Рожденные для какой жизни?

Рожденные для какой жизни?

Гениальным восприятием окружающего мира изначально наделен практически каждый из нас.

Ученые считают, что в этом смысле не существует никакой разницы между теми, кто родился в одной из мировых столиц или появился на свет в маленькой, затерянной в джунглях деревушке.

При благоприятных условиях любой может проявить невероятные таланты. Но пока еще эти условия, среда могут оказываться неблагоприятными также по всему миру. Недавно установлено, что даже такая "мелочь", как цветовое восприятие, зависит от традиций того общества, в котором мы живем. К примеру, голубые оттенки по-разному видят русскоязычные и англоязычные люди. А вот в некоторых африканских племенах вообще отличают только светлое и темное. Оказывается, наше зрительное (а может быть, и не только зрительное) восприятие связано с языковыми традициями. От нашей способности описать словами различие одного цвета от другого зависит богатство нашего видения. Невольно задумаешься, насколько, во-первых, богаче восприятие мира художником кисти и слова, а во-вторых, сколько неописанного в силу отсутствия необходимости просто проходит мимо нашего сознания!..

Так что обучаться мы начинаем очень рано. И, увы, часто обучение или образование преждевременно прекращается в силу бедности той среды, в которой мы живем…

Более того, иногда кажется, что многое в существующих системах образования устроено таким образом, чтобы человек вместо удовлетворения естественной с детства тяги к познанию получал обратный результат - отвращение к нему. Но поразительно другое: люди, получившие представления однажды, впоследствии оказываются не в состоянии их совершенствовать. Ребенок из африканского племени, помещенный в цивилизованную среду, с младенчества воспринимает краски, как все вокруг, а его сверстник, оставшийся в джунглях, уже навсегда способен отличать только светлое от темного…

Выходит, существует определенный предел, за которым дарованный нам особый потенциал для обучения, развития, а значит, полноценного жизненного осуществления, как и восторженное восприятие окружающего мира, утрачивается…

Факты и наблюдения, которые приводятся в этом материале, призваны не помочь с выбором какой-либо определенной образовательной школы или системы. Они свидетельствуют лишь о современном уровне представлений, о предпосылках, которые позволяют нам в этой жизни либо осуществиться, либо нет. Потому что судьба каждого из нас - это возможность преодолеть дистанцию между теми, кто мы есть и теми, кем мы можем стать, часто не благодаря, а вопреки условиям или условностям.

Это только маленьким детям мир взрослых кажется чудесным и интересным. Но на деле все оказывается совсем по-другому. "Мои родители были против. Возможно, это стало причиной создания компании". Кому бы, вы думали, принадлежат эти слова? Знаменитому Майклу Деллу. У вас случайно ноутбук не его фирмы? Так что делайте выводы сами. Только не сочтите, что создание искусственных трудностей для ребенка будет способствовать подобному осуществлению. Не все такие упорные. Большинство просто сломается. Но хорошо, когда цели сформировались, а характер оказывается достаточно твердым. Иногда проявлению настойчивости в достижении цели определенные трудности в самом деле способствуют. Но есть гораздо более незаметные, а от того - более серьезные опасности.

Иногда может показаться, что если мы не занимаемся целенаправленно образованием, то образования не происходит. Отнюдь. Еще как происходит. Вот вы, например, избегали употреблять в своей речи площадные выражения, но поскольку они стали повсеместными, вплоть до средств массовой информации, то нет-нет в критической ситуации да и выругаетесь в сердцах. Вот уже процесс образования и пошел. Среда образовывает нас в соответствии со своими потребностями, подгоняет под свой уровень.

А кто ее в основном составляет? Вспомните, сколько по-настоящему талантливых ребят было в вашей школе или в вузе… И где они сейчас. А остальные - это и есть среда.

Так что естественная для человека тяга к познанию, как и тяга к творчеству может отмирать за неупотреблением, хотя и проявляется очень рано.

Среда не пассивна. Среда активно формирует нас. Ты не с нами, значит ты против нас. Агрессивная реклама. Агрессивное потребительское мировоззрение. И человек незаметно начинает смеяться над теми шуточками, которые когда-то считал низкопробными, незаметно мышление начинает происходить на основе представлений и формул, навязанных окружающими.

Вы с этим не согласны? Я тоже. Поэтому, думаю, у нас с вами шанс есть. Ведь по-настоящему значимое общество только и возникает, когда каждый представляет значимую индивидуальность. Кстати, недавнее исследование английских ученых подтвердило тот факт, что молодежь спивается за компанию.

В советское время была расхожей шутка: нужно много учиться, чтобы мало получать. Так и было на самом деле. И многих такая дифференциация не устраивала настолько, что они бросали научную карьеру и ехали за длинным рублем. Сегодня мало что изменилось, разве что только хуже в этом смысле стало. Сейчас пожилая учительница с нищенской пенсией говорит: "Двоечники-то бизнесменами стали. В отличие от отличников, которых и не видно, и не слышно". Само по себе общество воспроизводит только себя. И основную его массу, то есть тех, кто задают основную тональность, представляют далеко не талантливые люди и первооткрыватели. Поэтому ограничение среды действительно имеет большое значение. Но, может быть, это и есть та необходимая трудность, которым людям талантливым надо преодолеть?

Кстати, это совсем не правило, что люди, не отягощенные знаниями и размышлениями, повсеместно определяют ситуацию. Так получилось у нас, поскольку в переломный момент быстрее находят себя люди недалекие, но предприимчивые. А, скажем, "отец Интернета" (один из изобретателей интернет-протокола, ныне вице-президент Google Винт Серф) - он и ученый, и бизнесмен, и мыслитель. Но, так или иначе, величайшее достижение природы, дающее почти равные возможности каждому из нас для исключительной и насыщенной свершениями жизни - мозг и центральная нервная система, в существующих обстоятельствах очень часто остаются бесполезным даром.

И системы образования также были и во многом остаются нацеленными на воспроизводство винтиков и шестеренок тех или иных механизмов.

Мне неоднократно приходилось встречать людей с исключительной профессиональной подготовкой и развитыми способностями интеграции - от изысканности манер до великолепного знания языков - которые просто-напросто обслуживают интересы каких-либо деловых кругов. Конечная цель усилий - не создание какого-либо неповторимого продукта, не осуществление человеческого, творческого, профессионального, а всего лишь высокая зарплата.

Что могут преподать такие люди детям?

Выходит, с возрастом человек, как вид, в большей степени склонен преимущественно поддерживать среду, чем ее изменять и совершенствовать. Видимо, естественная для человека острая любознательность имеет определенные пределы, потому что очень скоро он легко смиряется с утратой возможностей ее реализации и принимает условности окружающего мира как данность. И особые способности одаренных людей в современном обществе - скорее отклонение от нормы, чем ее проявление. Но они как бы оставляют надежду и на свой шанс в этой жизни. Тогда как на самом деле, скорее он есть у тех, кто еще делает первые шаги.

С возрастом человека очень часто настигает примитивизм, тогда как талантливые люди сохраняют естественное для человека стремление к постижению нового и обогащению своим опытом других, но об этом ниже. А пока хотелось бы обратить внимание на то, что соблюдение норм и их изменение - две тенденции, связанные со взаимодействием человека и общественной среды. Причем в ненормальных условиях из благих побуждений часто принимаются ненормальные же решения. Так многие родители делают ставку на раннюю посвященность детей делу, естественное стремление к которому у последних отсутствует. Кто знает, что поведали бы нам, если бы могли, клавиши роялей, струны скрипок, коньки для фигурного катания или спортивные снаряды… Сколько недетского горя маленьких профессионалов они вынесли…

Мир цивилизованный, устроенный говорит нам о суицидах. Вот информация об очередной смерти от трудоголизма одного из ведущих сотрудников компании "Тойота". Ваше будущее или будущее вашего ребенка?

Полагаю, что следует сделать некоторое условное разделение, чтобы попытаться определить действительные пределы, которые человек может достичь, если в нем сохранится лучшее, что он несет в себе от рождения, и он сможет обогатить это все образованием, опытом и осуществиться как профессионально, так и в широком смысле человеческого осуществления. Ведь одно дело - обучение профессиональное, которое необходимо для успешной карьеры или выживания, если на примитивном уровне.

Другое дело - то обучение или образование, которое дарует помимо профессионального удовлетворения самые глубокие и прекрасные интеллектуальные и психологические переживания, которые только может испытать человек, наполняя его жизнь радостью и смыслом.

Все, что создано как цивилизацией, так и отдельным человеком, осуществляется в пределах одной человеческой жизни. Это обстоятельство предъявляет к современному человеку все более возрастающие требования, поскольку, чтобы соответствовать условиям современного мира, ему предстоит пройти путь от естественной дикости, которая также присуща нам от рождения (не случайно, люди выросшие среди животных, так и остаются животными), к высокому уровню развития. Но, помимо соответствия внешним требованиям, человеку важно получить такую подготовку, которая бы позволяла быть в гармонии как с самим собой, так и окружающим миром, быть счастливым. Причем не в итоге, а на всем пути…

Исследователи говорят, что есть физиологические причины, которые приводят к снижению интеллектуальных способностей с возрастом. В частности это связано с процессами, которые происходят в гиппокампе человеческого мозга. Вместе с тем, другие исследования свидетельствуют о том, что люди увлеченные, занимающиеся любимым делом, показывают обратные результаты.

Одним из таких людей был академик, лауреат Нобелевской премии Лев Давидович Ландау. Он не только считается советским Эйнштейном за исключительную глубину и разнообразие научных достижений. Он принадлежит к числу тех, кто оказал исключительное влияние на научную мысль. Одним из механизмов такого влияния были семинары Ландау, атмосфера которых позволяла талантливым ученым находить возможности для скорейшего осуществления, а бездарей отторгала. Вот как об этом вспоминают очевидцы: "Чтобы попасть в число ближайших учеников Ландау, нужно было пройти ряд специальных экзаменов, программу которых он составлял сам. В эти экзамены входили не только механика и теоретическая физика, но и математика в том виде, в котором она была нужна в теоретической физике. Экзамены сдавались по разделам, и могли длиться много месяцев. Ландау называл программу экзаменов "теоретическим минимумом" и считал, что это составляет тот минимум знаний, с которыми ученый может начать успешно заниматься теоретической физикой. Сдать этот экзамен удавалось немногим, за все время - немногим более 40 человек. Этим ученикам Ландау щедро отдавал свое время и давал им большую свободу в выборе темы".

Но хорошо, это специальные вопросы, а что же остается остальным? Что для них значит на самом деле быть образованным и современным? Как далеко вперед ушли те, кто смог сохранить в себе живость восприятия, масштабность мышления, смог обогатить все это личными достижениями и оказаться на гребне развития цивилизации! И на самом деле мир, кажущийся ребенку удивительным и прекрасным, оказывается еще более интересным и безграничным для познания, для творчества, для полнокровного жизненного осуществления.

А какую образовательную школу или систему мы выберем для себя или поможем выбрать детям - вопрос прикладной. Но согласитесь, если мы будем видеть дальше, то принять техническое решение будет гораздо легче. Тем более, что учиться придется всю жизнь. Потому что, если нам повезет, мы будем не только осваивать существующие знания, но и создавать новые. А это означает бесконечное освоение неизведанного…

Сергей Портер

gazeta.kz

16.12.2008
просмотров 1944