Японские маски

Японские маски

Почти у всех японцев лица, как правило, спокойные, выражение лица безмятежное, независимо от внутренних эмоций. Внешне лица японцев больше похожи на маски, за нейтральностью которых скрыто истинное лицо человека, они предназначены для окружающих. И совсем другим предстают японцы в кругу семьи и близких друзей, только среди своих они могут дать волю своим эмоциям и переживаниям. Возможно, именно эта особенность японского менталитета и обусловила такую любовь к изготовлению масок, превращенное в настоящее искусство.

Каждая маска имеет свою особенность, производя впечатление живого лица. Японские маски передают различные человеческие эмоции: радость, печаль, гнев, злобу. Они делятся на мужские и женские, при этом в каждом типе есть маски молодых и старых, маски демонов и богов.

ОКИНА («старец») — маска-прародительница, ритуальная маска саругаку. В настоящее время предназначена для важнейшей роли окина, небесного божества, маску надевают при особых случаях, например, на Новый Год. Кокусики-дзё, Хакусики-дзё, Эммэй-кадзя, Тити-но-дзё, всё это маски Окина. Маски улыбаются и олицетворяют старого бога. Хакусики-дзё, Кокусики-дзё, Тити-но-дзё отличаются от других масок шарнирной челюстью. Тити-но-дзё всегда появляется вместе с Эммэй-кадзя, своим сыном и наследником, олицетворяя процветание нынешнего и будущего поколений, прочную связь рода.

ДЗЁ-МЭН — маски, символизирующие пожилых людей. Среди этой категории встречаются простой сельский житель, рыбак, лесоруб.

ОННА-МЭН — женские маски, которые классифицируются, по возрасту и характеру. К примеру, Омионна — молодые женщины, а Сякуми и Фукай — женщины средних лет и пожилые. Ко-омотэ, маска изображающая лицо пятнадцатилетней девушки. Самая «молодая» маска из всех женских масок. Эта маска символизирует душевную чистоту, невинность и красоту.

ОТОКО-МЭН — категория мужских масок, определяющая социальный статус персонажа. Это может быть воин, аристократ, монах, поэт, бедный симпатичный юноша.

КИСИН (демоны) — маски, изображающие сверхъестественные существа. Они разделены на две категории: «Тобидэ» — это боги-демоны, символизирующие силы зла, и «Бэсими» — маски тэнгу. Маска тэнгу изображает сказочного героя, который обладает сверхъестественной силой, позволяющей парить в воздухе и прыгать по скалам. Термин тэнгу используется для подчёркивания отрицательных черт характера персонажа, к примеру, излишней самоуверенности, надменности. Поэтому эта маска имеет характерную экспрессию: сведённые брови, концы которых подняты; приподнятый подбородок; выпученные глаза; сжатые губы; большой мясистый нос. Маска тэнгу окрашивается в красный цвет.

ОНРЁ (духи мёртвых людей) — мстительные и печальные маски, сюда входит и знаменитая маска Хання, которая изображает лицо разгневанной женщины. Это лицо, обычно, вызывает у людей отвращение. Рога у маски означают сходство разгневанной женщины с дьяволом. Отличительная особенность маски Хання — это большой рот, свидетельствующий о крайней истеричности. Японские мужчины опасаются женщин с таким ртом.

Жители Японии, да и не только они, очень часто при оформлении интерьера используют японские маски. При желании любой человек может украсить ими свое жилище, главное знать некоторые нюансы.

В любом интерьере всегда есть место, определяемое как центр. Относительно него разворачиваются все главные действия. Центром интерьера может быть объект, находящийся в визуальном центре. Или же визуальным центром становится фигура, которая привлекает к себе внимание в первую очередь.

Поэтому при появлении в интерьере японской маски, она автоматически забирает на себя функцию точки отсчёта. Человек начинает по-другому воспринимать окружающие эту маску предметы интерьера. Маски влияют на человека, в зависимости от того где их разместить и в каком количестве. К примеру, две маски размещённые «лоб в лоб», наполняют помещение энергетикой противостояния и агрессии. Человек, находящийся между этими образами, неосознанно будет пропускать эту энергию через себя.

Маски, которые размещены на стене хаотично и в большом количестве, могут влиять рассеянно. Их энергетика взаимно гасится. Они могут создать только общую аморфную атмосферу.

японские маски в интерьереПод японские маски лучше выделять одну их стен комнаты. Особенно хорошо, маски смотрятся в прихожих и библиотеках. Нежелательно вешать японские маски на солнечной стороне, дабы не разрушать присущую им таинственность.

Если маски крупного размера, лучше разместить их не слишком низко — это утяжелит маски, но и не слишком высоко: так как они не должны подпирать потолок. Стены — это не единственное решение для японских масок в современном интерьере. Очень эффектно смотрятся маски на подставках, в нишах, оформленные в паспорту.

Чтобы не рисковать потерей жанра японских масок, лучше не использовать подсветку маски снизу или изнутри в условиях квартиры или дома.

Некоторые японские маски отпугивают людей своим внешне агрессивным видом и ритуальностью, заложенной в самой их идее. На самом деле злых японских масок не бывает. Большая часть масок при всей их ритуальности — позитивны, это своеобразный вид оберегов. Согласно азиатским поверьям, устрашающие японские маски отпугивают злых духов, беду и различные напасти от жилища человека. Так что в случае, если вы получили в подарок японскую маску, не стоит пугаться и думать о плохом.

С помощью оригинальных японских масок можно создать у себя дома атмосферу средневекового аристократического театра Но. Ну и конечно же, маски гармонично впишутся в интерьер востоковедов и станут ценным подарком для истинных ценителей Японской культуры.

Аурадома.Ру

07.10.2010
просмотров 9102