6 ловушек гастрономического туризма
Ловушка № 1: «Одноразовая» еда
Европейские столицы, курортные резервации, города и достопримечательности из списка «увидеть и умереть». Перегруженные терминалы, ежедневно принимающие десятки тысяч туристов, путешествующих группами, прибывших на отдых круизных пассажиров, курортных отдыхающих и любителей однодневных экскурсий. Гарантированный поток одноразовых клиентов, которых нужно быстро накормить и отправить дальше «по программе».
Редкий ресторан, расположенный на оживленных туристических перекрестках, проходит это испытание, сохранив качество обслуживания, еды и адекватный уровень цен. Высока вероятность того, что возле Колизея вам подадут посредственный кофе (сами итальянцы считают это преступлением и клеймят такие заведения, но поделать ничего не могут), в бистро с видом на
Признаки «одноразового ресторана»
- Меню переведено на несколько «туристических» языков (английский, русский, немецкий и пр.)
- меню с сотней блюд похоже на фолиант
- зазывалы перед входом
- множество специальных предложений
- фотографии, муляжи или полноценные реплики блюд, выставленные в витрине или перед входом
- посетители — только туристы
- в рекламе или на вывеске ресторана есть слова вроде «настоящий», «единственный», «аутентичный», «домашний»
Ловушка № 2: Звездная болезнь TripAdvisor
Мнение большинства, основанное на таком субъективном критерии, как вкус, — информация, к которой нужно подходить с большой осторожностью. Некачественная работа редакторов сайтов отзывов иногда приводит к тому, что в первую двадцатку попадает непримечательное заведение или сетевой фастфуд — потому что в нем «дешево и нажористо».
Как избежать ловушки № 2
-
При поиске ресторана в таких больших туристических городах, как Париж, Рим, Лондон и пр., смело пропускайте первые 20–30 мест в рейтинге. Листайте дальше. Бывает, что самородок прячется на
100-м ,200-м и даже300-м месте рейтинга 10 000 заведений - Внимательно читайте отзывы. Количество выставленных звезд может не соответствовать содержанию отзыва. «Я дал три звезды из пяти, потому что мой заказ готовили на пять минут дольше, чем обещали. А еда здесь изумительная!»
- Наиболее взвешенные отзывы дают пользователи со статусом Destination Expert. Это волонтеры, получившие от редакции сайта статус «эксперт направления». По популярным направлениям и городам всегда есть такие эксперты
- Задайте вопрос на форуме TripAdvisor. Именно там проще всего получить персональный совет от пользователей-«экспертов»
Ловушка № 3: Трудности перевода
Шефы и персонал не считают оправданными усилия, потраченные на то, чтобы описать иностранцу ингредиенты и способ приготовления блюда, растолковать надписи в меню, объяснить непереводимые диковинные термины. Зачем, если китайские туристы это и так знают? А их в стране подавляющее большинство. Поэтому для иностранцев делают облегченное меню — в нем в разы меньше позиций и перечислены только «понятные» чужеземцам блюда. Что обиднее всего, самые «вкусные» и интересные строчки меню местные жители предпочитают не переводить вовсе. Дескать, «самим мало». Вот почему для большинства туристов китайская кухня так и остается китайской грамотой. Уезжая из Юньнани, вы и не подозреваете, что побывали в гастрономическом Клондайке, где живут и имеют уникальную кухню представители 51 малой народности!
Как избежать ловушки № 3
- Самый простой выход из ситуации — заглянуть в тарелки местных жителей — посетителей заведения и заказать то же самое
- Более сложное решение — подготовиться к поездке заранее, посмотреть, чем знаменита кухня региона, и выучить несколько ключевых фраз на местном языке и/или попросить знакомого носителя языка написать эти фразы на карточках. Актуально для стран, где говорят на тональном языке и где, даже зная нужную фразу, вы едва ли сможете правильно ее произнести.
Ловушка № 4: Ресторанное однообразие
Жители некоторых стран (чаще всего на Ближнем Востоке) уверены, что лучшие традиционные блюда готовятся в домашних условиях. А рестораны с национальной кухней — для туристов и вынужденного перекуса. Для перекуса, соответственно, не нужны разносолы, достаточно
Я была очень удивлена, когда столкнулась с этой ловушкой на Сейшельских островах с их богатой гастрономической культурой, основанной на креольских, африканских и азиатских традициях. Да простят меня жители горячо любимой Грузии, но даже там в ресторанах сложно выйти за пределы списка из хачапури-хинкали-
Три способа попасть в гости
1. Технологичный. Использовать
2.
3. Активная социализация. Общайтесь с местными жителями, провоцируйте их на гостеприимство. В Марокко я рассказала гиду о том, что в западных странах жители практикуют платные приглашения к себе домой на обед или ужин. И туристам это нравится, потому что они пробуют настоящую национальную еду. Гид мгновенно понял намек, и мы договорились о визите к нему домой. Так я познакомилась с жизнью марокканского среднего класса и получила ужин исключительного качества и вкуса по цене недорогого ресторана.
Ловушка № 5: Ближний круг туриста
Гиды, представители турфирмы, таксисты, администраторы отеля, сотрудники офиса туристической информации — ближний круг туриста, его система координат в незнакомом пространстве. Эта система неплохо работает, когда дело касается обзорных экскурсий и первого беглого знакомства с новым местом, но она дает ощутимый сбой, как только потребуются гастрономические советы. По двум причинам: ангажированность и некомпетентность.
Зачем водителю такси или служащему отеля разбираться в сезонах рыбной ловли, знать редкие виды местных пряных трав, следить за появлением новых ресторанов, деятельностью именитых шефов региона
Обмануть ваши ожидания могут:
- туры «все включено»: приотельный ресторан, рассчитанный на ежедневный конвейер отдыхающих, в лучшем случае предложит вам унифицированную «европейскую» кухню, узнать уникальные местные гастрономические традиции вам не удастся
- групповые экскурсии с включенным «питанием по программе»
- советы водителя такси, администратора отеля, гида
- скидочные купоны и рекламные брошюры ресторанов в отеле или офисе туристической информации
- первый попавшийся ресторан для обеда: шанс угадать хорошее место случайно ничтожно мал
Ловушка № 6: Стереотипы
Стереотипы упрощают мир обывателя, но осложняют жизнь туриста. Сложно осознать, что десятки центральных парижских бистро, предлагающих «традиционные французские блюда» вроде лягушачьих лапок и улиток
Гамбургеры, жареная картошка и ведро
Как понять начинающему гастрономическому туристу, что все, что в меню ресторанов Индии называется карри, — импортированные из Великобритании представления об индийской кухне, а не сама индийская кухня? И если вы хотите действительно индийский — насыщенный, пряный, богатый и яркий — соус, ищите совсем другие, незнакомые слова: korma, dopiaza, rogan josh, gosht…