Восстановление речи после инсульта: упражнения и лечение

Восстановление речи после инсульта: упражнения и лечение

Во-первых, в остром периоде болезни наблюдается высокий риск летального исхода, если поврежден жизненно важный участок головного мозга или не удалось побороть осложнения, например, отек мозга. Во-вторых, очень редко после перенесенного инсульта у людей не остается никакого неврологического дефицита. В большинстве случаев такие пациенты становятся инвалидами с разной степенью выраженности.

На втором месте после двигательных нарушений (параличи и парезы) находятся проблемы с речью, особенно это касается пациентов с инсультом в левом полушарии головного мозга.

Но, несмотря на тяжелые последствия перенесенной сосудистой катастрофы, многим упорным и терпеливым пациентам удается восстановиться после инсульта, иногда и полностью. Правда, это далеко не легкий и не короткий путь, реабилитация после инсульта должна начинаться сразу после происшествия и длиться не много и не мола, а всю последующую жизнь (она должна плавно переходить во вторичную профилактику патологии и состояний, которые привели к ней).

Самые большие успехи по восстановлению утерянных функций, это касается и речи, наблюдаются на протяжении первых 6 месяцев после инсульта. В дальнейшем регенеративные процессы замедляются и до года практически прекращаются. Потому сразу после инсульта нужно приступать к восстановительному лечению, чтобы не потерять драгоценное время.

Виды речевых нарушений после инсульта

Речевые нарушения, которые в медицине называют афазией, после инсульта наблюдаются у 35% пациентов. В зависимости от того, какой участок мозговой ткани пострадал и как сильно, различают несколько основных типов афазии.

Моторная афазия

В мозге человека существует участок, который называется центром Брока, или моторным. Это участок коры, который локализируется в задней части третьей мозговой извилины лобной доли. У правшей — это левое полушарие, а у левшей — наоборот. Этот участок коры обеспечивает моторную организацию речи, то есть произношение слов.

При повреждении этого центра развивается моторная афазия, то есть невозможность выговорить слова и предложения. Пациент понимает обращенную к нему речь, но проговорить свой монолог у него не получается. Вместо этого он издает набор звуков или несвязанных между собой отдельных слов.

Сенсорная афазия

Речевые центры головного мозга. Источник: golovazdorova.ru

Сенсорная речевая зона, которая отвечает за понимание речи, находится в задней части верхней мозговой извилины височной области доминантного полушария (у правшей — справа, у левшей — наоборот). Называется этот участок центр Вернике.

При его повреждении во время инсульта пациент перестает понимать речь других людей, в связи с чем страдают и его речевые функции — он произносить отдельные слова, правильно, но не связано между собой. Такая афазия называется сенсорной.

Семантическая афазия

Такое нарушение развивается, когда повреждается участок головного мозга, находящийся на стыке между теменной, височной и лобной долями. При этом пациенты не понимают сложных грамматических письменных и устных конструкций речи. Например, человек не может объяснить какая разница между словосочетаниями «отец брата» и «брат отца». Это случается, потому что пациент перестает понимать связь между словами при помощи их окончаний, предлогов, союзов, сравнений и определений.

Амнестическая афазия

При этом нарушении человек владеет спонтанной и диалоговой речью, но у него возникают трудности при назывании знакомых предметов (он не помнить в данный момент, ка называется та или иная вещь).

Тотальная афазия

Это самая тяжелая форма речевых нарушений, когда человек сам не разговаривает и не понимает речи окружающих. Наблюдается при обширных мозговых инсультах.

Занятия с логопедом

Занятия с врачом-логопедом — это основной вид лечения речевых нарушений после инсульта. Как только определен тип афазии, можно приступать к упражнениям. Как правило, специализированные центры по лечению последствий и восстановлению после инсульта обязательно имеют в своем штате логопеда-афазиолога. По статистике в ходе таких занятий примерно 30% пациентов начинают вновь разговаривать еще до выписка из стационарного отделения.

Как известно, человеческий мозг в ходе своей деятельности использует только 5–7% от своего потенциала. Тем временем миллиарды нервных клеток «тихонько отдыхают в сторонке». Но в случае надобности, например, при повреждении части активных нейронов при геморрагическом или ишемическом инсульте, клетки запаса активно включаются в деятельность. Только для этого необходимо их активировать, на что потребуется немало сил, терпения и регулярных упражнений. Таким образом, возможно полное восстановление речи и других функций даже при тяжелых инсультах.

Регулярные занятия с логопедом-афазиологом – основа восстановления речи у постинсультных пациентов. Источник: golovazdorova.ru

Логопед-афазиолог подбирает комплекс упражнений индивидуально для каждого пациента, ориентируясь в первую очередь на вид речевого нарушения. Первые занятия должны заинтересовать человека и не утомить его, потому тема для разговора и урока восстановления речи должна быть интересна пострадавшему, а занятия длится не более 8–10 минут. Постепенно длительность уроков увеличивают, доводя до 30–40 минут ежедневно.

Параллельно с этим очень важно, чтобы родственники пациенты также разговаривали с ним, несмотря на то, понимает человек, перенесший инсульт, их или нет. Можно организовать и домашние упражнения, о которых следует расспросить специалиста.

Упражнения для восстановления речи

Хотя для каждого вида афазии существуют свои комплексы упражнений, которые должен подбирать специалист, но также необходимо помнить, что чистых форм нарушения речи на практике практически не встречается, в большинстве случаев они являются смешанными. Потому, приведенный ниже комплекс упражнений не помешает никому, даже здоровому человеку, а только поможет улучшить свою дикцию и ораторские способности.

Комплекс упражнений на восстановление речи после инсульта:

  • Вытягиваем губы в трубочку, удерживаем их в таком положении на протяжении 3–5 секунд, потом повторяем вновь (5–10 раз)
  • Нижней челюстью захватываем верхнюю губу, держим несколько секунд и отпускаем (5–10 повторов)
  • Аналогично предыдущему упражнению, только теперь проделываем все наоборот — верхней челюстью захватываем нижнюю губу
  • Открываем рок, шею вытягиваем вперед, и язык максимально высовываем из ротовой полости. Задерживаемся в такой позиции на несколько секунд и возвращаемся в исходную. Повторяем 5–10 раз
  • Поочередно облизываем губы, то справа-налево, то наоборот. 5–10 подходов достаточно
  • Облизываем губы круговыми движениями языка
  • Пробуем скрутить язык в трубочку
  • Рот закрытый. Языком пытаемся дотянуться к мягкому небу
  • Рот закрыт, зубы разомкнуты. Водим круговыми движениями языком между зубами и губами
  • Цокаем языком о небо, как лошадка копытами при беге
  • Выдвигаем язык максимально из ротовой полости и одновременно шипим, как змея
  • Пытаемся улыбнуться на все 32 зуба, а потом улыбаемся, не показывая их
  • Поочередно тянемся языком к кончику носа, а затем — к подбородку
  • Посылаем воздушные поцелуи, при этом громко чмокаем
Детские логопедические упражнения отлично подойдут и для восстановления речи после инсульта. Источник: golovazdorova.ru

Все эти упражнения можно выполнять в любой последовательности по несколько раз в день. Параллельно нужно заниматься и другими видами самостоятельного восстановления речи. Например, можно заканчивать слова и фразы за помощником, учить стихи, скороговорки, песни, считалки, слушать музыку

Необходимо помнить, что на момент занятий в помещении должно быть тихо.

Другие методы лечения

Помимо основных методик восстановления речи, существуют и дополнительные, которые при комплексном подходе показывают очень положительные результаты.
Медикаментозная терапия

Медикаментозное лечение при речевых расстройствах ни чем не отличаются от общей схемы. Не существует препаратов, которые помогли бы побороть афазию, но назначение некоторых лекарственных средств улучшает кровоток в головном мозге, улучшает питание нервных клеток, способствует умственной деятельности, улучшает память, повышает внимание, что положительно сказывается на общем состоянии и ускоряет реабилитацию.

Хирургическое вмешательство

Применяется крайне редко, в случаях, когда все остальные методики не улучшили состояние пациента. Возможно только в случае ишемического инсульта. Во время нейрохирургической операции, которая называется формирование экстра-интракраниального микроанастомоза, создается дополнительное соединение между неповрежденным сосудом мозга и речевой зоной в обход очагу повреждения. Благодаря улучшению процессов кровообращения в речевой зоне может наступать улучшение, но часто не наблюдается выраженного эффекта, из-за чего риск самой операции превышает ее пользу.

Физиотерапевтические процедуры и ЛФК

Необходимо знать, что проблемы с речью после инсульта могут быть связанны не только с прямым повреждением речевых зон мозга, но и с параличами мимической мускулатуры. В таких случаях артикуляционные мышцы просто не выполняют своих функций, а лечение и восстановление аналогичное, как при двигательных расстройствах.

Терапия стволовыми клетками

Лечение последствий инсульта стволовыми клетками – новое и перспективное направление в неврологии. Источник: golovazdorova.ru

Экспериментальным методом лечения является терапия стволовыми клетками. Это перспективная методика, которая только начинает развиваться, но уже существуют данные, которые указывают на хороший восстановительный эффект лечения стволовыми клетками.

Инсульт — это сложное заболевание, но не приговор. Если человек имеет стимул для восстановления, то он сможет преодолеть все, восстановить все утерянные функции, в том числе и речь. Главное — верить в себя и получать поддержку близких, в остальном поможет медицина.

golovazdorova.ru

Хотите читать всё самое интересное о красоте и здоровье, подпишитесь на рассылку!

Понравился материал? Будем благодарны за репосты

12.05.2017
просмотров 3361