Сергей Погосян: «Работа сделала меня счастливым».
Сереж, ты занимался, экономикой, актерством, шоуменством, конферансом
И занимаюсь. Кроме экономики. Экономика — в пределах расчёта семейного бюджета.
Что ещё хочется попробовать?
Я не могу сказать, что хочу себя найти ещё в чем-то. Мне кажется, я себя уже нашёл — это актёрство, и мне это нравится. У меня нет желания освоить какие-то смежные, параллельные профессии, режиссуру, например. Режиссёр должен быть либо гениальным, либо вообще не работать в этом качестве. Быть никаким режиссёром он не имеет права.
Кто по твоему мнению гениальный театральный режиссёр? Можешь назвать мировую тройку лучших?
Не знаю, очень сложный вопрос, на который можно получить весьма субъективный ответ.
Понимаешь, у режиссёров (как и у всех, кто творит) есть определённый срок службы, а у зрителей (тех кто потребляет) есть возраст восприятия. Я помню, что сошёл с ума от восторга, когда попал на спектакль Романа Виктюка в Вахтанговском театре — «Дама без камелий», помню по видео смотрел его «Служанок». Мне было около 25 лет. А потом, в более солидном возрасте я видел то, что сделал Виктюк позднее, видел его спектакль в театре Лермонтова. Прежнего впечатления уже не было. Также как не хочется от сходить с ума от символистов, восхищаться недосказанностью, плакать от литературных намёков и аллегорий. В 40 хочется плакать уже другого.
А в кино?
Гениальные режиссёры в кино? Опять сложно сказать однозначно... тут действует тот же принцип. Допустим, меня покорил любимый с детства фильм Формана «Полет над Гнездом Кукушки». А «Амадей» уже не произвёл такого глобального впечатления. Вроде тот же режиссёр, но вот «Полет...» впечатлил, а его следующий фильм —нет.
«Раба любви» Михалкова, наоборот, в юности не произвела впечатления. А недавно слезы навернулись, когда пересматривал эту картину.
Все зависит от твоего настроя и опыта, насколько ты вместе с героями можешь ответить на те или иные вопросы.
А иногда не хочется вопросов и приходишь в восторг от идеи, как в фантастической литературе.
Из таких глобальных потрясений от идеи, последнее — Матрица. Это же нужно до такого додуматься! Братья Вачовски придумали настолько интересный расклад! Продумано все, вплоть до истории возникновения дежавю: когда у тебя создаётся ощущение, что с тобой это уже было, они объясняют, что это сбой программы, просто глюк!
Как ты вообще относишься к теории, что все вокруг — голограмма?
Не верю, хотя было бы заманчиво лет через 80 сказать: «Смените, пожалуйста, голограмму, сделайте перезагрузку».
Если бы у тебя была сейчас возможность перемотать жизнь на 20 лет назад, какой бы ты сделал выбор?
Я поступил бы также, просто более рационально отнесся к своему выбору. И я бы уже знал, к чему я буду стремиться, что мне приносит удовольствие. А двигался бы в том же направлении. Возможно, не тратил бы время на мучения — стоит ли? Могу ли я? Хочу ли я?
Мне всегда казалось, что ты чётко знаешь, чего хочешь и как к этому прийти.
Нет, каждый день это сомнения — могу ли я, там ли я нахожусь? Правильно сделал, что ушёл из театра или нет? В тот момент казалось, что правильно, были периоды, когда жалел. Потом снова не жалел.
Чётко знает чего хочет только машина. Сомнения — это то что делает нас людьми, но это опасная приправа. Чуть превысил дозу — и ты кисель, исключил из рецепта вообще — и ты чурбан. Излишние сомнения не добавляют человеку силы, а скорее, забирают её, заставляя тратить на перемалывание одного и того же. С другой стороны сомнения нужны, чтобы не потерять адекватность. Увы, сомнения — ужасный груз, тормозящий движение вперёд.
Очень важно, чтобы в жизни были люди, которые на 1058-й вопрос «А не дурак ли я? Правильно ли делаю? Хватит ли мне таланта?» Не устали бы повторять тебе: «Не дурак, Серёжа, все правильно делаешь и таланта хватит ».
Особенно это важно в сфере искусства, которая не имеет чётких границ. Можно изобрести айфон замерить его характеристики, показатели, производительность, экономичность — суммировать это и понять — да, это гениальный продукт. Искусство так не измерить. То, что кому-то покажется гениальным — другому покажется бездарным. Об этом мы говорили чуть раньше
То есть твоя работа — вкусовщина?
Да, конечно, вкусовщина.
Наверное, надо обладать очень большим уровнем образования, чтобы понимать, что хотел сказать тот же Виктюк или Форман. Кто-то ведь посмотрит и скажет: «Какая ерунда!»
Нет, не очень большим, скорее базовым из 12 ти заповедей. Но в принципе согласен с твоей постановкой вопроса. Если совсем утрировать: сыграй папуасам Новой Гвинеи Моцарта. Они удивятся: «А где барабаны? Это же вообще не музыка».
Кстати, об уровне образования и критериях. Мы снимали передачу о великом Сальвадоре Дали, и экскурсовод из Санкт-Петербурга рассказал потрясающую историю.
Передачу снимали в доме музее Сальвадора Дали в Барселоне. Всем известна история любви Дали и Галы. В доме все пронизано любовью к Гале, много картин с её изображением.
Творчество Дали можно разделить на периоды до Галы и период с Галой. Она его муза! Гала — её не настоящее имя, звали её Елена Дьяконова, она была исключительной женщиной, обаятельной и расчётливой. Она, как магнит, притягивала к себе мужчин и умела их удержать рядом. Её первый брак был заключён с молодым поэтом Эженом Гренделем вопреки воле его родителей. Для своего супруга она также придумала красивый псевдоним —Поль Элюар. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы он не встретился с этой удивительной женщиной. Они переехали в Париж, где Гала быстро познакомилась с парижским бомондом и завела полезные связи в литературных и издательских кругах.
Вскоре у неё завязался роман с художником из Германии Максом Эрнстом, а потом уже в её жизни появился Сальвадор Дали. То есть на современном языке Гала — это светская львица. Родом она из Казани.
И экскурсоводы любят рассказывать удивительно романтическую историю, что у маленького Сальвадора были какие-то картинки на ручке, или диафильмы, которые он смотрел. И там был сюжет о том, что девочку, явно русскую, явно в средней полосе России в зимнее время под снегопадом куда-то везут, и волки догоняют её сани. И он ещё в детстве мечтал спасти эту красивую русскую девочку. Потом она появилась в его жизни и он с первого взгляда влюбился.
И вот после того, как всю эту замечательную романтическую историю рассказали, в нашей группе какие-то представительницы того же города, откуда была Гала, две такие тётки в соболях и золоте, с огромным количеством покупок, которые они сделали в испанских магазинах, смотрели-смотрели на эту Галу, потом одна к другой поворачивается и говорит: «Ну что Гала, да Гала. Тоже мне муза!!!— простая казанская Б.... ь!!!»
Судили они явно по себе: «Окрутила, женила...» — это все про критерии оценки и уровень. Для Сальвадора она была музой, которая сподвигла его на многое... Больше того — и муза, и менеджер. Они сделали множество интересных вещей, которые тогда были в новинку: и дизайн ручек, и дизайн стаканов, и так далее.
Чупа — чупсы знаменитые.
Это тоже Дали? Я не знал. В общем, видишь — искусство это такая вещь, которую невозможно однозначно оценить.
Это все воспитывается. Я помню, мы видели в Лувре детей, которые сидели перед подлинниками шедевров и свободно обсуждали их. Для маленьких деток 5-7 лет такое в порядке вещей. В Лувре, в Музее современного искусства — они совершенно спокойно задают вопросы. Но это отношение к искусству воспитывается с юного возраста. То же самое с хорошим кино и хорошими спектаклями — вкус надо развивать, прививать, показывать как надо, как могло бы быть.
Это так. Но кто определяет какие спектакли хорошие, а какие нет? Сложно выбрать критерии — какой спектакль считать хорошим, а какой плохим, какой показывать, а какой нет.
Ты как профессионал как для себя эти критерии определяешь?
Очень примитивно: понравилось — не понравилось. Зацепило — не зацепило.
У тебя же есть определенный внутренний багаж, который позволяет это делать? Тебя удивить сложнее, чем простого обывателя.
Не сложнее, просто обращаешь внимание на профессиональные мелочи.
Но если ты видишь по настоящему гениальный спектакль, то уже не замечаешь изнанки. На какое-то время полностью отдаёшься увиденному... Это как замечательная мелодия, когда ты просто сливаешься с ней — у тебя льются слезы или, наоборот, ты чувствуешь возбуждение, идёт прилив веселья. Здесь не оперируешь рациональным «как он удачно эти семь нот разместил». Это то, что я называю «зацепило».
Искусство — это иллюзия. Если это не ваза, не стул и даже не картина, которая — дырку на обоях закрывает.
А какая польза от твоего искусства?
Эмоции. Я даю эмоцию, получаю эмоцию.
Серёжа, можешь ли ты сказать, что с помощью своего искусства ты влияешь и преобразовываешь жизни других людей?
Это слишком глобально.
Почему нет?
Я об этом не думал. Я играю для себя, избавляюсь от каких-то своих комплексов.
Это как женщина. Она такое количество грима накладывает на себя, косметики — голодает, не пьёт на ночь, постоянно ходит к косметологу, следит за фигурой. Но делает это не для здоровья, а для того чтобы нравиться другим. И когда она нравится другим, то сама получает от этого удовольствие. Вряд ли она преобразовывает жизнь других людей. Большинство предпочитает быть Мэрилин Монро, а не матерью Терезой.
Считается, что чем талантливее артист, чем больше у него боли внутри, чем ярче он может эту боль выразить — тем он талантливее.
Очень спорно. Это из области, что актёр должен быть голодным, смертельно больным и брошенным. По моему это придумали злые люди. Актёр либо талантлив либо нет.
Нет, это о том, чтобы выплеснуть какие-то свои переживания в текст или музыку. Может у актёров это несколько иначе?
Совсем не обязательно терять, чтобы играть потерю.
Тебя изменила актёрская профессия?
Я каким был — таким и остался.
Внешние мои проявления — да, изменила. Я могу скрывать эмоции, держать лицо, играть доброжелательность и заинтересованность. А внутри также, все то же самое, если мне сделали гадость плачу и переживаю, если чего-то добился — радуюсь, если что-то купил о чем мечтал — как ребёнок рассматриваю это. Люди, мне кажется, вообще внутри не меняются. Просто игрушки становятся дороже
Получается, профессия тебе не помогла решить какие-то внутренние проблемы?
Профессия сделала меня счастливым! Когда я занимался не своим делом, приходя на работу и мечтая, чтобы рабочий день скорее закончился, я мечтал о доме, где тебя ждёт телевизор отвлекаеющий от работы, вечер, ночь, выходные, где можно напиться, чтобы опять же не думать о понедельнике. Это самая большая проблема, которую мне помогла решить моя профессия.
Она сделала меня счастливым, время, которое я провожу в театре, на съёмочной площадке, приносит мне удовольствие. Дома я с удовольствием думаю о работе и жду рабочих дней
Некоторые мужчины считают, что работа не должна приносить удовольствие, только деньги. Потому что задача мужчины — обеспечить уровень жизни.
Так можно впасть в депрессию. Хотя — смотря, в чем ты находишь кайф? Если ты обеспечиваешь уровень жизни своей семье и живёшь только семьёй, то работа нужна только из-за зарплаты
У меня есть знакомый, который говорит: «Я работаю 5 дней в неделю для того, чтобы в субботу и воскресенье поехать на рыбалку.» На протяжении всей его жизни суббота и воскресенье самые главные дни, потому что ОН — рыбак, зимой и летом, в снег и дождь. В этом кайф его жизни. Есть и такие люди. У меня совпало хобби и работа, и я рад, что так получилось: устал играть в театре —ушёл в кино. А когда соскучился по сцене и живому зрителю — мы с Женей Жумановым сделали антрепризу.
Как ты себя почувствовал, вернувшись в театр?
Немного побаивался, давно не был на площадке, но надо отдать должное Жене и его терпению.
Я не играл ничего подобного, это совершенно другой формат. Мне было очень интересно. Но сложно. Талант, как говориться, не пропьёшь, но и тренировки никто не отменял. Не уверен, что вышел на проектную мощность, но в искусстве всегда так: можно всю жизнь проработать, а выйти на проектную мощность только после смерти, когда напишут: «А он ничего так играл в 1998 году».
Постоянно есть ощущение недоигранности: «Нет, это не совсем то, что хотел режиссёр» или «Нет, это не совсем то, что хотел я». Где-то не доиграл, не хватило сил, где-то элементарно забыл текст. Не хватило пороху, поскользнулся, запнулся, давление скакнуло — тоже бывает...
Когда ты профессионал — ты всегда знаешь, что можно было бы сделать лучше. Чего бы это ни касалось.
Боюсь разочаровать читателя, но искусство — это сплошная вкусовщина с размытыми критериями и неадекватность. Иногда ты говоришь: «Ох, хорошо я сегодня сыграл!». А зрителя тошнит от того что ты сделал.
Живя в таком ритме — как ты восстанавливаешься? Если тебе плохо, а все равно надо выходить и играть...
Работа заставляет. К сожалению или к счастью, сцена лечит.
Бывает, и не восстанавливаешься, необходимо просто отстоять, отработать, а потом уже упасть, такое бывало.
Тяжело? Здоровье быстро расходуется?
Сверстники уже начали умирать, с кем я учился, но это грустная тема. Давай вернёмся к искусству.
Вернемся к твоим двум заметным ролям в кино...
Прошлый год у меня был достаточно удачный в плане кино. Я уже начинаю привыкать к тому, что я актёр, работающий на две страны. А совсем недавно вечером смотрели телевизор — канал Перец со мной. Потом переключились на СТС — и я тоже там был. Потом теле канал Астана, Хабар. Там — одна передача, а там — другая. Количество фильмов постепенно копится. Когда в 2005 году я снялся в своём самом первом фильме «Продаётся дача» — у меня было ощущение, что мне хотя бы одним глазком, хоть бы на пол-ножечки постоять, а потом я обратно вернусь. Сейчас смотрю — уже идёт одна передача, вторая, художественный фильм — уже по нескольким каналам. Конечно, все равно есть, куда расти.
Ты сам не замечаешь своего успеха, а он уже подкрался.
Нет, я как раз обратил внимание. Просто, считать это успехом, пожалуй, преждевременно.
Мне повезло, в прошлом году я снялся для ОРТ -, режиссёр сериала тоже алмаатинец Андрей Мармонтов. Съёмки проходили в Крыму, я получил удовольствие. После Крыма поехал во Владикавказ, снимался с Кахи Кавсадзе (который играл Абдуллу в Белом Солнце Пустыни, Дон Кихота).
Так вот, Кахи Давидович долго на меня смотрел и спросил: «Это ты с Софико снимался? Точно ты!» А я думаю: «Не может быть». Я-то его знаю — это естественно! А он знает меня. Представляешь? Я в кадре с такими людьми и они меня узнают. Не сразу, правда.
Что для тебя сейчас стало бы настоящим успехом? То, о чем ты мечтал в 20 и 30 лет — все сбылось и осуществилось.
Нет, я не могу сказать, что все сбылось. Пока мы говорим о количестве появлений в кино или спектаклях, а я бы хотел улучшить качество. Не просто сняться в фильме, а сняться в хорошем кино, сыграть хорошо. В 20 лет я вообще не мечтал о кино, а в 25 лет я не мечтал о том, что меня узнает кто-то из российских актёров и скажет: «А, так это ты?». О роли Гамлета в 25 не мечтал, а в 28 уже играл. В 28 не мечтал о каких то наградах, а в 32 получил государственную премию за Эзопа. Представляешь, как все быстро? А в 38 я устал и ушёл из театра, когда мне все говорили: «Ты идиот? Ты ведущий актёр, куда ты уходишь?». А я отвечал, что устал. И ушёл.
Чего хочется сейчас?
Хочется, чтобы то, что есть — оставалось, и добавилось больше качества. И денег побольше. Я совершенно в этом плане не отличаюсь от обычных земных людей.
Человеку всегда хочется большего.
Бизнесмену — больше прибыли, чтобы стать миллионером.
Миллионер мечтает стать миллиардером.
Миллиардер мечтает о яхте, как у Абрамовича,
А Абрамович мечтает о президентских полномочиях,
А президент, наверное, мечтает быть Богом. Незатейливые такие мечты.