Детский аутизм. Признаки и диагностика аутизма

Детский аутизм. Признаки и диагностика аутизма

 

Количество детей со сложными расстройствами развития за это время почти не изменились (4-5%), их развитие может быть приближено к нормальному лишь при условии правильного воспитания и специальной учебы.

К детям с проблемами развития принадлежат дети:

  • с нарушениями интеллекта (умственное отсталые)
  • с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психического развития)
  • с нарушениями слуха
  • с нарушениями зрения
  • с нарушением опорно-двигательного аппарата
  • с нарушением вещания
  • с эмоциональными расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием психики)
  • с нарушениями поведения и деятельности
  • с тяжелыми комплексными нарушениями.

Моя цель — рассказать Вам немного о раннем детском аутизме.

Детский ранний аутизм — клиничний синдром, впервые описанный Каннером, который в 1943 р исследовал одиннадцать похожих случаев. Благодаря последователей — австрийца Аспергеру и россиянина Мнухину — сегодня мы имеем достаточно информации об этом заболевании.

Основные признаки детского аутизма

  1. Прирожденная несостоятельность ребенка к установлению аффектного контакта путем взгляда, мимики, жестов, при этом не обусловленное низким интеллектуальным уровнем.
  2. Стереотипность поведения .
  3. Не обычные реакции на раздражители.
  4. Нарушение общения либо словесного развития.

Особенно ярко проявляется аутизм в возрасте 3-5 лет. Сопровождается это заболевание страхами, негативом, агрессией. Дальше острый период изменяется нарушениями развития интеллектуального и личного.

Детский аутизм. Признаки и диагностика аутизма.Дефект в системе, которая отвечает за восприятие внешних стимулов, вынуждает ребенка заостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. Это тяжелая аномалия психического развития ребенка, который характеризуется в первую очередь нарушением контакта с окружающими, эмоциональной холодностью, перверсией интересов, стереотипностью деятельности. Одним из решающих и диагностически важных признаков заболевания — это появление симптомов в возрасте до 2,5 лет.

Понятие «аутизм» употребляется также и в широком смысле на обозначение крайнего отчуждения, уходу в себя. Ранний детский аутизм можно спутать с некоторыми другими проблемами, которые встречаются у детей.

Во-первых, почти у каждого аутического ребенка в возрасте младенца подозревают глухоту или слепоту. Эти подозрения вызваны тем, что она, как правило, не отзывается на свое имя, не выполняет указания взрослого, не сосредоточивается с его помощью.

Однако подобные подозрения быстро рассеиваются, поскольку родители знают, что отсутствие реакции на социальные стимулы часто возникают у их ребенка из-за «сверхувлеченностью» определенными звуковыми и зрительными впечатлениями, вызванными, например, восприятием шороха, музыки, света лампы, теней, узора обоев на стене — их особенное значение для ребенка не оставляет у близких сомнений, что ребенок может видеть и слышать. Для нормального ребенка, социальные стимулы чрезвычайно важны. Он прежде всего отзывается на то, что передает другой человек. Аутичный ребенок, напротив, может игнорировать близкого человека и чутко отзываться на другие стимулы.

С другой стороны, в поведении детей с нарушениями зрения и слуха также могут отмечаться однообразные действия, такие, как раскачивание, раздражение глаза или уха, перебирания пальцами перед глазами. Также, как и в случаях детского аутизма, эти действия несут функцию аутостимуляции, которая компенсирует недостатнисть реального контакта с миром. Однако мы не можем говорить о детском аутизме, пока стереотипность в поведении не сообщается с трудностями в становлении эмоционального контакта с другими людьми, понятно, на доступном для ребенка уровни, с помощью доступных ему средств. Необходимо также отметить, что возможно действительное соединение детского аутизма или, по крайней мере, аутистичних тенденций с нарушениями зрения и слуха. Так бывает, например, при врожденной краснухе.

Во-вторых, часто возникает необходимость соотнести детский аутизм и умственную отсталость. Ведь известно, что детский аутизм может быть связан с разными, в том числе даже низкими, количественными показателями умственного развития: две трети детей с аутизмом при обычном психологическом обследовании оцениваются как умственно отсталые (а половина из них — как глубоко умственно отсталые).

Необходимо, однако, понимать, что нарушение интеллектуального развития при детском аутизме имеет качественную специфику: при количественно ровном коэффициенте умственного развития ребенок с аутизмом в сравнении с ребенком олигофренией может обнаруживать намного большую смекалку в отдельных отраслях, с одной стороны, и значительно худшую адаптацию к жизни в целом, с другой. Ее показатели согласно отдельным тестам будут сильно отличаться друг от друга.

Чем ниже коэффициент умственного развития, тем выразительнее будет разница между результатами в вербальных и невербальних заданиях в интересах последних.

В-третьих, в некоторых случаях необходимо выделять речевые трудности при детском аутизме от других нарушений речевого развития. Часто первые тревоги возникают у родителей детей-аутистов именно в связи с необычностью их общения: странная интонация, своеобразные речевые штампы, перестановка местоимений...

Глубоко аутичный ребенок не сосредоточивается на обращенное к нему внимание(обращение), оно не является инструментом организации его поведения.

Самым главным признаком аутизма у детей является характерное для глубоко аутического ребенка глобальное нарушение коммуникации: в отличие от ребенка с чисто речевыми трудностями, аутист не пытается выразить свои желания вокализом, взглядом, мимикой или жестами. В-четвертых, как для профессионалов, так и для родителей важно разграничивать детский аутизм и шизофрению.

С их смешиванием связано большое количество не только профессиональных проблем, но и личных переживаний в семьях аутических детей. Западными специалистами связь детского аутизма и шизофрении полностью отрицается. Известно, что шизофрения является наследственным заболеванием. Проведенные исследования показали, что среди родственников аутических детей нет случаев заболевания шизофренией.

Ребенок, который страдает шизофренией, может не иметь трудностей, специфических для синдрома детского аутизма. Развести «стабильные» и «текущие» формы внутри самого синдрома ранний детский аутизм позволяет длительное наблюдение за развитием ребенка. Позитивная тенденция развития наблюдается именно при аутизме.

Наконец, в-пятых, необходимо остановиться на различении синдрома детского аутизма и нарушения общения, обусловленные особенными условиями жизни, воспитания ребенка. Такие нарушения могут возникнуть, если еще в раннем возрасте ребенок не имеет самой возможности установить эмоциональный контакт с близким человеком, то есть в случае так называемого детского госпитализма.

Известно, что недостаток впечатлений и эмоциональных контактов с людьми часто вызывает серьезную задержку психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах. У них возможным является также развитие особенной стереотипной активности, которая направлена компенсировать недостаток контактов с миром. Однако стереотипные действия не носят при госпитализме такой утонченный характер, как при детском аутизме: это может быть, скажем, просто упрямое раскачивание или сосание пальца.

Принципиально здесь то, что ребенок с госпитализмом, попав в нормальные условия, может компенсироваться, в сравнении с аутичным ребенком, намного быстрее, таким образом, у него отсутствуют внутренние препятствия для эмоционального развития.

Другой причиной психогенного нарушения общения может быть негативный невротичный опыт ребенка: перенесенная травма, несостоятельность во взаимодействии с другим человеком. Нарушение общения здесь, как правило, выборочное и касается именно отдельных, тяжелых для ребенка ситуаций. Даже если невротичный опыт повлек выборочный мутизм, то есть мутизм, который оказывается лишь в особенных обстоятельствах (во время ответа на уроке, при общении с чужими взрослыми и тому подобное), то и тогда у ребенка с нарушениями психогенного характера контакт с близкими, с детьми в игровой ситуации может сохраняться. А в случае детского аутизма возможность коммуникации нарушена в целом, причем найтруднейшим для таких детей является организация игровых контактов со сверсниками. У детей с ранним детским аутизмом IQ в более, чем в двух третях случаев меньше 70.

Все о медицине

27.01.2011
просмотров 15581