Ошибки родителей гиперактивных детей

Ошибки родителей гиперактивных детей

Гиперактивные дети постоянно в движении. Вот как одна мама  сказала о своем гиперактивном ребенке:

«Мой сынуля постоянно в движении. Мультик смотрим — прыгаем, кувыркаемся, кушаем — и под столом, и на столе, бегаем из комнаты в комнату; играем тоже с прыжками, кувырками. В целом ни минуты для того, чтобы он посидел спокойно. Все время в движении. Станешь ругать, просить по-хорошему — нервничает; объяснять, что опасно, что можно, а что нельзя,- злится. Кушает плохо, но зато без конца пьет жидкость. Врач говорит, что он просто гиперподвижный ребенок. Перерастем ли мы это или оно останется? Это болезнь или нет?»

Как видим, вопросов действительно много, да и не легко, действительно приходится родителям гиперактивных детей.

Что такое гиперактивный ребенок?

- Это постоянно бегающий, болтающий без умолку малыш, который ни на секунду не прекращает движения: если он не носится по комнате, как угорелый, значит, он резво болтает ногами под столом, ерзает на стуле и нервно барабанит пальцами по столешнице. Некоторое облегчение наступает, когда он, наконец, ложится спать, но и сна ему требуется гораздо меньше, чем другим детям, даже в младенчестве. Это кратко и на бытовом языке. Теперь давайте посмотрим на маленьких живчиков глазами медиков.

Они знают, что в человеческом мозгу есть особая система, называемая ретикуляционная формация. От нее зависят процессы торможения и возбуждения, которые при правильном формировании действуют согласованно. Чтобы было понятнее, пример: практически каждый человек днем бодрствует, а ночью спит. Есби бы у нас преобладал процесс томожения, то мы засыпали бы на ходу, а если бы главенствовало возбуждение, то крутились бы, словно юла.

Так вот у гиперактивных детей по ряду причин эти самые процессы полностью «не созревают», следовательно они руководять поведением ребенка так, что не дают ему возможности долго усидеть на одном месте. Нередко этим расстройствам сопутствуют сниженная самооценка, затрудненность в чтении и трудности в учебе, плохая координация и недостаточный мышечный контроль, что при безрасудном поведении этих малышей приводит к травмам.

Проблема гиперактивности доставляет очень много хлопот всем: и окружающим, и родителям и самому ребенку. Ждать что гиперактивный ребенок «перерастет» не имеет смысла. Сегодня он не может провести и пяти минут за обеденным столом, а завтра не сможет отсидеть положенный час за школьной партой — и эти нагрузки будут постоянно расти. Только малыш преодолеет одну трудность, как тут же возникает другая. Важно помочь ребенку научиться поступательно справляться с этими нагрузками, и начинать можно как можно раньше.  Об этом чуть позже во второй части статьи.

Оссобенности гиперактивных детей

Врачи выделяют три основных оссобенности:

1. Повышенная активность.

2. Нарушение внимания. Ребенок прерывает начатые дела на середине и не доводит их до конца, постоянно переходит от одного занятия к другому, не слушает, когда к нему обращаются, не может выдержать длительную воспитательную тираду до конца, собраться, поэтому избегает заданий, связанных с умственными усилиями, теряет вещи и бывает забывчив.

3. Импульсивность. Гиперактивные дети начинают отвечать, не дослушав вопроса, не способны дождаться своей очереди, часто вмешиваются и прерывают взрослых, не могут подчиняться общим правилам.

Основная ошибка и родителей, и педагогов — требовать от гиперактивного ребёнка выполнения такой сложной задачи, как быть одновременно внимательным, усидчивым и сдержанным. Гиперактивный ребенок физически не может одновременно быть сконцентрированным, усидчивым и контролировать свои импульсы.

Отсюда три обязательных условия:

1. Работая с малышом, обучая его подметать полы, считать, писать буквы, постарайтесь выбрать игровую форму занятий. Вспомните историю Тома Сойера, который превратил нудное занятие покраски забора в источник обогащения.

2. Не требуйте сразу слишком много. Например, если хотите, чтобы ребенок был внимательным, постарайтесь не замечать его ерзаний на табурете, попыток привязать вас к стулу веревочкой и т. д. В другой раз вы будете тренировать навык усидчивости и поощрять ребенка только за спокойное поведение, не требуя от него в тот момент активного внимания. Контроль же за детской импульсивностью не должен сопровождаться ограничением возможности получать мышечную радость и допускать некоторую рассеянность. Ребенку скучно стоять рядом с вами, пока вы говорите с тетей? Пусть бегает, прыгает, переминается с ноги на ногу, главное требование — не перебивать старших до конца разговора, не хватать вас за полу плаща с воплем: «Мама, хватит, пошли отсюда».

3. Не принуждайте ребенка просить прощения и давать обещания, вроде: «Я буду хорошо себя вести» и «Я буду послушным». Лучше договориться, что с сегодняшнего дня он не будет больше пинать стул, будет складывать игрушки на место. Пока не отработаете этот пункт, не переходите к следующему.

К сожалению, родителям гиперактивных деток частенько приходится испытывать стыд за поведение ребенка в общественных местах, они переживают, что их чадо опять надо распекать после беседы с педагогом. Уверенность, что вашего малыша не отвергают, а принимают таким, каков он есть, поможет вам самим его лучше понять и принять.

medicsovet.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Обсудите эту тему в группе С детьми и для детей

20.07.2012
просмотров 7136