«Поймите меня правильно!» Рекомендации врача пациенту

«Поймите меня правильно!» Рекомендации врача пациенту

Помните рассказ Михаила Афанасьевича Булгакова про «интеллигентного» мельника, выпившего махом все выданные ему порошки, чтобы «побыстрее выздороветь»? Перед нами типичный пример пациентско-врачебной некоммуникации. Один небрежно объяснил (возможно, в спешке, на бегу), другой понял в рамках своих представлений…

С оптимизацией здравоохранения (слова, которые воспринимаются уже хуже ругательства) меняются нормативы приема врача. У специалиста почти не остается времени на общение с пациентами. Нечего и думать о плотном контроле за течением лечения, частых повторных визитах для корректировки терапии — врачи перегружены. В таких условиях неправильно понятое предложение или даже слово может обернуться если не осложнениями, то по крайней мере неэффективным лечением.

Пациенту «все понятно»

Самый простой пример. Врач говорит: «Принимайте эти таблетки 3 раза в день после еды». Все просто и очевидно? Как бы не так.

Три раза в день — это три раза в сутки, примерно через 8 часов (скажем в 8:00, 16:00 и 24:00. У меня же были пациенты которые высчитывали длительность светового дня, делили на три… а для некоторых лекарств длительный ночной «перерыв» может быть критичным.

После еды… а через сколько? Сразу после, через десять минут или через два часа? До еды… еще сложнее. Это означает, что после приема лекарства надо обязательно покушать или что лекарство должно попасть в желудок без пищи???

Чтобы облегчить понимание, часто врачи раздают памятки или буклеты, но… пациенты их не читают.

Рекомендации врача пациенту. Источник: apteka.ru

Еще есть большая проблема — невнимательность к тому, что говорит врач. Хорошо, если у врача есть время проартикулировать голосом наиболее важные моменты, переспросить у пациента, верно ли он их понял, но, к сожалению, сейчас в большинстве случаев время, отпущенное на прием, не позволяет этого сделать.

«Особые» пациенты

Особую категорию составляют пациенты с нарушениями восприятия и памяти, как правило, пожилого возраста. И хотя я обычно против нахождения на приеме родственников (они вносят сумятицу, да и раскрыть врачу некие физиологические подробности в присутствии другого человека, пускай и родственника, бывает непросто), но в данном случае, как и в случае «не любящих лечиться» пациентов-мужчин, такое присутствие оправданно.

Типичный диалог с «нелюбителем лечения»: 

— Какие препараты принимаете?

— ??? — Ну, таблетки, уколы?

— А, зелененькие, такие… круглые…

— Называются как?

— Ой, доктор, не запоминаю я этих названий, хотите сейчас жене позвоню?

В таких случаях можно (если позволяет время) задать «контрольный» вопрос из другой области. Например, про то, какие шины или марку бензина пациент предпочитает использовать для своего авто. И нарваться на получасовую лекцию с перечислением марок, производителей, заправок и т. п. Все помнит. А название таблеток — забыл.

С памятью у них все в порядке, только предрассудков избыток. Таким товарищам с детства внушался стереотип, что жаловаться на здоровье — удел слабаков, и недостойно мачо, советского офицера, большого начальника, отца и опоры семейства (нужное подчеркнуть).

Диету эти товарищи не соблюдают, все болезни лечат или коньяком (который почитают за панацею), или абсурдными «народными методами». Иногда такое отношение к болезни — просто манипуляция, иногда честная (но глупая) «позиция». Понятно, что большинство забот по лечению таких пациентов ложится на хрупкие плечи их жен. Известный врач и писатель Максим Осипов прямо пишет, что 50-летний мужчина с сердечной недостаточностью, за которым не ходит «по пятам» жена, контролирующая прием лекарств, — смертник. Самая важная рекомендация — ходить на прием с женой, делегировав ей ответственность за свое здоровье. Воспринимается обычно с облегчением.

Рекомендации всем остальным

Итак, если вы все-таки хотите самостоятельно контролировать процесс лечения, как сделать взаимодействие с доктором эффективным?

Ищите врача! Если есть возможность выбора врача, то следует отдать предпочтение не регалиям, а возможности и желанию объяснять!

На прием нужно обязательно брать ручку и блокнот, рекомендации по возможности записывать, не стесняться показать записи врачу, уточнив их правильность. Записывать следует не только количество приемов и дозировку лекарств, но и рекомендации по образу жизни: диете, режиму сна и отдыха, физнагрузке, особенностям гигиены при вашем заболевании и т. д. При многих болезнях, каким бы странным это ни показалось современному человеку, эти рекомендации значительно важнее капельниц, уколов и таблеток.

Если ваше зрение нуждается в коррекции, не забудьте контактные линзы или очки!

Если доктор дает какие-то буклеты — не тащите их к ближайшей урне, а принесите домой и прочтите. Там не только реклама, но и полезные советы, к которым стоит прислушаться (бесполезные буклеты врачи сами выбрасывают).

То же самое касается объявлений, вывешенных на стенах в поликлинике. Их чтение помогает сэкономить время.

Не стесняйтесь переспросить. Если вы не понимаете значения слов «когнитивные» или «протеинурия», это вовсе не значит, что вы малообразованны, а означает, что доктор просто «увлекся». Лучше переспросите сразу.

При назначении лекарств и или процедур по времени (столько-то раз в сутки) уточните «границы допуска», т. е. нужно ли принимать их строго по часам, следя за секундой стрелкой, или достаточно минутной. Что делать, если вольно или невольно пропустили указанное время.

Всегда уточняйте, как срочно нужно начать лечение, сделать то или иное обследование (с одной стороны, это избавит вас от ненужной спешки, а с другой — не даст «запустить» болезнь).

Не стесняйтесь спрашивать прогноз. Как часто такое заболевание встречается вообще (если это не касается обычного ОРЗ), как часто с ним сталкивается конкретно ваш доктор? Каковы ожидаемые результаты лечения (излечение, достижение ремиссии, снижение интенсивности симптомов, улучшение качества жизни)?

По возможности планируйте визит к доктору не «на бегу» — среди сотни нерешенных дел и забот сложно сконцентрировать внимание на рекомендациях врача, да и план терапии часто приходится пересматривать, возможно, придется делать те или иные анализы или процедуры, которые изначально не были запланированы.

Понимаю, что конструктивное настроение, вежливость и благожелательность трудно демонстрировать, когда вы больны. Тем не менее их наличие значительно облегчает коммуникацию и взаимопонимание. Крепкого здоровья!

apteka.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

12.06.2017
просмотров 2409