Ищете врача или клинику? Поможем найти!

Не надо нервничать

Не надо нервничать

Не надо нервничатьО каких бы невротических нарушениях и обострениях отдельных черт характера ни шла речь, основная причина их возникновения — психотравмирующая индивидуально значимая ситуация. К их числу относится необходимость одновременно заниматься несколькими разными делами, когда человек, не успевая сосредоточиться на одном, вы­нужден переключаться на другое. В этих случаях отсут­ствие ритма, упорядоченного поиска и анализа информа­ции, положительных эмоций, связанных с доведением до конца любого начинания, приводят к частой переориен­тации и приспособлению к новым условиям. Это гораздо скорее способствует развитию невротических расстройств, чем напряженная одноплановая деятельность в одних и тех же условиях.
Другая, не менее серьезная причина — быстрый пере­ход от радостного состояния к тяжелым переживаниям. Такие «перепады» порой непосильны для нервной систе­мы. Именно поэтому при необходимости сообщить чело­веку тяжелую весть лучше всего, если есть возможность, подготовить его. Истощающие психические влияния и стрессовые факторы могут стать роковыми.
Лауреат Нобелевской премии социолог Альберт Швейцер в своей знаменитой книге «Культура и этика» причину перенапряжения людей, приводящую в капита­листическом мире к возникновению большого числа боль­ных неврозами, связывает с их подневольным существо­ванием. Он пишет: «В течение двух или трех поколений многие индивиды живут только как рабочая сила, а не как люди. То, что вообще может быть сказано о духов­ном и нравственном значении труда, на их труд уже не распространяется. Ставшая обычной сверхзанятость человека во всех слоях общества ведет к умиранию в нем духовного начала... Не познания и развития ищет он, а развлечения — и притом такого, какое требует мини­мального духовного напряжения...». Это, по мнению Швейцера, порождает «несвободное состояние и разоб­щенность» людей, что и объясняет возникновение боль­шого числа лиц с невротическими расстройствами. Имен­но существующие при капитализме неимоверная интен­сификация труда, конкурентная борьба, потеря идеалов, рост преступности обусловливают постоянное эмоцио­нальное перенапряжение, делающее неврозы жизненной нормой для широкого круга населения.
Создаваемые социалистическим обществом взаимоот­ношения людей, основанные на равенстве и братстве, от­сутствие жестокой и всепоглощающей эксплуатации, постоянная забота государства о нуждах трудящихся, высокая культура, идейная убежденность — все это опре­деляет «психопрофилактический климат». Тем самым осуществляется самая действенная социальная профи­лактика повышенной нервности. Это способствует зна­чительному снижению в России и других стра­нах числа больных не­врозами по сравнению с крупнейшими капиталистиче­скими государствами.
К числу выявленных современной медициной социаль­ных причин невротических нарушений, действующих не только за рубежом, но и у нас, относится обостренное «стремление выдвинуться как на работе, так и в обще­стве». В принципе понятия о карьере и карьеризме не противоречат нашим представлениям и являются своеоб­разным «законом профессии». Однако в ряде случаев эти устремления приобретают самодовлеющее для че­ловека значение, заставляя его пренебрегать моральны­ми и этическими нормами поведения. В свою очередь это возлагает и на самого «стремящегося наверх», и на окружающих непосильную нагрузку, приводящую к не­вротическим расстройствам. Особенно выраженными они бывают при крушении карьеристских планов.
Первое существенное звено в профилактике повышен­ной нервности — правильное воспитание детей. Нередко приходится слышать от молодых родителей о своем ре­бенке: «Что ж его воспитывать, он ведь ничего еще не понимает? Вот подрастет, тогда мы и займемся его ха­рактером!» Но с этим «тогда» можно опоздать, ведь ус­ловные рефлексы у детей начинают вырабатываться уже на второй недели жизни, а в 3—5 месяцев образуются рефлексы на зрительные и слуховые раздражения. Инди­видуальность, то есть характерные черты поведения ре­бенка, устанавливается в 2—3 года. Именно в этот пе­риод, по образному выражению одного из психиатров, родители начинают отягощать детей не только своей на­следственностью, но и своим воспитанием.
Особое внимание надо обращать на систематическое привлечение детей к посильным занятиям и приучать преодолевать трудности, а не заботливо устранять их, как это часто бывает. Недопустимо, чтобы плач или крик ребенка служили поводом к удовлетворению всех его капризов. Такое «воспитание» ничего не даст, кроме раз­вития эгоизма, избалованности, формирования слабого типа нервной системы. Человек, не приученный с детских лет трудиться, привыкший, чтобы все его желания вы­полнялись, сталкиваясь с жизненными трудностями, с не­обходимостью систематически учиться или работать, испытывает определенную нервную «ошибку», ведущую к невротическим проявлениям.
Взрослым людям хорошо известна способность детей к подражанию, поэтому очень важен личный пример ро­дителей. Нездоровая обстановка в семье создает постоян­ное напряжение. Так называемые «семейные» и «кухон­ные» скандалы, возникающие обычно из-за мелочей, расхождения во взглядах между супругами и кем-либо из родителей мужа или жены, вместе с которыми они живут, нежелание одного человека поступиться своими «правами» — все это держит «на взводе» всех домочад­цев. Длительность подобных травмирующих моментов, невысказанность обид тяжело отражается на детях. Если ребенок непосредственно наблюдает ссоры, ругань, пьян­ство, он стремится их копировать, и в результате скла­дывается неуравновешенный характер, прививаются дур­ные привычки.
Бытующие в некоторых семьях такие «методы» воспи­тания, как телесные наказания, запугивание, бесконечное повторение замечаний, в конечном счете, озлобляют ребенка, он постоянно испытывает страх перед наказа­нием, не уверен в себе. Это тоже причина для неврасте­нии и психастении. Взрослый человек должен всегда, а особенно в присутствии детей, быть сдержанным и урав­новешенным.
Важно помнить и о том, что неврозы вызывает раннее половое созревание детей. Этому способствуют слишком частые и неумеренные ласки, излишне мягкая постель, особенно общая с другими членами семьи, обильная еда на ночь, условия, позволяющие наблюдать интимную жизнь родителей.
Ребенок с раннего возраста должен учиться правиль­ному взаимоотношению с детским коллективом. Чувства уважения, товарищества, доброты воспитываются именно при первом общении со сверстниками. Если, например, все время напоминать: «Это твоя игрушка, играй только сам, не смей ее никому давать» — или: «Ешь конфеты сам, не вздумай угощать товарищей, у них есть свои», то это, естественно, рождает у ребенка эгоистические черты. Когда такой ребенок подрастает и начинает понимать, как важно бывает в жизни делиться не только конфета­ми, но и последним куском хлеба, у него может возник­нуть «внутренний конфликт», от которого рукой подать до невроза.
Многие по опыту знают, как трудно удержать в руках контроль за подростками. Очень важно всегда говорить им правду, всячески поддерживать их романтические по­рывы, стремление быть принципиальными, защищать справедливость. Ведь любое разочарование, восприни­маемое в этом возрасте, легко может привести к нервно­му срыву. В этом отношении необходимо учитывать, что, по общему признанию, в течение последних десятилетии наблюдаются явления акселерации — ускорение развития подростков. Они становятся более здоровыми и крепкими.
Вместе с тем у части молодежи существует определенный разрыв между физическим и умственным развитием. И, прежде всего, по-видимому, «отстает» социальная зре­лость. Это, по мнению некоторых исследователей, способ­ствует учащению конфликтных ситуаций и в результа­те— невротических состояний.
К числу полезных привычек, которые нужно заложить с детства, относится правильная организация труда и от­дыха. И детям, и взрослым рекомендуется ежедневно вставать и ложиться спать в одно и то же время, утром заниматься зарядкой и водными процедурами, плотно завтракать и, не торопясь, спокойно, правильно рассчи­тав время, идти на работу или на учебу. Наиболее уто­мительные и сложные дела лучше выполнять в первую половину дня, как говорят, «на свежую голову»; работу, особенно сидячую, время от времени следует прерывать хотя бы несколькими физическими упражнениями. В те­чение дня надо обязательно пообедать или второй раз плотно позавтракать. Интервал между едой не должен превышать 4—4,5 часа. После окончания работы жела­тельно совершить прогулку, а детям — поиграть в спор­тивные игры, потом останется время на хозяйственные заботы, чтение, посещение знакомых, приготовление уро­ков. Ужинать следует не позднее, чем за 2—3 часа до сна. Все эти на первый взгляд банальные рекомендации могут предотвратить многие нервные срывы и оказаться полез­нее большинства самых новейших медикаментов.
Вредные привычки, курение, особенно злоупотребле­ние алкоголем — верные союзники неврозов и обострений болезненных черт характера.
Случайная неудача при попытке совершить половой акт, вызванная неподходящей обстановкой, переутомле­нием и другими причинами, порой «подогревает» чувство собственной неполноценности. Неуверенность, ожидание этой неудачи, особенно если такое состояние поддержи­вается одним из супругов, может в дальнейшем закрепить половую слабость. И наоборот, тактичное, разумное по­ведение помогает избавиться от нее. Неврозы возникают и при незавершенном из-за боязни зачатия половом акте, ощущении неудовлетворенности, если это часто повто­ряется. Фактором, истощающим нервную систему, слу­жит также беспорядочная половая жизнь.
Итак, неправильное воспитание и жизненная ориента­ция, непосильная нагрузка, различные конфликтные ситуации, включая семейные и производственные неуряди­цы, невысказанные взаимные претензии, нежелание по­бороть свои эгоистические тенденции во имя интересов других служат основой «невротической обстановки», чреватой возникновением неврозов, формированием и обострением болезненных черт характера. Именно столкновение стремлений, желаний и вкусов людей часто по мелочному поводу является, как правило, главным компонентом в социально-психологическом механизме, приводящем к невротическим расстройствам. Знать это необходимо каждому.
Если бы мы постоянно помнили о непрочности наше­го душевного равновесия, об обязательном доброжела­тельном и внимательном отношении к окружающим, о возможности предвидеть их переживания и действия, порождаемые случайной обидой или несдержанностью, то наверняка было бы меньше случаев, вынуждающих человека обращаться за помощью к психиатру.

www.medicus.ru/psyhiatry

25.09.2006
просмотров 2056