Когда ребенок не хочет идти в школу
Школьная тревожность, школьная фобия, отказ от посещения школы, школьный невроз… Названия разные, но проблема одна: ребенок отказывается ходить на занятия. Он воспринимает школу не как место, где он общается с ровесниками и получает знания. Для него она — постоянный источник страхов и стресса. Как быть в этой ситуации?
Сначала родители должны научиться отличать тревогу от тревожности. Эпизодические проявления беспокойства перед, например, важной контрольной или выступлением на празднике — нормальная реакция. Тревожность же — это постоянное беспокойство, перерастающее в нежелание идти на уроки. Ребенок каждое утро чувствует себя подавленным, его не радует предстоящий день, он ищет повод не идти в школу. При этом в выходные или на каникулах ведет себя совершенно нормально.
Большинство детей не могут или не хотят объяснить, в чем дело. Но каждое утро у них «болит живот» или «поднимается температура». И зачастую это не симуляция — при сильной тревожности все симптомы появляются на самом деле. Родителям придется самим определить причину такого состояния.
Почему ребенок отказывается идти в школу
У первоклассников проблема обычно в трудностях с социальной адаптацией. Ребенку просто некомфортно в незнакомой обстановке и хочется домой, где все понятно и знакомо. Особенно часто так бывает в семьях, где родители долгое время ограждали малыша от трудностей и реалий жизни. В итоге ребенок чувствует себя чужим в школе: не может найти общий язык со сверстниками и не знает, как общаться с учителями.
В этом случае нужно активно заниматься социализацией ребенка, просить его выполнять простые поручения: сходить в ближайший магазин, съездить с
Еще ученики младших классов часто боятся не оправдать ожидания родителей и переживают, если у них
Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму
Важно не предъявлять ему завышенных требований, не ругать за мелкие оплошности и объяснять, что не у всех все получается с первого раза. Рассказывайте о своих трудностях в учебе и о том, как вы с ними справились. Период адаптации длится от месяца до полугода, после него уровень тревожности у младших школьников обычно приходит в норму.
Второй переломный момент случается при переходе в старшие классы. Но тревожность подростка по отношению к школьной жизни может быть и проявлением особенностей характера. Какие ситуации чаще всего становятся поводом для переживаний?
- Ребенок боится, что дома его накажут за низкие оценки или плохое поведение
- Он стесняется отвечать у доски, боится публично допустить ошибку, опасается, что все над ним будут смеяться
- Не может найти общий язык с кем-то из учителей, сталкивается с насмешками, упреками, придирками, заниженными оценками и невнимательным отношением
- Чувствует себя слабым и незащищенным, например, боится, что старшеклассники могут отобрать деньги или будут дразнить из-за немодной одежды
- Ощущает себя не таким, как все, не может влиться ни в одну компанию и становится изгоем
- Ребенок заражается тревожностью от близких. Например, мать очень переживает по поводу отметок, постоянно напоминает, что «важно хорошо учиться, иначе не поступишь в университет и станешь дворником»
- У него синдром отличника, он старается быть лучшим, постоянно конкурирует с другими учениками и в итоге перегружен заданиями
Когда ребенок не хочет идти в школу. Источник: psychologies.ru |
Главная ошибка родителей в любой из этих ситуаций — не уделять проблеме внимания или считать, что «само пройдет». Некоторые школьники в состоянии самостоятельно справиться с проблемой, адаптироваться к ситуации, найти себя и свое место в школьной жизни. Они адекватно реагируют на неудачи, не переживают по поводу отметок или замечаний. Но большинству нужна помощь.
Как родитель может помочь?
Для начала очень важно понять и принять тревогу ребенка. Помните: он имеет на нее полное право.
1. Искренне, не ради галочки интересуйтесь жизнью, мыслями, чувствами, страхами ребенка. Научите его рассказывать о них. Узнайте, какие уроки и почему он любит. В этом заслуга учителя или ребенка интересует сам предмет?
Расспрашивайте не только об оценках, но и о том, как и за что их поставили. Какие эмоции вызвала оценка — гордость, разочарование, злость, стыд? Уметь распознавать и описывать свои эмоции — очень важный навык, который пригодится не только в школьной жизни.
2. Объясните сыну или дочери, что нормально не знать
3. Даже если детские проблемы не кажутся серьезными, важно признать право ребенка на них. Не обесценивайте проблему: «Подумаешь, забыл выучить стихотворение». Но и не раздувайте из мухи слона: «Как ты мог не выучить стих? Почему ты все время все забываешь? В кого ты такой безответственный?»
Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию
4. Не спешите звонить директору школы или родителям одноклассника, который дразнит вашего ребенка. Не вмешивайтесь в ситуацию без явной необходимости. В крайнем случае сделайте так, чтобы сын или дочь об этом не узнали.
Всегда думайте о последствиях такого вмешательства. Порой оно может усугубить ситуацию. К тому же так вы не научите ребенка самостоятельности.
5. Учите ребенка делать выводы из неприятных ситуаций — плохой оценки, ссоры с одноклассником, перебранки с учителем. Приобретенный опыт поможет избежать еще больших неприятностей.
6. Будьте для ребенка примером. Делитесь с ним своими тревогами, переживаниями, трудностями на работе и рассказывайте, как вы их преодолеваете. Учите ребенка — и учитесь сами! — расслабляться и адекватно выражать негативные эмоции. Запомните: у спокойных счастливых родителей — уравновешенные дети.
7. В отдельных случаях, если родители не могут помочь или грамотно разобраться в ситуации, лучше не затягивать и обратиться к психологу.
Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!
Понравился материал? Будем благодарны за репосты