Ребенок – левша

Ребенок – левша

Я не спорю, он действительно праворукий, и в большинстве действий правая рука ведущая, а левая только помогает или вообще не участвует. Правда, если с ребенком пообщаться подольше, то окажется, что некоторые действия ему удобнее делать левой, например, отвинчивать пробку - правой держать пузырек, а левой вращать, или правой держать иголку, а левой целиться ниткой в игольное ушко. В обоих случаях левая рука оказывается главнее, она точнее выполняет работу.

О правшестве и левшестве в быту судят по руке. Ест, пишет, рисует правой - значит правша. Правда, нередко вспоминают, что ребенок начинал с левой руки, потом переучили или сам переучился. Кстати, до 5 лет "левые" признаки естественны, потому что правое полушарие мозга, командующее левой половиной тела, к рождению развито лучше. А левое полушарие, отвечающее за правшество, постепенно дозревает.

Во взаимоотношения полушарий лучше не вмешиваться, они сами разберутся и распределят обязанности. Но поинтересоваться устройством мозга не вредно, а перед школой может оказаться и весьма полезно. Рука - орган важный, но вовсе не главный представитель мозга. Руки скорее исполнители, они могут многому научиться, но только по команде мозга. А вот какая команда придет к рукам, зависит от того, сколько и какой информации попадет в мозг, как полушария ее переработают и какие действия сочтут нужными. Основным информационным каналом являются глаза. В общем-то, они - часть мозга, выдвинутая вперед.

Наше зрение устроено так, что каждый глаз посылает информацию в оба полушария, но не поровну. В свое - где-то одну десятую часть, остальное - в противоположное. У каждого человека есть так называемый ведущий глаз. Он нацеливается на предмет. А второй, "подчиненный" глаз определяет пространственные характеристики предмета, форму, объем, расстояние. По функциям наши глаза совсем не равнозначны. Не зря никому не пришло в голову делать оружейные прицелы сразу на два глаза. И поля зрения со стороны "ведущего" и "подчиненного" глаза для мозга тоже не равнозначны. То, что находится в поле зрения ведущего глаза, становится более значимой информацией.

Но вернемся к нашему сенсорному левше. У этого ребенка ведущий левый глаз и ведущее левое ухо. Семья бьется, готовя его к школе, а он буквы наизнанку пишет, читать пытается справа налево. Если леворукость встречается у одного из десяти, то левоглазые составляют 25-30%. Вот эти дети и становятся объектом "репрессивной педагогики", как называли еще совсем недавно нашу систему образования на Западе. Им будут ставить двойки за то, что их мозг иначе перерабатывает информацию. Школа не интересуется нейропсихологическими особенностями детей. Ведущее ухо не столь жестко распределяет информацию, но для обучения имеет большое значение. Левоухие лучше воспринимают интонации, "музыкальную" составляющую речи, но им сложно проводить звуко-буквенный анализ, при письме они могут заменять близкие по звучанию буквы.

Левшество очень многообразно. Оно может быть генетическим и у каждого члена семьи проявляться разными сочетаниями. Нередко встречается так называемое "компенсаторное" левшество. Это случается при нарушениях внутриутробного развития, осложненных родах, родовых травмах. Левый мозг как более хрупкое образование страдает больше, и тогда его функции берет на себя правый мозг, но уже по своим законам.

Труднее всего в школе приходится левоглазым мальчикам. Они трудно обучаются по стандартным методикам письму и чтению. Нередко грамотность для них остается недоступной. Они не любят читать, потому что правый мозг не воспринимает отдельные слова, ему нужен смысл! Многие из этих детей хорошо читают про себя, но техника чтения им не дается. Рекомендации "читать десять раз подряд" отвращают от чтения навсегда. Если левоглазый ребенок в классе у окна, то даже списывание с доски окажется проблемой. Ведь актуальнее поле зрения за окном. У левоухих всегда проблемы с диктантами. Понимая смысл, они с трудом превращают слова в буквы. В основном это проблема девочек. Так уж устроен мозг, что для мужчины важно зрение, а для женщины слух. Еще есть левоногость, но это для спортсменов.

Вашему ребенку почти или уже шесть лет. До школы осталось немного. В марте-апреле его надо записать в школу. Но в какую? Мы не даем советов, как определить особенности организации мозга вашего ребенка. Если каждого ребенка протестировать на левшество-правшество по десяти пунктам (глаза, уши, руки, ноги и пр.), то получится, для тех, кто не забыл математику, 10-факториал вариантов, т. е. около 4 миллионов. И в этом огромном количестве, с учетом всех особенностей ребенка, под силу разобраться только специалистам.

02.02.2010
просмотров 4375