Все о раке крови (лейкемии, лейкозе) у взрослых и детей и его лечении

Причины рака крови не известны, но ученые предполагают, что развитию лейкемии могут способствовать радиационное облучение, курение, контакт с некоторыми химическими веществами и прием некоторых лекарств.

Основные симптомы лейкемии это: необъяснимое и длительное повышение температуры тела, частые инфекционные заболевания, увеличение лимфатических узлов, боли в костях и суставах, носовые кровотечения, повышенная кровоточивость десен и пр.

В зависимости от того, насколько быстро прогрессирует заболевание, различают острую и хроническую лейкемию. Симптомы острой лейкемии появляются очень рано, а само заболевание быстро прогрессирует, приводя к развитию серьезных осложнений в ближайшие месяцы. Хроническая лейкемия может годами протекать бессимптомно, но заболевание неуклонно прогрессирует, приводя к таким же осложнениям, что и острая лейкемия.

В диагностике лейкемии применяют следующие методы: общий анализ крови, аспирация и биопсия костного мозга, цитогенетические исследования и т.д. Лечение зависит от типа лейкемии и включает химиотерапию (лекарственное лечение), радиотерапию (облучение) и, в некоторых случаях, пересадку костного мозга.

Прогноз на выживание при лейкемии зависит от ее типа, правильности назначенного лечения, возраста человека и некоторых других факторов.

Что такое рак крови, лейкоз, лейкемия?

В норме все клетки организма делятся, созревают, выполняют свои функции и погибают в соответствии с заложенной в них программой. Погибшие клетки разрушаются, а на их место приходят молодые клетки.

Рак — это заболевание, при котором происходит нарушение программы деления и жизни клеток которое приводит к их неконтролируемому росту и размножении.

Лейкемия это рак клеток, расположенных в костном мозге. У здоровых людей эти клетки дают начало клеткам крови (то есть эритроцитам и лейкоцитам (красным и белым кровяным тельцам)).

У людей заболевших раком крови из-за нарушения процессов деления и созревания клеток крови в костном мозге, в кровь поступает большое количество незрелых лейкоцитов (белых кровяных клеток), которые не могут выполнять свои функции. В отличие от здоровых клеток, раковые клетки не погибают в положенное время, а продолжают циркулировать в крови и мешают здоровым клеткам выполнять свою работу.

Лейкоз и лейкемия — это синонимы, которые обозначают рак крови. Лейкоз и лейкемия являются более корректными названиями заболевания, в то время как термин «рак крови» некорректен с медицинской точки зрения и чаще используется пациентами.

В зависимости от того, насколько агрессивно протекает заболевание, различают острые и хронические лейкозы:

1. При остром лейкозе в крови обнаруживается большое количество незрелых раковых клеток, которые не выполняют своих функций. Симптомы лейкоза появляются рано, а заболевание быстро прогрессирует.
  2. При хроническом лейкозе раковые клетки еще сохраняют способность выполнять функции нормальных клеток, поэтому длительное время заболевание протекает без симптомов. Хронический лейкоз часто обнаруживают случайно, во время профилактического обследования и изучения анализа крови. Хронический лейкоз протекает не так агрессивно, как острый, но со временем прогрессирует, так как количество раковых клеток в крови постоянно увеличивается.

В зависимости от того, какой тип лейкоцитов вовлечен в злокачественный процесс, также различают несколько типов лейкоза:

1. Хроническая лимфоцитарная лейкемия (хронический лимфоцитарный лейкоз, хронический лимфолейкоз) — это рак крови, при котором нарушается деление и созревание лимфоцитов в костном мозге.
  2. Хроническая миелоцитарная лейкемия (хронический миелоцитарный лейкоз, хронический миелолейкоз) — это рак крови, при котором нарушается деление и созревание клеток костного мозга, являющихся предшественниками (более молодыми формами) лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов.
  3. Острая лимфобластная лейкемия (острый лимфобластный лейкоз, острый лимфолейкоз) — это рак крови, при котором нарушается деление и созревание лимфоцитов в костном мозге.
  4. Острая миелобластная лейкемия (острый миелобластный лейкоз, острый миелолейкоз) — это рак крови, при котором нарушается деление и созревание клеток костного мозга, являющихся предшественниками (более молодыми формами) лейкоцитов, тромбоцитов и эритроцитов. В зависимости от степени нарушения созревания клеток и типа клеток, вовлеченных в процесс, различают несколько типов острого миелолейкоза: миелобластный лейкоз без созревания клеток, миелобластный лейкоз с неполным созреванием клеток, промиелобластный лейкоз, миеломонобластный лейкоз, монобластный лейкоз, эритролейкоз, мегакариобластный лейкоз.

Почему развивается рак крови (лейкемия)?

Точные причины, которые приводят к развитию лейкемии, в настоящее время не известны. Тем не менее, по мнению исследователей, развитию этой болезни могут способствовать:

1. Радиация: люди, которые были подвержены высоким дозам радиации, имеют больший риск заболеть острым миелобластным лейкозом, хроническим миелоцитарным лейкозом или острым лимфобластным лейкозом.
  2. Курение повышает риск развития острой миелобластной лейкемии.
  3. Длительный контакт с бензенами, которые широко используются в химической промышленности, повышает риск развития некоторых типов лейкоза. Бензены также обнаруживаются в сигаретном дыме и в бензине.
  4. Химиотерапия различных типов рака может спровоцировать развитие лейкоза в будущем.
  5. Синдром Дауна и другие врожденные хромосомные заболевания повышают риск развития острого лейкоза.
  6. Наследственность не играет большой роли в развитии лейкемии. Случаи, когда несколько членов одной семьи болеют раком крови, встречаются крайне редко. Если это случается, то, как правило, речь идет о хроническом лимфоцитарном лейкозе.

Если вы были подвержены одному или даже нескольким факторам риска, это не значит, что обязательно заболеете лейкозом. У многих людей, имеющих эти факторы риска, никогда не развивается рак крови.

Какими симптомами и признаками может проявляться рак крови (лейкемия)?

Проявления лейкоза зависят от количества раковых клеток в организме и того, насколько широко они распространились по организму. Так, при хроническом лейкозе на ранней стадии количество раковых клеток невелико, поэтому длительное время заболевание не приводит к появлению каких-либо симптомов. Хронические лейкозы нередко обнаруживаются случайно, во время профилактических обследований. При остром лейкозе симптомы, наоборот, появляются рано.

Основные симптомы острого или хронического лейкоза это:

1. Увеличение лимфатических узлов, чаще в области шеи или подмышечных впадин. Лимфатические узлы при лейкемии, как правило, безболезненны.
  2. Повышение температуры тела без видимых причин и чрезмерная потливость по ночам.
  3. Частые инфекционные заболевания: бронхиты, пневмонии, герпес и др.
  4. Слабость, повышенная утомляемость.
  5. Нарушение свертывания крови: кровоточивость десен, носовые кровотечения, появление синяков и красных точек под кожей.
  6. Чувство тяжести в левом или правом подреберье может появиться при увеличении селезенки или печени.
  7. Боли в костях и суставах.

Из-за скопления раковых клеток в определенных участках тела могут появляться следующие симптомы:

1. Головные боли.
  2. Спутанность сознания.
  3. Нарушение координации движений.
  4. Судороги в различных участках тела.
  5. Затуманенное зрение.
  6. Тошнота и рвота.
  7. Одышка.
  8. Болезненные отеки на руках, в области паха.
  9. Отек и боли в мошонке у мужчин.

Важно понимать, что появление этих симптомов характерно не только для лейкемии, но и для некоторых других заболеваний. Только специалист может отличить лейкемию от заболеваний, вызывающих схожие симптомы.

Если вы заметили у себя похожие симптомы — как можно скорее обратитесь к врачу!

Отдельные типы лейкоза могут иметь некоторые особенности, поэтому мы рассмотрим симптомы, характерные для каждого типа лейкемии в отдельности.

Симптомы и признаки острого лимфобластного лейкоза

Острый лимфобластный лейкоз является наиболее распространенным типом рака крови у детей. Как правило, заболевание развивается в возрасте от 3 до 7 лет. Основные симптомы острого лимфолейкоза это:

1. Слабость, повышенная утомляемость, сонливость.
  2. Продолжительное повышение температуры тела, не связанное с инфекционными заболеваниями.
  3. Боли в костях, в пояснице, в спине.
  4. Боли в суставах.
  5. Повышенная кровоточивость десен, кровотечения из носа.
  6. Появление высыпаний на коже в виде красных или темно-синих точек, либо быстрое образование синяков при незначительных ушибах.
  7. Увеличение размеров живота появляется при увеличении селезенки.

Симптомы и признаки острого миелобластного лейкоза

Острый миелобластный лейкоз может развиться в любом возрасте, однако наиболее часто заболевание выявляется у людей старше 55-60 лет. Как правило, симптомы острого миелолейкоза появляются постепенно. Самым ранним признаком болезни является недомогание, которое может появиться за несколько месяцев до развития других симптомов:

1. Головокружение.
  2. Длительное повышение температуры тела, чрезмерная потливость по ночам.
  3. Инфекционные заболевания (ангина, бронхит, пневмония и др.)
  4. Появление синяков без видимых причин, или в результате незначительных ушибов.
  5. Частые кровотечения из носа, кровоточивость десен, маточные кровотечения и пр.
  6. Боли в костях.
  7. Снижение веса.

Симптомы и признаки хронического миелоцитарного лейкоза

Это заболевание, как правило, встречается у людей старше 30-50 лет. Мужчины болеют хроническим миелоцитарным лейкозом чаще, чем женщины. У детей заболевание встречается крайне редко.

Хронический миелолейкоз длительное время протекает бессимптомно и нередко выявляется случайно, во время профилактического обследования. Первые признаки болезни могут появиться только спустя 1-3 года после начала заболевания. Симптомы хронического миелолейкоза:

1. Слабость, повышенная утомляемость.
  2. Одышка при физических нагрузках или в покое.
  3. Увеличение размеров селезенки, которое часто наблюдается при хроническом миелоцитарном лейкозе, приводит к появлению болей и чувства тяжести в левом подреберье. Из-за выраженного сгущения крови возможно развитие инфаркта селезенки. При инфаркте селезенки появляются резкие сильные боли в левом подреберье, повышение температуры тела, тошнота, рвота.
  4. Сгущение крови может вызвать нарушение кровоснабжения мозга, что проявляется сильными головными болями, головокружением, нарушением ориентации и координации движений.
  5. По мере прогрессирования болезни появляются боли в костях и суставах, снижение веса, частые инфекционные заболевания.

Симптомы и признаки хронического лимфоцитарного лейкоза

Хронический лимфолейкоз длительное время протекает бессимптомно, а прогрессирует очень медленно (обычно, годами). По мере прогрессирования болезни появляются следующие симптомы:

1. Увеличение размеров лимфатических узлов может появиться без видимой причины, либо на фоне инфекционных заболеваний (ангина, бронхит и пр.)
  2. Боли в левом и правом подреберье появляются при увеличении размеров селезенки или печени.
  3. Из-за снижения иммунитета появляются частые инфекционные заболевания: воспаление легких, бронхит, цистит, пиелонефрит, опоясывающий лишай и др.
  4. Вследствие нарушения работы иммунной системы возникают аутоиммунные заболевания, когда иммунные клетки начинают борьбу с собственными клетками организма. Аутоиммунные процессы приводят к разрушению эритроцитов и тромбоцитов, с развитием желтухи, повышенной кровоточивости десен, носовых кровотечений и пр.

Когда нужно обратиться к врачу?

Первые симптомы рака крови могут напоминать признаки других заболеваний, поэтому важно вовремя обратиться к врачу и выяснить причину появившихся проблем. Обратитесь за медицинской помощью, если у вас появились следующие симптомы:

1. Повышение температуры тела которое длится уже больше недели, причина которого вам неизвестна.
  2. Ночная потливость.
  3. Необъяснимая потеря веса.
  4. Появление отеков на руках, шее, в области паха.
  5. Боли в костях, спине, в животе.
  6. Головные боли, нарушение координации движений, равновесия, невозможность концентрации внимания.
  7. Частые инфекционные заболевания, которые долго не проходят, несмотря на адекватное лечение.
  8. Затуманенное зрение.
  9. Увеличение лимфатических узлов.

Эти симптомы не всегда говорят о раке крови и могут встречаться при других заболеваниях. Тем не менее, вам необходимо дополнительное обследование для уточнения диагноза.

Какие анализы и обследования нужно пройти для того чтобы выявить рак крови (лейкемию)?

Для того чтобы выявить лейкемию врач может назначить следующие анализы и обследования:

1. Общий анализ крови является самым простым методом диагностики лейкемии. Нередко рак крови обнаруживают случайно, во время проведения профилактического анализа крови. Как правило, при лейкемии в крови отмечается чрезмерно высокое количество лейкоцитов (белых кровяных клеток) и очень низкое количество тромбоцитов, а также сниженный гемоглобин.

При остром лимфолейкозе в анализе крови обнаруживают повышенное количество лейкоцитов, которое превышает 10,0×109 , а иногда 100×109 См. Все о повышении и снижении лейкоцитов в анализах.

При остром миелолейкозе в общем анализе крови обнаруживается повышенное количество лейкоцитов (более 10,0×109 ), а также появляются молодые формы клеток крови, которые в норме не должны находиться в крови.

В общем анализе крови при хроническом миелоцитарном лейкозе обнаруживается большое количество лейкоцитов (более 10,0×109 ), а на более поздних стадиях заболевания число лейкоцитов в крови может превышать 200-500,0×109 .

На ранних стадиях хронического лимфолейкоза в общем анализе крови обнаруживается повышение количества лейкоцитов и лимфоцитов в крови. Диагноз подтверждается с помощью аспирации и биопсии костного мозга.

2. Аспирация костного мозга представляет собой забор клеток костного мозга, который расположен в центре некоторых костей. Для аспирации используется специальная игла, которой врач прокалывает верхний слой кости, достигая костного мозга. Процедура производится под местным обезболиванием. Клетки костного мозга затем отправляют в лабораторию для изучения под микроскопом.

3. Биопсия костного мозга — это второй способ изучения клеток костного мозга. Во время этой процедуры врач извлекает небольшой кусочек кости с костным мозгом. Биопсия производится под местным обезболиванием. Полученный образец костного мозга также изучают под микроскопом. Аспирация и биопсия костного мозга не всегда заменяют друг друга, поэтому при необходимости вам могут провести обе процедуры. С помощью аспирации костного мозга и биопсии удается не только уточнить диагноз лейкемии, но и установить ее тип (узнать, какой тип клеток вовлечен в онкологический процесс).

4. Генетическое обследование (цитогенетика) — это изучение генетического материала (хромосом) в раковых клетках крови. С помощью цитогенетического обследования уточняют тип лейкемии. Так, например, наличие анормальной Филадельфийской хромосомы встречается только при хроническом миелолейкозе.

5. Пункция спинномозговой жидкости производится для того, чтобы выявить возможное распространение раковых клеток на центральную нервную систему. Для осуществления пункции врач вводит тонкую длинную иглу между позвонками поясничного отдела позвоночника. Вся процедура производится под местным обезболиванием. Полученную спинномозговую жидкость исследуют на предмет наличия раковых клеток крови.

6. Дополнительные обследования, такие как рентген грудной клетки, УЗИ органов брюшной полости, биохимический анализ крови и пр. производятся для того чтобы выяснить степень распространения рака крови в другие органы.

Как проводится лечение рака крови? Насколько эффективным оно может быть?

Выше мы уже говорили, что существует несколько различных типов рака крови (лейкемии). В ходе клинических исследований было установлено, что разные типы рака крови по-разному поддаются лечению (некоторые более успешно, другие менее успешно) и в некоторых случаях требуют проведения разного лечения.

В связи с этим, ниже мы представим данные о лечении и его эффективности отдельно для каждого из видов лейкемии.

Острый лимфолейкоз: лечение и прогноз на выживание
В лечении острого лимфолейкоза применяют лекарственное лечение (химиотерапию). Химиотерапия, как правило, проводится комбинацией из 3 лекарств и длится несколько лет. Лечение проводится в 3 этапа:

1. Индукция ремиссии — это первый этап, который направлен на уничтожение раковых клеток в крови и в костном мозге.
  2. Консолидация ремиссии — это второй этап лечения, направленный на уничтожение оставшихся раковых клеток, которые в данный момент не активны, но могут вызвать возвращение (рецидив) лейкемии.
  3. Поддержание ремиссии — это заключительный этап лечения, направленный на уничтожение оставшихся раковых клеток.

Радиотерапия (лучевая терапия) используется в лечении лейкемии намного реже, но может быть необходима для лечения и профилактики поражений центральной нервной системы при лейкемии (нейролейкоза).

Подробно о том как проводится радиотерапия рассказано в статье Радиотерапия.

Пересадка костного мозга — это метод лечения, который проводится в два этапа. На первом этапе раковые клетки костного мозга уничтожают с помощью химиотерапии (реже, радиотерапии), а на втором этапе разрушенный костный мозг заменяют стволовыми клетками, взятыми у донора. Пересадка костного мозга чаще используется в том случае, если после начального лечения лейкоз вернулся (рецидивировал).

Подробно о том как проводится это лечение рассказано в статье Пересадка костного мозга.

Прогноз на выживание при остром лимфобластном лейкозе зависит от возраста, уровня лейкоцитов в крови на момент обнаружения заболевания и от того, насколько правильно назначено лечение. У детей от 2 до 10 лет достаточно высокий шанс достигнуть длительной ремиссии (отсутствие симптомов заболевания), при условии правильного лечения. Отмечено, что чем выше уровень лейкоцитов в крови на момент выявления заболевания, тем меньше шансов на полное выздоровление.

Острый миелолейкоз: лечение и прогноз на выживание

Лечение острого миелолейкоза также включает 3 этапа: индукция ремиссии, консолидация и поддержание ремиссии (см. выше).

В лечении применяются лекарства, уничтожающие раковые клетки в костном мозге и в крови. Химиотерапия при остром миелобластном лейкозе включает комбинацию из нескольких лекарств. Выбор лекарства зависит от типа лейкоза и возраста пациента. Иногда в лечении острого миелолейкоза применяется пересадка костного мозга.

Прогноз на выживание при остром миелобластном лейкозе зависит от возраста человека, типа клеток крови, вовлеченных в заболевание, а также от того, насколько правильно назначено лечение. При использовании современных стандартных схем лечения примерно 30-35% взрослых моложе 60 лет живут 5 лет и более, и считаются излеченными.

Чем выше возраст человека, тем хуже прогноз. У людей старше 60 лет вероятность прожить еще минимум 5 лет после обнаружения заболевания составляет около 10%.

Хронический миелолейкоз: лечение и прогноз на выживание

Лечение хронического миелолейкоза зависит от стадии заболевания, возраста человека, а также наличия осложнений лейкоза. Чем раньше начато лечение, тем выше шансы достичь ремиссии заболевания.

В лечении хронического миелолейкоза в настоящее время применяется препарат Иматиниб (Гливек). Регулярный прием этого препарата позволяет замедлить прогрессирование хронического миелолейкоза и продлить жизнь больного на несколько лет. Также в лечении могут использоваться другие химиотерапевтические препараты, такие как Гидроксиурея, Бусульфан (Миелосан), Интерферон-альфа и пр.

Прогноз на выживание при хроническом миелоцитарном лейкозе зависит от стадии заболевания. Хронический миелолейкоз прогрессирует медленнее, чем острый лейкоз.

У 85% людей с хроническим миелоцитарным лейкозом через 3-5 лет после обнаружения заболевания наступает выраженное ухудшение состояния, которое называют бластным кризом. Бластный криз — это последняя стадия хронического миелолейкоза, при которой в крови и в костном мозге появляется большое количество незрелых клеток крови. Симптомы и течение заболевания становится таким же, как и при остром лейкозе.

При условии правильного и своевременного лечения человек может прожить еще 5-6 лет после обнаружения хронического миелолейкоза. Современные методы лечения могут продлить жизнь до 10 лет от момента выявления болезни.

Хронический лимфолейкоз: лечение и прогноз на выживание

Лечение хронического лимфолейкоза зависит от стадии заболевания, симптомов, уровня лейкоцитов в крови и в костном мозге, возраста человека.

На ранних стадиях заболевания ваш врач может применить выжидательную тактику, при которой лечение не назначается до тех пор, пока не появятся признаки прогрессирования болезни (такие как потеря веса, выраженная слабость, повышение температуры тела, выраженное увеличение лимфатических узлов и др.)

Если этих симптомов нет, то химиотерапия может лишь ухудшить течение хронического лимфолейкоза. Некоторые люди с хроническим лимфолейкозом не нуждаются в лечении еще 5-10 лет после выявления заболевания.

Химиотерапия, назначаемая при хроническом лимфолейкозе, включает сразу несколько препаратов. При повышенном разрушении клеток крови и снижении уровня эритроцитов и тромбоцитов в крови производится удаление селезенки.

Подробно о том как проводится это лечение рассказано в статье Химиотерапия.

Прогноз на выживание при хроническом лимфолейкозе может значительно варьировать. Некоторые пациенты погибают в течение 2-3 лет после обнаружения болезни из-за развившихся осложнений. Но большинство людей живут еще минимум 5-10 лет до тех пор, пока болезнь не перейдет в терминальную стадию.

polismed.ru