«Поймите меня правильно!» Рекомендации врача пациенту
![«Поймите меня правильно!» Рекомендации врача пациенту](http://f.doctor.kz/resized/news/019/101/object_12461623_4c920b87890c8fadfd2f60ada0f77c11.jpg.322x181.jpg)
Помните рассказ Михаила Афанасьевича Булгакова про «интеллигентного» мельника, выпившего махом все выданные ему порошки, чтобы «побыстрее выздороветь»? Перед нами типичный пример
С оптимизацией здравоохранения (слова, которые воспринимаются уже хуже ругательства) меняются нормативы приема врача. У специалиста почти не остается времени на общение с пациентами. Нечего и думать о плотном контроле за течением лечения, частых повторных визитах для корректировки терапии — врачи перегружены. В таких условиях неправильно понятое предложение или даже слово может обернуться если не осложнениями, то по крайней мере неэффективным лечением.
Пациенту «все понятно»
Самый простой пример. Врач говорит: «Принимайте эти таблетки 3 раза в день после еды». Все просто и очевидно? Как бы не так.
Три раза в день — это три раза в сутки, примерно через 8 часов (скажем в 8:00, 16:00 и 24:00. У меня же были пациенты которые высчитывали длительность светового дня, делили на три… а для некоторых лекарств длительный ночной «перерыв» может быть критичным.
После еды… а через сколько? Сразу после, через десять минут или через два часа? До еды… еще сложнее. Это означает, что после приема лекарства надо обязательно покушать или что лекарство должно попасть в желудок без пищи???
Чтобы облегчить понимание, часто врачи раздают памятки или буклеты, но… пациенты их не читают.
![]() |
Рекомендации врача пациенту. Источник: apteka.ru |
Еще есть большая проблема — невнимательность к тому, что говорит врач. Хорошо, если у врача есть время проартикулировать голосом наиболее важные моменты, переспросить у пациента, верно ли он их понял, но, к сожалению, сейчас в большинстве случаев время, отпущенное на прием, не позволяет этого сделать.
«Особые» пациенты
Особую категорию составляют пациенты с нарушениями восприятия и памяти, как правило, пожилого возраста. И хотя я обычно против нахождения на приеме родственников (они вносят сумятицу, да и раскрыть врачу некие физиологические подробности в присутствии другого человека, пускай и родственника, бывает непросто), но в данном случае, как и в случае «не любящих лечиться»
Типичный диалог с «нелюбителем лечения»:
— Какие препараты принимаете?
— ??? — Ну, таблетки, уколы?
— А, зелененькие, такие… круглые…
— Называются как?
— Ой, доктор, не запоминаю я этих названий, хотите сейчас жене позвоню?
В таких случаях можно (если позволяет время) задать «контрольный» вопрос из другой области. Например, про то, какие шины или марку бензина пациент предпочитает использовать для своего авто. И нарваться на получасовую лекцию с перечислением марок, производителей, заправок
С памятью у них все в порядке, только предрассудков избыток. Таким товарищам с детства внушался стереотип, что жаловаться на здоровье — удел слабаков, и недостойно мачо, советского офицера, большого начальника, отца и опоры семейства (нужное подчеркнуть).
Диету эти товарищи не соблюдают, все болезни лечат или коньяком (который почитают за панацею), или абсурдными «народными методами». Иногда такое отношение к болезни — просто манипуляция, иногда честная (но глупая) «позиция». Понятно, что большинство забот по лечению таких пациентов ложится на хрупкие плечи их жен. Известный врач и писатель Максим Осипов прямо пишет, что
Рекомендации всем остальным
Итак, если вы
Ищите врача! Если есть возможность выбора врача, то следует отдать предпочтение не регалиям, а возможности и желанию объяснять!
На прием нужно обязательно брать ручку и блокнот, рекомендации по возможности записывать, не стесняться показать записи врачу, уточнив их правильность. Записывать следует не только количество приемов и дозировку лекарств, но и рекомендации по образу жизни: диете, режиму сна и отдыха, физнагрузке, особенностям гигиены при вашем заболевании
Если ваше зрение нуждается в коррекции, не забудьте контактные линзы или очки!
Если доктор дает
То же самое касается объявлений, вывешенных на стенах в поликлинике. Их чтение помогает сэкономить время.
Не стесняйтесь переспросить. Если вы не понимаете значения слов «когнитивные» или «протеинурия», это вовсе не значит, что вы малообразованны, а означает, что доктор просто «увлекся». Лучше переспросите сразу.
При назначении лекарств и или процедур по времени (
Всегда уточняйте, как срочно нужно начать лечение, сделать то или иное обследование (с одной стороны, это избавит вас от ненужной спешки, а с другой — не даст «запустить» болезнь).
Не стесняйтесь спрашивать прогноз. Как часто такое заболевание встречается вообще (если это не касается обычного ОРЗ), как часто с ним сталкивается конкретно ваш доктор? Каковы ожидаемые результаты лечения (излечение, достижение ремиссии, снижение интенсивности симптомов, улучшение качества жизни)?
По возможности планируйте визит к доктору не «на бегу» — среди сотни нерешенных дел и забот сложно сконцентрировать внимание на рекомендациях врача, да и план терапии часто приходится пересматривать, возможно, придется делать те или иные анализы или процедуры, которые изначально не были запланированы.
Понимаю, что конструктивное настроение, вежливость и благожелательность трудно демонстрировать, когда вы больны. Тем не менее их наличие значительно облегчает коммуникацию и взаимопонимание. Крепкого здоровья!
Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!
Понравился материал? Будем благодарны за репосты
![](/images/ajax-loader2.gif)