Пять больших медицинских открытий 2014 года

Специалисты Медицинского исследовательского института Южной Австралии и Университета Аделаиды заявляют, что нашли способ победить рак крови — лейкемию. Суть открытия заключается в том, что блокирование в организме белка STAT5, проводимое одновременно с традиционной противораковой терапией, позволяет резко повысить ее эффективность. Активность этого белка оказалась критически важным фактором для жизнеспособности злокачественных клеток. Без помощи STAT5 они легко погибают под воздействием уже известных лекарств. Ученые продолжают исследования, выясняя возможность применения открытия к лечению разных форм опухолей.

В последнее время медицина продолжает быстро развиваться — примерно такими же темпами, как это было в XX веке. iBusiness отобрал пять наиболее интересных, на наш взгляд, медицинских открытий последних лет.

1. Самый маленький в мире кардиостимулятор

В этом году в Великобритании в сердце одному из пациентов установили самый маленький в мире электрокардиостимулятор. Разработанный компанией Medtronic, он примерно в десять раз меньше традиционных моделей. По размерам новое устройство сопоставимо с капсулой лекарства: его длина всего 26 мм, а вес — 2 грамма.

Кардиостимуляторы обычно имплантируют под кожу, в область грудной клетки. От прибора через подключичную вену в полость сердца протягивают провод, через который к сердечной мышце проходят электрические импульсы. А новое устройство можно имплантировать прямо в полость сердца, что и было сделано в данном случае.

По словам британского врача Джона Моргана, у этого решения есть сразу несколько преимуществ. Во-первых, миниатюрный кардиостимулятор незаметен. Во-вторых, он более надежен. В-третьих, снижается риск возникновения инфекции. В-четвертых, пациенту проще привыкнуть именно к такому прибору.

Появление миниатюрных кардиостимуляторов и технологий их имплантации через катетер — это важная новость для всех людей, страдающих от сердечно-сосудистых заболеваний.

2. Восстановление слуха генной терапией

Ученые из австралийского Университета Нового Южного Уэльса (UNSW) нашли способ регенерации утраченных слуховых нервов с помощью кохлеарного имплантата. Это устройство представляет собой слуховой протез: оно преобразует звуковые колебания в электрические импульсы и подает их непосредственно на слуховые нейроны в голове. Технология кохлеарных имплантатов хорошо отработана. Но такое протезирование лишь частично компенсирует утрату слуха.

В исследованиях UNSW выяснилось, что кохлеарный имплантат можно использовать для генной терапии. Хирург, устанавливающий имплантат, вводит в определенное место ДНК-содержащий препарат. В процессе работы устройства вырабатываемые им электрические импульсы способствуют проникновению этого лекарства в клетки слухового нерва. В результате начинается процесс регенерации поврежденного нерва.

3. Череп, напечатанный на принтере

Врачи Университетского медицинского центра Утрехта (Голландия) недавно провели первую в мире операцию по полной трансплантации черепа. 22-летняя девушка страдала неизлечимым заболеванием, вызывающим размягчение костей. Раньше эффективных методов лечения этого заболевания не существовало. Ученые спроектировали точную копию черепа пациентки на компьютере и напечатали ее на 3D-принтере. Операция по замене черепа длилась 23 часа и завершилась успешно.

До операции девушка мучилась от головных болей, периодически теряла зрение, у нее началось нарушение координации движений. Но после сложнейшей операции все эти симптомы пропали. Ранее наибольшим достижением медиков в этой области была замена трех четвертей черепа пациента напечатанным на 3D-принтере имплантатом. Эту операцию провели в марте 2013 года.

Эксперты убеждены, что через несколько лет врачи будут массово печатать на принтерах разные элементы скелета и использовать их для замены поврежденных.

4. Вакцина против ВИЧ

Ученые из Рокфеллеровского университета (США) вместе с коллегами из британской фармацевтической компании GlaxoSmithKline провели клинические испытания препарата GSK744, который, как оказалось, способен снизить вероятность заражения ВИЧ более чем на 90%. Это вещество подавляет работу фермента, с помощью которого ВИЧ модифицирует ДНК клетки, чтобы затем размножаться в организме. Если этот фермент не работает, то и ВИЧ не может размножаться. Испытания препарата уже провели на обезьянах.

Скоро новое лекарство может появиться в американских аптеках. Коммерческое название для него пока не придумано. Ученые подчеркивают, что устойчивая защита от заражения сохраняется на протяжении нескольких недель после введения лекарства.

5. Тест на рак — как тест на беременность

Исследователи из Массачусетского технологического института (США) разработали диагностический тест, позволяющий выявить в организме раковую опухоль с помощью цветных бумажных полосок. Это значит, что вскоре диагностика раковых заболеваний может стать такой же простой процедурой, как тест на беременность.

Метод основан на обнаружении матриксных металлопротеиназ — ферментов, способных разрушать белки межклеточного матрикса. Некоторые из таких ферментов используются раковыми клетками для «расчистки» себе места в ткани здорового вещества.

На людях новый тест пока не испытывали, но ученые собираются заняться этим в самое ближайшее время. Значение этого открытия для медицины трудно переоценить: ведь если диагностировать рак на ранней стадии заболевания, то избавиться от него намного проще.

iBusiness.ru