Метод Сонди и концепция судьбоанализа

Метод Сонди и концепция судьбоанализа

Если мы будем лечить  насморк или ОРЗ,  и дадим сотне человек таблетки от гриппа,  среди которых будут пустышки, то примерно в 30% случаев мы получим облегчение. В реальности эффективность психотерапии такая же, как плацебо-эффект. И сойти с психотерапии как метода достаточно сложно

Михаил Вигдорчик
Кандидат медицинских наук. Психолог-судьбоаналитик, специалист в области глубинного исследования личности и моделирования динамики поведения личности. Специалист по управлению персоналом.

Гость и спикер в Институте Прикладной психологии Сонди, Цюрих, Швейцария

Почему мы делаем упор на методе и теории судьбоанализа? 

По сути дела, это одна из теорий глубинной психологии, которая позволяет делать невидимое видимым. Судьбоанализ относится к школе глубинной психологии, суть которой состояла в том, что реакции человека и прогноз поведения построен на его травмах и конфликтах, или содержании его бессознательного. И вся глубинная психотерапия и психоаналитики пытались помочь человеку раскопать его внутренние конфликты, донести до уровня сознания и таким образом разрешить. 

Общий смысл: энергия, которая находится в связанном виде в конфликтах, мешает человеку делать свободный выбор, формировать свою собственную успешность, формировать видение будущего, ясность мышления. Потому что глубинные конфликты постоянно отвлекают.

Они съедают энергию, искажают реальность, искажают жизненный путь.

В итоге человек приходит к неудачам. Возникает вопрос: что с этим делать? И целое море различных направлений, таких как психотерапия, психологическое консультирование, призваны это разрешить. 

Метод Сонди и концепция судьбоанализаМы можем считать, что каждый метод психотерапии, будь то психоанализ, или экзистенциальная терапия, гештальт-терапия, — выработали свою терминологию, свой подход и свой взгляд. Они видят жизнь человека, его особенности, его базовые конфликты с определённых точек зрения. И разрешив определённые конфликты, они могут помочь ему выбрать свой жизненный путь. Надо сказать, что часто это помогает. Хочу привести такой пример. Если мы будем лечить любую болезнь, не смертельную, а, например, насморк, или ОРЗ, не осложнённый вариант, и дадим сотне человек таблетки от гриппа, и среди них будут пустышки, или будет давать только пустышки, и говорить, что это самое эффективное средство от гриппа, то примерно в 30% случаев мы получим облегчение. В реальности эффективность психотерапии такая же, как плацебо эффект. И сойти с психотерапии как метода достаточно сложно.

Скажем так: я думаю, что даже знаменитый и реально действующий алгоритм Ройтмана нужно проходить не один раз. Тогда он помогает точно. Это связано с тем, что возникает не просто разрешение проблем на определённом уровне, а возникает некая привычка, некая зависимость вообще от психотерапии. 

Может это несколько гротескно, мы можем представить мир внутренних конфликтов в виде девяти кругов ада, как у Данте. На верхнем круге находятся межличностные проблемы. И с каждым кругом проблемы всё глубже и глубже. И каждый метод психотерапии апеллирует к определённой группе конфликтов.

Глубинные методы терапии говорят: «Мы разрешим ваши глубинные конфликты». Если мы возьмём того же Станислава Грофа и его матрицы, то это разрешение пренатальных конфликтов. По сути, это почти глубина. Метод Сонди, и сам по себе судьбоанализ, недалёк от этого, и тоже претендует на тотальную извлечённость. Но он адресуется больше к родовым моментам, к наследованию, которое находится в родовом бессознательном. Согласно теории Сонди, существует понятие «родовое бессознательное». Или то, что наши предки стремятся в нас реализовать тенденции, которые были у них. Они передают нам ведущие потребности, передают нам картину собственной души, и предлагают нам это как «в своей жизни вы разберётесь». 

Здесь два важных момента. Существует травматическое наследие, наше личное. Оно связано с особенностями развития, с особенностями травматического опыта, который получен от родителей или других взрослых. И второй момент — наши индивидуальные действия, наши индивидуальные травмы, которые мы набили сами по себе. По сути, это и есть тот травматический опыт, который мы привлекли в своей судьбе. Задача судьбоаналитика, задача метода — понять, что именно мы нагребли, как это отражается на нас, как это влияет на наши пять базовых точек судьбы. 
5 базовых точек:

  • выбор партнёра 
  • выбор профессии
  • выбор круга друзей
  • выбор собственной болезни
  • и выбор способа смерти

Метод Сонди и концепция судьбоанализаИными словами, это пять каналов, по которым движется судьба. И как мы в них реагируем, так мы и живём. Если бы мы шли строго по тому, как предписано в наших генах, то выборы были бы предопределены. Сонди приводит многочисленные наблюдения в своих работах, которые показывают, что партнёры выбирают друг друга с близкой патологией. Либо с патологией, которая находится в латенте. Скажем, женщина выбирает мужчину, который имеет достаточно жёсткую структуру. Он мелочен, похотлив, ревнив. Не скажем, что он тормозит, но скажем, что он обстоятелен. При этом у неё этих свойств нет, но у её отца эти свойства есть в полном объёме. Он был такой же подозрительный, изводил всех окружающих, в том числе и её мать, ревностью. Но тем не менее, понимая всё это, она выбирает именно его, а он выбирает именно её. В этом случае женщина является носителем такого параноидного гена, который является манифестирующим, или активным, у мужчины. Сонди говорил, что на близости такого психического содержания и возникает притяжение, которое он называл любовью. И вследствие этого возникает выбор партнёра.

Эмоциональный выбор партнёра является неслучайным. Тут есть такой момент. Природа природой, гены генами, но тогда возникает вопрос, что сама по себе семейная жизнь нуждается в определённой толерантности. И толерантность, как мы думаем, связана с такой генетической привязкой. Если пара не ужилась и достаточно быстро разводится, то это была не любовь, а, скорее всего, страсть: встретились, попробовали, кто-то сходил замуж, кто-то попробовал жениться. И понимает: не получилось, не тот партнёр. Понятие «не тот партнёр» — это «партнёр не тех генов». То есть, нет в нём того, что будет способствовать единству и отождествлению. Можем ли мы это при тестировании понять? Теоретически, можем. Можно ли всю жизнь прожить с партнёром, который не является партнёром судьбы? Тоже можно. Но при этом работает компенсация. То есть, мы вынуждены контролировать этот процесс, его сознательно направлять и сознательно терпеть. Может ли в этом случае брак по расчёту быть устойчивым и удачным? Может, если расчёт правильный. Примерно так же происходит выбор друзей. Мы выбираем друзей, которые соответствуют нам по нашим латентным, генетическим признакам. 

Для каждой судьбы существуют и свои болезни, и способ смерти.

Скажем, если у нас есть активный садистический радикал, то он сам по себе не всегда может выйти. Он может выйти, только если нам не особенно повезло и у нас есть эксплозивная психопатия. В этом случае он может выйти самостоятельно, и мы будем агрессивны по жизни, высоко конфликтны, будем портить отношения со всеми. И при этом у нас будет любовь к приключениям, скорости, перемене мест. Риска в такой жизни будет гораздо больше. И у того, кто рискует своей жизнью, шансов её закончить в таком виде достаточно много. Это называется «выбор способа смерти». С точки зрения Сонди, мы его ищем. Судьба его ищет. 

Метод Сонди и концепция судьбоанализаКогда мы применяем метод портретных выборов, мы стремимся понять, что находится в содержании родового бессознательного, что проникло на уровень нашего индивидуального, какие потребности у нас являются актуальными и активными. Часть из них может осознаваться, и мы их можем чувствовать и давать обратную связь. Часть из них является неосознаваемой. Мы можем понимать, что что-то происходит, но не можем найти его корни. Также, когда мы тестируем, мы можем увидеть те тенденции, которые способствуют тому или иному профессиональному выбору. Если у нас не развит эрос, одна из функций, то профессии, связанные с сервисной функцией, нам точно не подойдут. Потому что мы будем постоянно чувствовать, что между нами и объектом существует дистанция. Мы можем хотеть её преодолеть, мы можем проходить массу тренингов, отрабатывать навык, а он никак не будет ложиться, приклеиваться к личности. 

В каждом доме есть шкаф с одеждой. И часть одежды мы носим и занашиваем, а часть одежды у нас висит, и мы её либо не носим, либо носим крайне редко. Примерно так же и с жизненными ролями. Мы можем пройти массу тренингов, мы можем захотеть стать лидером, но если в нашем бессознательном нет функции, что называется инфляцией, то лидером нам не быть. А если и быть, то неудачным.

На этом и построен профессиональный выбор. 

Однократное тестирование показывает нам рентгеновский снимок бессознательного. Когда мы тестируем не один раз, а, как Сонди говорил, 8-10 раз, тогда мы можем определить вероятностные судьбы, можем увидеть, что повторяется, а что нет, мы можем увидеть факторы, которые являются постоянно неразряжающимися, что по словам Сонди, является для личности опасностью. 

Насколько нужно знать это человеку, который не имеет особого отношения к психологии, который занимается занятостью или самозанятостью? Я бы сказал таким образом: важно понимать, куда нас тянет структура. Важно понимать, мы этого хотим или нет. То, что происходит, нас может вполне устраивать. А может и не устраивать. Мы можем увидеть у себя в профиле элементы блокады, то, что называется на языке факторов Сонди k-! (ка минус гипертония). То есть, это блокада с какой-то стороны жизни.

Один из вариантов такой блокады — это диета. Когда мы говорим, что мы хотим сесть на диету, то у нас есть объяснение, почему мы это хотим сделать. Например, потому что мы хотим выйти на пляж. Либо мы говорим, что что-то иное происходит. Но всё, что мы будем говорить, — это лишь рационализация, лишь объяснение и отражение. В реальности блокада связана с чем-то другим, с каким-то иным внутренним конфликтом, который происходит. И мы можем попытаться понять, что за этим стоит. 

Когда мы говорим о ведущих свойствах, то они находятся именно в бессознательном, они там рождаются. Там они вынашиваются и проходят свой такой глубинно-психологический инкубатор. Нас это тоже может не устраивать, и мы говорим о том, что мы хотим избавиться от судьбы предков и пойти свободной и не навязанной судьбой. Это тоже возможно. Многое возможно изменить. Не всё, но многое. Для этого мы должны уйти от навязанной судьбы, или судьбы предков, и перейти к свободной судьбе. И здесь есть два мнения. Первое мнение высказывал Сонди. Он дословно говорил, что эго, или, собственно, я, своей силой и продвижной способностью способно взломать наследственность. То есть, способно взломать границы наследственности. Но он, как и Адлер, не привёл случаев, где это было возможно. Скорее всего, взломать можно, но необходимо чем-то за это заплатить. Это как в личности: пустых мест не бывает. Если мы что-то оттуда забираем, мы должны туда что-то доложить. Мы вытаскиваем оттуда конфликт, но мы должны положить туда что-то другое. Что тоже является весомым. И чаще всего плата взымается семейным благополучием или здоровьем. То, что у нас называется психосоматикой. 

Когда мы изучаем и проходим семинар, который может носить тренинговую форму, когда мы разбираемся в своём профиле, мы применяем эту методику для своих целей: для контроля эффективности психотерапии, для профотбора. И мы всё равно познаём свой профиль, мы познаём профиль других, оцениваем его с со следующей точки зрения: подходит или не подходит, мы способны это контролировать или не способны, способны ли мы найти ту жизненную стратегию, ту занятость, которая позволит нам максимально реализоваться без ущерба для своей судьбы, своей психики. Теоретически такая возможность есть. Может быть и такое, что нас будет всё устраивать и мы можем это всё принять. Это тоже вариант выхода. 

Если посмотреть, какое место занимает сам по себе метод Сонди среди других методов психодиагностики, наиболее корректным будет сравнение с корнями. Когда мы смотрим на корень дерева, мы можем представлять, каким оно вырастет, какие будут у него листья. Примерно то же самое у нас происходит при использовании различных методов. Каждый метод показывает часть дерева личности. Метод Сонди показывает корни, акцент показывает плоды, метод Кеттела показывает ветви. Когда мы используем все методы, мы видим дерево целиком. Увидеть только одну часть дерева можно, но тогда выводы у нас будут частичные. Да, мы можем смотреть на метод Сонди и делать выводы о том, какая судьба, какие напряжения, и предполагать, как она будет у нас проявляться и отражаться в поведении. Что, собственно говоря, мы и делаем. Если в области психотерапии нас интересуют конфликтные внутренние взаимоотношения или напряжённости, то и это мы можем делать. 

Существует, и существовал раньше, институт Сонди в Цюрихе, в котором проводилось централизованное обучение. Бывший ученик Сонди, Ютнер, показывал нам, как проходило обучение. Он говорил: «Здесь сидели студенты. Эта раздвижная стена убиралась. Это были немецкие, швейцарские студенты, и для них было важно, чтобы у каждого была своя площадь. И они как бы отгораживали себя от других». Но на сегодняшний день обучаться 3 года одной методике не представляется возможным. Это больше такой интеллектуальный круг Сонди. 

Изучить глубоко судьбоанализ, возможно, но только если в нём глубоко специализироваться. На сегодняшний день людей, которые работают только в судьбоанализе, или в судьбоаналитической терапии, я, наверное, не знаю. Даже Юттнер, который является директором института, и который был учеником Сонди на протяжении примерно 13-15 лет, говорит: «Я беру в руки профиль — и я не знаю, как я буду работать». То есть, он выбирает метод уже исходя из того, что он видит в профиле. Но тестировать он продолжает, и работает в этом плане. Юттнер один из известных специалистов, которые применяют этот метод в психотерапии.

На сегодняшний день само по себе обучение методу и основам работы с ним занимает примерно 2,5-3 дня. За эти 2,5-3 дня мы можем рассказать базу, научить читать профиль, чтобы в дальнейшем человек с этим продолжал работать, и уже самостоятельно, изучая литературу, практикуясь, проходя супервизии, дальше специализировался в этом методе. И в этом случае метод может быть у него либо основным, либо дополнительным среди других методов. И в том, и в другом случае он получает ценную информацию о личности, которая позволяет ему с этим работать дальше. И понимать, что с этим делать. 

Для тех кто хочет узнать больше и научиться самостоятельно работать с методом как с рабочим инструментом, уметь интерпретировать знания, приглашаем на семинар Сонди он-лайн, которй пройдет 29-31 марта. 

Пройти тест с сожранением результатов.

Всю информацию по семинару можно узнать на сайте   http://open-sss.com/test-sondi-on-line.

Познакомиться с Михаилом Вигдорчиком можно  будет уже 25-26 марта 2017 года на Фестивале "Солнце в ладонях" в Алматы, Михаил Вигдорчик проведёт мастер класс по судьбоанализу.

Организатор

Ирина Герасимова, Израиль

Телефон: +972 546 540 414

E-mail: open.systems.pro@gmail.com

Расскажите о статье друзьям или скормите ее принтеру

Онлайн-консультации Задать вопрос получите консультацию
у наших экспертов

 
Здоровье это просто