказано, что, в отличие от женщины, мужчина не способен к идентификации себя с ребенком раннего возраста. Идентификация с ребенком - это особое состояние женщины-матери, позволяющее ей точно понимать все потребности малыша. Именно поэтому в древних обществах мужчина допускался к воспитанию только после исполнения ребенку 3, а то и 7 лет. В некоторых русских деревнях для мужчины считалось позором принимать участие в воспитании детей до 3 лет. Отец мог баловать маленького ребенка, но не мог воспитывать или учить его. Известно также, что мальчики переходили на мужскую половину не ранее исполнения им 5-6 лет.
Кубики Зайцева
Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику раннего обучения чтению. Она основана на складовом принципе. Что это значит? Малыш, который пытается сказать первые слова, никогда не произносит отдельные буквы, чтобы потом их соединить. В детском лепете тоже не услышишь отдельных букв, только слоги.
Однако традиционный способ обучения чтению основан на расчленении этих неделимых звукоречевых единиц на отдельные элементы. Получается, что этот метод противоречит природе развития речемоторных навыков у ребенка. В методической основе кубиков Зайцева лежит природная потребность детей в игре. Ребенок овладевает знаниями, исследуя предметы всеми возможными способами: он их нюхает, пробует, слушает, разглядывает, бросает, трогает. Кубики Зайцева отвечают этим потребностям. Они различаются по цвету, размеру и даже звуку! Таким образом, ребенок учится различать гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. При этом кроха не сидит за столом, а играет. Он строит слова, а нам, взрослым, кажется, что он их складывает, пишет. Представьте себе, на каждой стороне кубиков написан склад. Играя с ними, ребенок постепенно запоминает их. А потом вы предлагаете ему сварить из кубиков суп! Ну какой малыш устоит перед этой идеей? Ставите большую кастрюлю и говорите, что для супа нужна вода. Кроха ищет кубик со складом ВО, а потом ДА. Помешал, потом несем лук - сначала ЛУ, потом К. И так далее. А как смеется малыш, пытаясь сложить свое имя. Вы говорите ему: «Нет, ты не Коля, ты Каля». Кроха хохочет, но раз и навсегда запоминает, что КО - это КО, а КА - это КА.
В результате в два с половиной года маленький человек хорошо читает и даже не подозревает об этом!
Эта методика хороша еще и тем, что она абсолютно соответствует главному педагогическому принципу « Не навреди!» Наряду с кубиками, для более старших детей, Зайцев использует таблицы со складами, по которым дети не читают, а поют, следя глазками за указкой, - этот метод решает проблему техники чтения, столь актуальную для нашего образования.
И еще один очень важный момент. Сам Николай Александрович, занимаясь с детишками, объединял в группы «отстающих» от своих сверстников малышей и через короткий промежуток времени они не только догоняли «отличников», но и начинали опережать их в развитии. Именно эта задача является центральной для любой развивающей методики, так как отражает не сумму знаний, а динамику их формирования.
Кроме всего прочего, у Зайцева существуют методики формирования математических представлений и ознакомления с окружающим миром. Они работают не менее успешно, чем методика обучения чтению. Примечательно и то, что автор намеренно не писал готовых занятий, а подчеркивал, что дает педагогам технологию, которую они, в зависимости от своих творческих способностей, могут искусно «вплетать» в образовательно -воспитательный процесс.
На основе методики Зайцева Елена Данилова разработала игровые занятия по обучению чтению малышей первого года жизни. В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что цель любой развивающей методики - развитие малыша. Не стоит ждать, что чадо сиюминутно обрадует вас феноменальными способностями или продемонстрирует невероятные знания.
Просто, если вы правильно и технологично будете использовать те или иные методы, не подменяя развитие обучением, то психика крохи будет интенсивно развиваться, и в назначенный природой час количество обязательно перерастет в качество!
Удачи вам!

Кузнецова Анастасия, педагог-психолог
Nanya.Ru

24.09.2007
просмотров 5422